Найти в Дзене

Как помочь заикающемуся ребёнку: практическое руководство для родителей и педагогов

Если ребёнок начал заикаться, важно не паниковать. Заикание — это не просто проблемы с речью, а сложное нарушение, связанное с общением, эмоциями и нервной системой. Как объясняет логопед и эксперт «Инфоурок» Марина Кишиневская в видеолекции «Ребёнок заикается. Что делать?», помочь можно только комплексно. Подробно о комплексной работе с заиканием  — в сегодняшней статье. Заикание — это не дефект речи, а сбой коммуникации. Оно проявляется в трудностях именно при общении (с кем, где, о чём говорит ребёнок). В свободной игре или при озвучивании игрушек заикания обычно нет. Симптомы: Непроизвольные остановки, повторы слогов/слов, судороги мышц лица, шеи, плеч. РЕАЛЬНОСТЬ: Причина — длительная психотравмирующая ситуация, чаще всего — хронические семейные конфликты, напряженная атмосфера дома. РЕАЛЬНОСТЬ: У всех заикающихся детей есть специфические психологические особенности, которые являются ключевой причиной развития заикания. Психологический портрет: какие особенности сопровождают заика
Оглавление

Если ребёнок начал заикаться, важно не паниковать. Заикание — это не просто проблемы с речью, а сложное нарушение, связанное с общением, эмоциями и нервной системой. Как объясняет логопед и эксперт «Инфоурок» Марина Кишиневская в видеолекции «Ребёнок заикается. Что делать?», помочь можно только комплексно. Подробно о комплексной работе с заиканием  — в сегодняшней статье.

Источник изображения: Freepik.com
Источник изображения: Freepik.com

Что такое заикание на самом деле: развенчиваем мифы

Заикание — это не дефект речи, а сбой коммуникации. Оно проявляется в трудностях именно при общении (с кем, где, о чём говорит ребёнок). В свободной игре или при озвучивании игрушек заикания обычно нет.

Симптомы: Непроизвольные остановки, повторы слогов/слов, судороги мышц лица, шеи, плеч.

МИФ 1: Заикание вызвал внезапный испуг (собака залаяла).

РЕАЛЬНОСТЬ: Причина — длительная психотравмирующая ситуация, чаще всего — хронические семейные конфликты, напряженная атмосфера дома.

МИФ 2: Ребёнок просто не старается или нервничает.

РЕАЛЬНОСТЬ: У всех заикающихся детей есть специфические психологические особенности, которые являются ключевой причиной развития заикания.

Психологический портрет: какие особенности сопровождают заикание

Эти черты не просто сопутствуют, а лежат в основе проблемы.

Дефицит внимания и СДВГ: Трудности с концентрацией, переключением, распределением внимания. Часто идет рука об руку с заиканием.

Трудности планирования и организации:

  • Не может спланировать действия (собрать рюкзак, начать уроки).
  • Не может инициировать деятельность (знает, что надо делать уроки, но не начинает).

Эмоциональная неустойчивость:

  • Легко отвлекается, расстраивается.
  • Трудно контролировать эмоции (яркий гнев, плач, смех).

Высокая тревожность, нарушения сна и аппетита.

Провокаторы заикания: что может запустить проблему

Длительная психотравмирующая ситуация в семье: Конфликты родителей, пьянство, крики, нездоровая атмосфера.

Форсирование речевого развития: Заучивание сложных стихов не по возрасту, постоянные исправления ребёнка.

Физическая и соматическая ослабленность: После тяжёлых болезней, на фоне переутомления. Ослабленная нервная система становится уязвимой.

Нервное истощение и перегрузки: Несоблюдение режима, избыток сладкого/шоколада/тонизирующих напитков, шумные компании, информационная перегрузка.

Источник изображения: Личный архив «Инфоурок»
Источник изображения: Личный архив «Инфоурок»

Практические шаги помощи: что делать родителям и педагогам

А. Немедленные действия при первых запинках:

1. Наблюдайте: Фиксируйте, когда (утро, вечер) и в каких ситуациях запинки усиливаются. Попросите воспитателя/учителя помочь с наблюдением.

