Здравствуйте, уважаемые читатели. Представляю вашему вниманию серию статей на канале «Интересная фантастика», посвященную обзору наиболее значимых, знаковых образцов фантастической литературы и кинофантастики, вышедших в течение одного года. Не так давно публиковал пост с обзором, где советовался с публикой, по поводу стартового года новой рубрики. Победил 1950-й год, который условно можно назвать временем начала расцвета мировой научной фантастики, или, иначе, Золотого Века НФ.
Если получится, постараюсь рассказывать о фильмах и книгах каждого года, не выходя за переделы одного материала. Но! Уж больно объемна тема. Даже про стартовый 1950-й год, когда кинематограф еще не был так развит, как в наши дни, информации набралось немало. Но, вопрос то интересный: посмотреть на развитие нашего любимого жанра в ретроспективе. Тем более, есть задумка писать и про отечественную фантастику, и про переводную (дублированную). В общем, постараюсь кратко, но… как выйдет. Начну с отечественной книжной фантастики, потом перейду к зарубежной литературе. Кинематограф будет на десерт. Поехали.
Перед тем, как приводить в пример конкретную фантастику, увидевшую свет в заявленном (1950-ом) году, требуется пару слов сказать об общем состоянии жанра семьдесят пять лет назад . Без контекста времени, невозможно цельное восприятие той или иной фантастики. К 1950-му году романтический порыв ранней советской фантастики давно иссяк. Ушли в иные миры такие титаны, как Александр Беляев, Александр Грин, Алексей Толстой и др. К тому же, в середине тридцатых, было принято решение отнести фантастику в разряд детской и юношеской литературы и сосредоточится на допущениях ближайшего будущего и достижениях советской науки и техники. Также, нельзя забывать, что прошло только пять лет с 1945-го года. Утраты нашего народа были несопоставимо больше, чем в капиталистическом мире. В том числе и интеллектуальные, культурные и т.п. Намного масштабнее были и затраты на восстановление. Несмотря на это, уже очень скоро Юрий Гагарин откроет космическую эру человечества, ну а в нашем любимом жанре, с ефремовской «Туманности Андромеды» начнется время расцвета советской НФ. Ну а пока, советскую фантастику определяют авторы, почти забытые, или не сильно известные сегодня. Такие как: Владимир Немцов, Виктор Сапарин, Вадим Охотников и др.
В 1950-ом году свет увидел роман В. Немцова «Семь цветов радуги». По сюжету, молодые техники Московского метеорологического института Тимофей Бабкин и Вадим Багрецов прибывают в деревню Девичья поляна, где должны заняться установкой экспериментального оборудования. Но в местном колхозе они становятся свидетелями удивительных событий, связанных с научно-техническим прогрессом. Становятся свидетелями... и сами принимают посильное участие в трудовых свершениях местных жителей: преобразовании природы, выведении новых сортов растений и т.п. Но главное, что видят московские техники – комсомольцы, это удивительный творческий и рабочий заряд деревенских. Их мечты. Пожалуй, можно отметить в романе «Семь цветов радуги» интересное сочетание приземленных технических допущений – изобретений и наоборот, утопических представлений о строителях будущего. Позднее, приземленность и ближний прицел сменятся на ефремовское Великое кольцо и Мир Полудня Стругацких.
Перейдем от деревенской утопии к более привычной фантастике. В романе В. Охотникова «Дороги вглубь» (1950) молодой инженер Олег Крымов, после распределения, направляется на работу в Научно-исследовательский институт геолого-разведывательной техники. Здесь, он сходу предлагает директору института Константину Григорьевичу Гремякину экспериментальный проект машины для путешествия под землей. Гремякин поддерживает идею молодого инженера, но предлагает немного подождать. Институт выполняет задание Родины и потому, пока придется отложить новое дело. Но, Крымов не остаётся один. Его идею поддерживают коллеги и новые друзья. Впереди будет строительство и приключения под землей. Книга подкупает энтузиазмом и верой в прогресс, но в литературном плане…. Скажем так, целевой аудиторией романа были советские школьники и юношество.
Приведенные здесь романы В. Немцова и В. Охотникова, изданные в 1950 г. являются типичными для фантастики ближнего прицела. Космические дали и литературную зрелость советская фантастика будет осваивать в будущем. В недалеком будущем.
