Я честно считаю, что без злости воспитать ребенка не получится. Хорошей такой, качественной злости. Которая пылает и выделяет огромное количество энергии. Без которой не получится быть с ребенком по-честному и по-настоящему. Поэтому частью моего опыта воспитания детей — будь то семейный лагерь или игровой клуб — является моя напарница-злость. Глянем на то, как это происходит в лагере.
Что нужно, чтобы поймать злодея?
Первая смена лета-2025 у нас была про цирк. Но мы не просто делали себе клоунские носы, жонглировали и шалили. Мы еще и спасали слона, которого дрессировщик Бурбур Строгохлыстов — да, имечко я придумала не самое простое, но дети его отлично запомнили — хотел заставить выступать, применяя совсем не гуманные методы приручения.
Каждый день мы придумывали, как спасти слона, отгоняли Бурбура, пытались его выследить и найти его тайные камеры слежения. Скажите, что это не злость. А я поспорю. Мы спасали слона и смело вступали в конфликт с дрессировщиком — тут без злости не обойтись. И именно эта злость помогла нам победить. Здоровая, настоящая и делающая нашу общую игру, которая пронизывала смену, яркой и запоминающейся.
Кричать нельзя? Кричать можно?
Я часто говорю детям, что «я злая». Мой опыт воспитания детей через игру подсказывает, что честность - важнее всего во взаимодействии с ребенком. Обычно они смеются над этим моим признанием. А я, правда, злая. Просто я знаю свою злость. Для меня она как волна для серфера — оседлай и лети вперед с азартом и удовольствием. Злость позволяет мне хохотать в голос, раскручивать детские идеи, превращая их в новые сюжеты для игр и спектаклей в лагере, кричать.
Ааа, я кричу на детей! Мне и муж это сказал. Но при этом я не кричу на детей. В крике есть оскорбление, желание подавить и/или исправить. Мой крик похож на путеводную звезду, которая решила заговорить. Я слышу все предложения детей и могу вплести их в нашу общую историю, донеся до всех остальных посредством своего голоса. Я заявляю о той восхитительной вещи, которую создал ребенок на мастерской, посредством своего голоса. И все тут же оборачиваются и видят то удивительное, что создал кто-то другой.
Мой голос без стеснения заявляет: «Смотрите, насколько прекрасные вещи вы создаете! Это достойно того, чтобы быть увиденным». И дети, и взрослые раз за разом приносят мне то, что создали, чтобы я привлекла к их творениям внимание и наполнила их своим и общим восхищением.
Чему меня учат добрые люди?
Иногда я встречаю злых людей, которые называют себя добрыми. Они говорят правильные вещи. Подходят ко мне, когда я поглощена общением с детьми, и объясняют, что мне такой опыт воспитания детей нельзя использовать ни в коем случае. Нельзя кричать, нельзя игнорировать обращения взрослых к себе… В этот момент моя злость включается. И узнает родственника.
«Добрые» люди, работающие с детьми, скрутили свою злость в пружину и спрятали в темный уголок души. «Добрые» люди не выдерживают меня, превратившую свою злость в искрящийся фонтан, где купаются с визгом и радостью дети. Они подходят и по-доброму учат меня доброте с детьми. А я им говорю «Уходите» без восклицательного знака. И злюсь, что меня отрывают от детей.
Быть злой женщиной нормально. Опасно считать себя доброй и не видеть свою злую часть.
Почему я «суп»?
В этом году Оля — хозяйка нашего семейного лагеря — у меня спросила, играла ли я отрицательных персонажей на сменах. Я подзатупила. Потому что мои персонажи не хорошие и не плохие, не добрые и не злые. Они «суп». В них есть и острый перец, и сладкая морковь. Настоящие они, как… Как люди. Поэтому про свои образы я никогда не могу сказать, что они точно положительные. В них есть злость, которую они не скрывают. Потому что быть злым не равно быть злодеем.
В сменах по мотивам Волшебника Изумрудного города — это по Александру Волкову — у нас были отрицательные персонажи. Роли эти достались родителям, которые тайно проворачивали свои злодейские мероприятия, а с последствиями разбирались игроки-подростки. И знаете что: у наших злодеев в основе была очень благая цель, которой они придерживались. Поэтому считать их истинными носителями зла не прокатит. Поэтому смены для меня получились про обманчивость добра и не однозначность понятия «зло». Было сложно, но очень полезно.
Вы читаете капитана игры Светлану Матвееву. Жду ваши лайки и подписки на канал.
#отдыхсдетьми