2. Снижайте речевую нагрузку в пиковые часы:

  • Не засыпайте вопросами.
  • Занимайте безречевыми или малоречевыми играми (конструктор, мозаика, рисование, настольные игры). Делайте это вместе с ребёнком!
  • Рассказывайте сами о своем дне, планах. Создавайте спокойный фон общения.

3. Измените стиль общения:

  • Исключите: Критику, насмешки, упреки, одёргивания, торопливость.
  • Говорите медленнее, спокойнее. Ваше состояние передается ребёнку.
  • Задавайте конкретные вопросы о том, что происходит здесь и сейчас («Что ты рисуешь?») Абстрактные вопросы («Кем хочешь стать?») провоцируют заикание.
  • Помогайте формулировать: Если видите затруднение, начните фразу за ребёнка.

4. Организуйте щадящий режим: Избегайте шумных мероприятий, длительного перевозбуждения (оптимизируйте прогулки). Соблюдайте режим сна и бодрствования.

Логопед и эксперт «Инфоурок» Марина Кишиневская. Источник изображения: Личный архив «Инфоурок»
Логопед и эксперт «Инфоурок» Марина Кишиневская. Источник изображения: Личный архив «Инфоурок»

Б. Помощь в повседневной жизни, учитывая особенности:

  1. Помогайте планировать и организовывать: Не ругайте за беспорядок или забывчивость! Вместе составьте алгоритмы (сбор рюкзака, утренние процедуры).
  2. Будьте инициатором и поддержкой: Садитесь вместе делать уроки, начиная с первых шагов. Помогайте преодолевать трудности, разрабатывая новый план действий.
  3. Создайте предсказуемость и единые требования: Чёткий режим дня, согласованные правила у всех членов семьи и воспитателей.
  4. Окружите любовью и спокойствием: Ребенок должен чувствовать безусловную поддержку и безопасность в семье.

В. Обязательная профессиональная помощь (Комплексный подход)

Как неоднократно подчёркивается в видеолекции «Ребенок заикается. Что делать?», справиться только домашними мерами невозможно.

Необходим комплекс:

Невролог: Диагностика состояния нервной системы, назначение медикаментозной поддержки (при необходимости), лечение сопутствующих нарушений.

Логопед, специализирующийся на заикании: Постановка плавной речи через этапы (сопряженная -> отраженная -> вопросно-ответная -> самостоятельная речь), логопедическая ритмика.

Психолог/Психотерапевт: Косвенная терапия (игра, сказка) для дошкольников. Прямая терапия для подростков/взрослых. Работа с тревожностью, страхами, самооценкой, логофобией (страхом речи), социальной адаптацией.

ЛФК / Физическая реабилитация: Для укрепления общего физического тонуса и коррекции возможных нарушений моторики.

Педагоги: Тесное взаимодействие с воспитателями/учителями для создания щадящих условий в саду/школе (не вызывать первым, не торопить, давать время на ответ, снижать речевую нагрузку при необходимости).

Глубокое понимание этих аспектов, включая практические приемы коммуникации и этапы логопедической работы, подробно раскрыто в видеолекции Марины Кишиневской «Ребёнок заикается. Что делать? Советы родителям»

***

Заикание ребёнка — это сигнал. Сигнал о том, что его нервная система истощена, что ему трудно справляться с требованиями мира, что в семье, возможно, нужна перезагрузка в сторону спокойствия и любви. Помощь требует комплексного подхода: от создания благоприятной эмоциональной среды дома и правил общения до обязательного обращения к неврологу, логопеду и психологу. Как резюмирует Марина Кишиневская: «Родители — главный ресурс для ребёнка. Ваше спокойствие, поддержка, терпение и готовность работать в команде со специалистами — основа успеха в преодолении заикания и помощи ребенку в развитии уверенной, плавной речи. Начните с анализа семейной атмосферы и обратитесь за профессиональной диагностикой и помощью».