Еще пару примеров фантастики 1950-го года. В романе Федора Кандыбы «Горячая земля», с подачи гениального аспиранта Ключникова, и поддержавшего его деятельного инженера Дружинина, разворачивается строительство геотермальной экспериментальной станции. Планируется выкопать многокилометровую шахту и направить туда воду, под воздействием вулканического тепла получить и источник энергии, и средство смягчения сурового дальневосточного климата.
В романе Георгия Тушкана «Разведчики зеленой страны» действие происходит в 1945-ом году. Четырнадцатилетний сын полка Егор Смоленский едет в Среднюю Азию. Там, после ранения, работает его наставник – полковник Сапегин. Егор добирается на перекладных до места назначения – отдаленной горной экспериментальной лаборатории, где обустроился Сапегин. В пути, мальчик и его верный пес Барс столкнутся с головокружительными приключениями. Капиталистический шпион, желающий прознать научные тайны лаборатории, прилагается. На мой взгляд и вкус, из всех приведённых примеров фантастики 1950-го года, роман Г. Тушкана отличается в литературном плане, описаниях природы, приключенческой фабуле. Это видно с первых страниц.
Перейду к зарубежной фантастической литературе. Здесь, совсем другая картина. Если состояние советской НФ в 1950-ом году можно охарактеризовать, как «преддверие большого взрыва», то англоязычная фантастика вступила в эпоху своего расцвета. 1950-й год – условная дата начала ее взлета. Как и в случае с таким феноменом, как советская фантастика «ближнего прицела», в рамках данной статьи не получится хоть сколько-нибудь подробно раскрыть для вас историю зарождения Золотого Века НФ. Это дело не одного обзора. Скажу лишь, что глобальной причиной стал общественный, научно-технический, образовательный и культурный прогресс. Ну а в практической плоскости, зарождение классической НФ связано с именем писателя, редактора и популяризатора фантастики Джона Кемпбелла, ставшего главным редактором профильного литературно-фантастического журнала «Astounding» в 1937-ом году. С конца тридцатых, и в сороковые годы, здесь публиковались и оттачивали мастерство такие фантасты, как Роберт Хайнлайн, Альфред ван Вогт, Джек Вэнс, Генри Каттнер и др. К концу следующего десятилетия к ним добавились амбициозные авторы, ставшие через несколько лет олицетворением мировой НФ (Клиффорд Саймак, Айзек Азимов, Артур Кларк).
Хоть 50-й нельзя однозначно назвать переломным или знаковым для мировой НФ, условно его можно считать годом, когда окончился этап, предшествующий Золотому Веку НФ – время формирования классической научной фантастики. Почему так? Именно в 1950-ом было опубликовано много фантастики крупных форм, то есть романов. Многие из них стали дебютными для будущих титанов классической НФ. Тогда как до этого, львиная доля фантастической литературы выходила в форме рассказов и повестей, в периодических специальных журналах.
Итак, именно в 1950-ом свет увидел первый роман Айзека Азимова «Камешек в небе». По сюжету, пенсионер Джозеф Шварц, вследствие взрыва в экспериментальной лаборатории, переносится в далекое будущее. Земля здесь почти не населена (из-за экологической катастрофы в прошлом). Большинство людей живут в иных звёздных системах большой галактики. Столицей галактической империи является мир Трантор. В дальнейшем, именно Трантор и Транторианская империя станут центральной локацией знаменитого азимовского цикла «Основание». До выхода первого «Основания» остается всего лишь один год. Ну а роман «Камешек в небе» станет первой частью будущей трилогии автора «Транторианская империя». Позднее, Азимов свяжет «Основание», Транторианскую трилогию и несколько других своих серий в единую эпопею «Галактическая история».
В этом же году Айзек Азимов представил публике сборник рассказов «Я, робот», составленный из рассказов, созданных автором на протяжении предыдущего десятилетия. Именно в рассказах данного сборника сформулированы знаменитые Три закона робототехники, сделано допущение о позитронном искусственном разуме. Местом действия рассказов стали планеты Солнечной системы, а сюжеты вытекают из интервью роботопсихолога Сьюзен Кэлвин.
