Найти в Дзене
КиноФарш

"Водный мир": история самого амбициозного провала Голливуда 90-х

В 1995 году на экраны вышел "Водный мир" - фильм, который должен был стать новой вехой в истории блокбастеров, но вместо этого вошел в историю как один из самых громких провалов Голливуда. Однако за кадром осталась невероятная история его создания, полная драматических поворотов, творческих поисков и непредвиденных обстоятельств. Истоки этого проекта уходят в 1986 год, когда сценарист Питер Рейдер и продюсер Брэд Кревой, вдохновленные успехом "Безумного Макса", задумали создать похожий постапокалиптический мир, но с водной стихией вместо пустыни. Любопытно, что первоначальный замысел кардинально отличался от того, что в итоге увидели зрители. В ранних версиях сценария причина всемирного потопа была совсем иной - не глобальное потепление, а появление второй Луны, нарушившей гравитационный баланс Земли. Главный герой вовсе не был угрюмым одиночкой - он представлялся общительным художником и защитником плавучего поселения Атолл. Даже антагонист Дьякон задумывался как комичный персонаж в д

В 1995 году на экраны вышел "Водный мир" - фильм, который должен был стать новой вехой в истории блокбастеров, но вместо этого вошел в историю как один из самых громких провалов Голливуда. Однако за кадром осталась невероятная история его создания, полная драматических поворотов, творческих поисков и непредвиденных обстоятельств.

-2

Истоки этого проекта уходят в 1986 год, когда сценарист Питер Рейдер и продюсер Брэд Кревой, вдохновленные успехом "Безумного Макса", задумали создать похожий постапокалиптический мир, но с водной стихией вместо пустыни. Любопытно, что первоначальный замысел кардинально отличался от того, что в итоге увидели зрители. В ранних версиях сценария причина всемирного потопа была совсем иной - не глобальное потепление, а появление второй Луны, нарушившей гравитационный баланс Земли. Главный герой вовсе не был угрюмым одиночкой - он представлялся общительным художником и защитником плавучего поселения Атолл. Даже антагонист Дьякон задумывался как комичный персонаж в духе капитана Крюка, который вместо традиционного крюка использовал... живую рыбу.

Однако когда права на проект приобрела студия Universal, концепция фильма претерпела радикальные изменения. Руководство студии настаивало на создании более взрослого и зрелищного боевика. В результате за семь лет разработки сменилось шесть сценаристов, было создано тридцать шесть различных версий сценария. Последнюю и наиболее радикальную редакцию делал Дэвид Туи, который позже прославится как автор "Хроник Риддика". Для придания фильму узнаваемого визуального стиля пригласили Дина Семлера - оператора второй и третьей частей "Безумного Макса".

Дин Семлер
Дин Семлер

Первоначальный бюджет в 60 миллионов долларов казался вполне адекватным для проекта такого масштаба. Однако после утверждения на главную роль Кевина Костнера, только что получившего "Оскар" за "Танцы с волками", бюджет мгновенно вырос до 100 миллионов. Еще более фатальным оказался выбор места для съемок - гавайский остров Биг-Айленд. Режиссер Кевин Рейнольдс, посоветовавшись со Стивеном Спилбергом (прекрасно помнившим все проблемы со съемками "Челюстей" в открытом океане), принял решение строить масштабные декорации на берегу. Были сооружены три гигантских искусственных резервуара, самый большой из которых достигал размеров 60 на 90 метров. Для съемок построили полноразмерную копию тримарана главного героя и впечатляющий плавучий город "Атолл" весом 900 тонн.

-4

Но даже эти грандиозные приготовления не смогли предотвратить череду катастроф, преследовавших съемочную группу. Постоянные штормы и ветер, достигавший скорости 40 миль в час, превращали каждый съемочный день в испытание. Декорации регулярно разрушались, дорогостоящее оборудование тонуло в бурных водах. Актрисы Джинн Триплхорн и Тина Мажорино едва не утонули уже в первый съемочный день, когда их плавучий плот неожиданно перевернулся. Сам Костнер, привязанный к мачте во время съемки кульминационной сцены, оказался в эпицентре внезапно налетевшего урагана и чудом избежал серьезных травм. Бюджет фильма стремительно рос и в итоге достиг невероятных 175 миллионов долларов, что по тем временам было абсолютным рекордом.

-5

Отдельного внимания заслуживает конфликт между Кевином Костнером и режиссером Кевином Рейнольдсом. Звезда вела себя как настоящий перфекционист, постоянно вмешиваясь в творческий процесс. Он лично переписывал сцены, давал указания операторам, участвовал в монтаже. Это привело к неизбежному столкновению с Рейнольдсом, который в итоге покинул проект, бросив знаменитую фразу: "Костнеру стоит самому снимать фильмы - тогда он сможет работать и с любимым актером (собой), и с любимым режиссером (тоже собой)".

-6

Когда измученная съемочная группа наконец завершила работу, а фильм вышел в прокат, он собрал 264 миллиона долларов - сумма, которая при других обстоятельствах могла бы считаться успехом. Однако учитывая рекордные затраты на производство и масштабную рекламную кампанию, проект оказался коммерчески провальным. Критики, особенно влиятельный Роджер Эберт, буквально разнесли картину в пух и прах.

-7

Но история на этом не закончилась. С годами "Водный мир" неожиданно обрел культовый статус. Появилась расширенная версия, включавшая ранее вырезанные сцены. Преданные фанаты создали альтернативную режиссерскую версию под названием "Улисс". Universal выпустила серию комиксов по мотивам фильма и даже построила тематические аттракционы в своих парках развлечений.

-8

Эта картина стала ярким примером того, как сочетание творческих амбиций, недостаточной подготовки и человеческих конфликтов может поставить под угрозу даже самый многообещающий проект. И все же, благодаря фанатичной преданности Кевина Костнера (вложившего в фильм 22 миллиона собственных денег и лично занимавшегося его продвижением), "Водный мир" сумел преодолеть провал в прокате и обрести вторую жизнь в сердцах настоящих ценителей кино. Сегодня, спустя почти три десятилетия, этот фильм продолжает вызывать споры и интерес, оставаясь одной из самых неоднозначных и запоминающихся картин в истории Голливуда.

-9

Лайки и подписки приветствуются! Ну а в комментариях, что находятся чуть ниже, вы можете обсудить статью, поспорить с автором и читателями, или просто почитать эти самые комментарии.