Если ребёнок начал заикаться, важно не паниковать. Заикание — это не просто проблемы с речью, а сложное нарушение, связанное с общением, эмоциями и нервной системой. Как объясняет логопед и эксперт «Инфоурок» Марина Кишиневская в видеолекции «Ребёнок заикается. Что делать?», помочь можно только комплексно. Подробно о комплексной работе с заиканием — в сегодняшней статье.
Что такое заикание на самом деле: развенчиваем мифы
Заикание — это не дефект речи, а сбой коммуникации. Оно проявляется в трудностях именно при общении (с кем, где, о чём говорит ребёнок). В свободной игре или при озвучивании игрушек заикания обычно нет.
Симптомы: Непроизвольные остановки, повторы слогов/слов, судороги мышц лица, шеи, плеч.
МИФ 1: Заикание вызвал внезапный испуг (собака залаяла).
РЕАЛЬНОСТЬ: Причина — длительная психотравмирующая ситуация, чаще всего — хронические семейные конфликты, напряженная атмосфера дома.
МИФ 2: Ребёнок просто не старается или нервничает.
РЕАЛЬНОСТЬ: У всех заикающихся детей есть специфические психологические особенности, которые являются ключевой причиной развития заикания.
Психологический портрет: какие особенности сопровождают заикание
Эти черты не просто сопутствуют, а лежат в основе проблемы.
Дефицит внимания и СДВГ: Трудности с концентрацией, переключением, распределением внимания. Часто идет рука об руку с заиканием.
Трудности планирования и организации:
- Не может спланировать действия (собрать рюкзак, начать уроки).
- Не может инициировать деятельность (знает, что надо делать уроки, но не начинает).
Эмоциональная неустойчивость:
- Легко отвлекается, расстраивается.
- Трудно контролировать эмоции (яркий гнев, плач, смех).
Высокая тревожность, нарушения сна и аппетита.
Провокаторы заикания: что может запустить проблему
Длительная психотравмирующая ситуация в семье: Конфликты родителей, пьянство, крики, нездоровая атмосфера.
Форсирование речевого развития: Заучивание сложных стихов не по возрасту, постоянные исправления ребёнка.
Физическая и соматическая ослабленность: После тяжёлых болезней, на фоне переутомления. Ослабленная нервная система становится уязвимой.
Нервное истощение и перегрузки: Несоблюдение режима, избыток сладкого/шоколада/тонизирующих напитков, шумные компании, информационная перегрузка.
Практические шаги помощи: что делать родителям и педагогам
А. Немедленные действия при первых запинках:
1. Наблюдайте: Фиксируйте, когда (утро, вечер) и в каких ситуациях запинки усиливаются. Попросите воспитателя/учителя помочь с наблюдением.
2. Снижайте речевую нагрузку в пиковые часы:
- Не засыпайте вопросами.
- Занимайте безречевыми или малоречевыми играми (конструктор, мозаика, рисование, настольные игры). Делайте это вместе с ребёнком!
- Рассказывайте сами о своем дне, планах. Создавайте спокойный фон общения.
3. Измените стиль общения:
- Исключите: Критику, насмешки, упреки, одёргивания, торопливость.
- Говорите медленнее, спокойнее. Ваше состояние передается ребёнку.
- Задавайте конкретные вопросы о том, что происходит здесь и сейчас («Что ты рисуешь?») Абстрактные вопросы («Кем хочешь стать?») провоцируют заикание.
- Помогайте формулировать: Если видите затруднение, начните фразу за ребёнка.
4. Организуйте щадящий режим: Избегайте шумных мероприятий, длительного перевозбуждения (оптимизируйте прогулки). Соблюдайте режим сна и бодрствования.
Б. Помощь в повседневной жизни, учитывая особенности:
- Помогайте планировать и организовывать: Не ругайте за беспорядок или забывчивость! Вместе составьте алгоритмы (сбор рюкзака, утренние процедуры).
- Будьте инициатором и поддержкой: Садитесь вместе делать уроки, начиная с первых шагов. Помогайте преодолевать трудности, разрабатывая новый план действий.
- Создайте предсказуемость и единые требования: Чёткий режим дня, согласованные правила у всех членов семьи и воспитателей.
- Окружите любовью и спокойствием: Ребенок должен чувствовать безусловную поддержку и безопасность в семье.
В. Обязательная профессиональная помощь (Комплексный подход)
Как неоднократно подчёркивается в видеолекции «Ребенок заикается. Что делать?», справиться только домашними мерами невозможно.
Необходим комплекс:
Невролог: Диагностика состояния нервной системы, назначение медикаментозной поддержки (при необходимости), лечение сопутствующих нарушений.
Логопед, специализирующийся на заикании: Постановка плавной речи через этапы (сопряженная -> отраженная -> вопросно-ответная -> самостоятельная речь), логопедическая ритмика.
Психолог/Психотерапевт: Косвенная терапия (игра, сказка) для дошкольников. Прямая терапия для подростков/взрослых. Работа с тревожностью, страхами, самооценкой, логофобией (страхом речи), социальной адаптацией.
ЛФК / Физическая реабилитация: Для укрепления общего физического тонуса и коррекции возможных нарушений моторики.
Педагоги: Тесное взаимодействие с воспитателями/учителями для создания щадящих условий в саду/школе (не вызывать первым, не торопить, давать время на ответ, снижать речевую нагрузку при необходимости).
Глубокое понимание этих аспектов, включая практические приемы коммуникации и этапы логопедической работы, подробно раскрыто в видеолекции Марины Кишиневской «Ребёнок заикается. Что делать? Советы родителям»
***
Заикание ребёнка — это сигнал. Сигнал о том, что его нервная система истощена, что ему трудно справляться с требованиями мира, что в семье, возможно, нужна перезагрузка в сторону спокойствия и любви. Помощь требует комплексного подхода: от создания благоприятной эмоциональной среды дома и правил общения до обязательного обращения к неврологу, логопеду и психологу. Как резюмирует Марина Кишиневская: «Родители — главный ресурс для ребёнка. Ваше спокойствие, поддержка, терпение и готовность работать в команде со специалистами — основа успеха в преодолении заикания и помощи ребенку в развитии уверенной, плавной речи. Начните с анализа семейной атмосферы и обратитесь за профессиональной диагностикой и помощью».