Дебютный роман Клиффорда Саймака «Космические инженеры» написан в конце тридцатых годов. Несмотря на наличие некоторых новаторских для НФ идей (в частности, идея множественности вселенных), он далеко не походил на тонкие, глубокие, жизнеутверждающие книги Саймака, которые все знают и любят, прославившие его на весь мир. На протяжении тридцатых и сороковых годов автор набивал руку в фантастике малых форм – рассказах. Первым, после длительного перерыва, романом автора стала книга «Снова и снова» (1950). По сюжету, в будущем, когда люди освоили множество звездных систем галактики, а еще над большим количество установили административный контроль, на Землю возвращается человек из прошлого, космонавт Ашер Саттон, посланный в загадочную систему 61 Лебедя и давно считавшийся пропавшим без вести. Саттон сыграет большую роль в определении дальнейшего пути человечества и всей галактики. Не буду здесь рассказывать о перипетиях сюжета романа. В контексте данной статьи, важно отметить, что вопросы и посыл Саймака в «Снова и снова» разительно отличались от обычной развлекательной фантастики двадцатых – тридцатых, поднимая НФ на новый уровень.
В 1950-ом году издается первый большой роман Рэя Брэдбери «Марсианские хроники», дописанный годом ранее. Книга является скорее сборником рассказов, в который включены как истории, написанные Брэдбери ранее, так и новые новеллы. Все они посвящены освоению землянами Марса, контактами и взаимодействием с туземцами и многим другим вопросам, волновавшим Брэдбери, его современников, ну а через них и героев рассказов «Марсианских хроник».
Среди множества фантастических книг, изданных в 1950-ом, отметил бы роман Хола Клемента «Игла». По сюжету, некие инопланетные охотник и преступник попадают в наш мир. Их организмы могут вступать в симбиоз с землянами, что и предстоит выяснить пятнадцатилетнему парню Роберту Киннэрду. Роман более всего рассчитан на подростковую аудиторию, но идея взаимодействия живых существ из других миров, была для того времени достаточно новой. В дальнейшем, Х. Клемент обратится к твердой научной фантастики (например, его перу принадлежат роман «Экспедиция Тяготение» (1953), повесть «У критической точки» (1958) и др.).
Начинающий фантаст Пол Андерсон публикует повесть «Полет в навсегда» (1950), где главный герой отправляется на машине времени в путешествие к концу времен. Идея повести в чем-то нова, хотя в ряде моментов чувствуется влияние «Машины времени» Г. Уэллса. Знаменитый цикл Пола Андерсона «Патруль времени» увидит свет через пять лет (первые новеллы).
Прологом к чему-то большему можно считать и повесть Артура Кларка «Дорога к морю» (1950), в которой главный герой, в далеком будущем, отправляется в последний город на Земле. Через шесть лет, подобное фантастическое допущение автор использует в одном из самых ярких своих произведений – романе «Город и Звезды» (1956).
Не чужд к тематике далекого будущего и Джек Вэнс, который в одном из самых первых своих романов «Умирающая земля» (1950) изобразил грядущее, как эру декаданса. Необходимо отметить, что книга не является НФ в чистом виде. Далекие потомки умеют и в магию.
Если уж затронул фэнтези, вспомним и первую нарнийскую книгу, изданную как раз в 1950 г. Имею в виду роман Клайва Степлза Льюиса «Лев, колдун и платяной шкаф». Через пять лет, другой британец, а по совместительству друг и коллега Льюса Д.Р.Р. Толкин представит публике эпопею «Властелин колец». В немалой степени, благодаря этим авторам сформировалось современное фэнтези.
Продолжает издаваться и фантастика по старым канонам: чисто приключенческая, простоватая, созданная по лекалам и подобию комиксов. К примеру, в 1950 г. выходит роман Э.Э. «Дока» Смита «Первый Линзмен», входящий в серию автора «Вселенная Линзменов». Книга повествует о создании Галактического патруля, борющегося со злом, как на Земле, так и в галактике. Отличительной чертой патрульных является наличие линз – артефактов могущественной расы арисийцев. Линзмены получают вместе с линзами телепатический дар и иные ментальные способности.
В заключение, замолвлю пару слов о творчестве писателя, чья фантастика, на мой взгляд, выбивается за рамки деления на старую фантастику и фантастику Золотого века. Это – Роберт Хайнлайн. Хотя Хайнлайна считают одним из титанов этого самого Золотого века НФ, начал издаваться он еще в конце тридцатых годов. К 1950-му году в активе писателя несколько десятков написанных романов и повестей. Хайнлайн – великолепный литератор, умеющий создать увлекательные приключения, интересных героев, органично соединив их с научно-фантастическими допущениями.
В 1950-ом году у Хайнлайна выходят роман и повесть. Роман «Фермер в небе» относится к условному «Юношескому циклу». На текущий момент (1950 г.), в его рамках вышли романы «Ракетный корабль Галилео» (1947), «Космический кадет» (1948), «Красная планета» (1949). Самые известные вещи для юношества еще впереди («Гражданин галактики», «Имею скафандр – готов путешествовать» и др.). Ну а «Фермер в небе» рассказывает о Билле Лермере и его отце, отправившихся с перенаселённой Земли на терраформированный Ганимед. Трудности освоения пустынного спутника, твердость и несгибаемость Билла и его близких прилагаются.
В этом же году выходит повесть Хайнлайна «Человек, который продал Луну», входящая в условный цикл автора «История будущего». Ее герой – бизнесмен Дэвид Харриман мечтает побывать на Луне. Правда, полет туда не сильно кому-то нужен. Но мечта и деловая хватка могут решить все, ну или почти все. Харриман организует процесс так, что инвесторы вкладываются в полет. Вспомнились наивные инженеры советской фантастики ближнего прицела, про которую писал в начале статьи. Они ведь тоже были всецело поглощены техническими идеями прогресса: созданием подземной машины, или преображением природы. Харриман похож на них. Он - увлеченный человек. Просто живет в иных реалиях и добивается своего доступными методами. Такое вот единство и борьба противоположностей.
На этом завершаю книжную часть статьи. Друзья, нельзя в масштабе одного обзора рассказать о всей фантастике того или иного года. Даже в рамках пятидесятых годов прошлого века, когда фантастики публиковалось не так много, это сделать невозможно. Постарался выбрать то, что считаю наиболее интересным. Если что-то пропустил, или не счел нужным упомянуть то, что с вашей точки зрения должен был: прошу в комментарии. Будем вместе создавать картину фантастики прошлого. Постараюсь в следующих выпусках писать не только про нашу фантастику и англоязычную зарубежку, но и фантастику на других языках. Благо, если говориить о фантастике пятидесятых, «скоро» подоспеют книжки пана Станислава Лема и месье Франсиса Карсака.
Что касается фантастического кино 1950- го года, не нашел ничего из нашего кинематографа. Голливуд же «отметился» второй экранизацией комиксов о супермене – черно-белым сериалом «Атомный Человек против Супермена». Также, в тот год вышел полнометражный цветной фильм «Место назначения – Луна», снятый по мотивам романа Р. Хайнлайна «Ракетный корабль Галилео». Получилось, уж совсем "по мотивам". Скорее, сюжет фильма основывался не только на «Галилео», но и на романе «Человек, который продал Луну». Сам Хайнлайн был одним из сценаристов фильма. В черно-белом фильме «Ракета Х-М», космический экипаж, из-за неполадок, вместо Луны отправляется на Марс, где обнаруживает постапокалиптическую картину и подвергается нападению местных одичавших аборигенов. В двенадцатисерийном телесериале «Человек с марсианского летающего диска» показывается борьба землян с пришельцем с Марса Мотой. Мота хочет подчинить Землю. Просмотрел «на перемотке» эти фильмы. Если честно, что-то большее писать про них нет смысла. Разве что в рамках специализированного обзора, посвященного голливудской ретро-фантастике. В серии фантастики одного года, в статьях о пятидесятых, будут еще «их» «День, когда земля остановилась», «Вторжение похитителей тел», наш «Тайна двух океанов» и др. кинофильмы, более интересные, в плане обсуждения. Хотя, мое мнение не обязательно является истиной в последней инстанции.
На этом точно все. Спасибо, если дочитали до финала статьи. Продолжение следует.
Справочная информация: ссылки на все новые материалы канала публикуются в ВК-сообществе Интересной фантастики https://vk.com/infantastika