Здравствуйте, товарищи читатели!
Автор выходит из интернет спячки и возвращается к работе. Сегодня я вновь вернусь к фундаментальной работе Владимира Ильича. По времени она займёт меньше всего приготовлений и в запущенной ситуации на сегодняшний день в канале сыграет ключевую роль в восстановлении работы.
Ну и начинаем.
Глава II
Государство и революция. Опыт 1848–1851 годов
1. Канун революции
Первые произведения зрелого марксизма, «Нищета философии» и «Коммунистический манифест», относятся как раз к кануну революции 1848 года.*
Ленин пишет, отмечая, что эти работы отражают тогдашнюю революционную ситуацию в европе, о том, что говорили тогда немецкие философы о государстве:
«…Рабочий класс, – пишет Маркс в “Нищете философии”, – поставит, в ходе развития, на место старого буржуазного общества такую ассоциацию, которая исключает классы и их противоположность; не будет уже никакой собственно политической власти, ибо именно политическая власть есть официальное выражение противоположности классов внутри буржуазного общества».
Поучительно сопоставить с этим общим изложением мысли об исчезновении государства после уничтожения классов то изложение, которое дано в написанном Марксом и Энгельсом несколько месяцев спустя, – именно, в ноябре 1847 года, – «Коммунистическом манифесте»:
«…Описывая наиболее общие фазы развития пролетариата, мы прослеживали более или менее прикрытую гражданскую войну внутри существующего общества вплоть до того пункта, когда она превращается в открытую революцию, и пролетариат основывает свое господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии…
…Мы видели уже выше, что первым шагом в рабочей революции является превращение (буквально: повышение) пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии.
Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы постепенно вырвать у буржуазии весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. организованного, как господствующий класс, пролетариата, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил».*
Владимир Ильич отмечает, что в этих работах и конкретно в этих отрывках говорится об идее "диктатуры пролетариата"**, как одной из самых важных и замечательных.
Далее Ленин приводит определение "государства" по Марксу:
«Государство, то есть организованный в господствующий класс пролетариат».*
отмечая при этом, что оно никогда не освещалось в пропаганде "социал-шовинистов" и аггитационных материалах социал-демократов. Владимир Ильич утверждает, что оно было забыто специально, ибо не складывается с "идеалами" той и другой партии, считающих решением всех вопросов не революцию, а реформизм, тем самым выражая оппортунистические предрассудки и мещанские иллюзии насчет «мирного развития демократии».
Пролетариату нужно государство – это повторяют все оппортунисты, социалшовинисты и каутскианцы, уверяя, что таково учение Маркса, и «забывая» добавить, что, во-первых, по Марксу, пролетариату нужно лишь отмирающее государство, т. е. устроенное так, чтобы оно немедленно начало отмирать и не могло не отмирать. А во-вторых, трудящимся нужно «государство», «то есть организованный в господствующий класс пролетариат».*
Как Маркс, так и Ленин говорят о государстве, как органе насилия для подавления господствующим классом класса эксплуатируемых. Владимир Ильич отмечает, что пролетариату надо подавлять лишь буржуазию, но вечно она существовать не может, поэтому необходимость в государстве пропадает со временем.
Эксплуататорским классам нужно политическое господство в интересах поддержания эксплуатации, т. е. в корыстных интересах ничтожного меньшинства, против громаднейшего большинства народа.*
И наоборот. Однако, большинство, звавших себя социалистами в конце 19 - начале 20 века, по сути своей являющимися мелкими буржуями, считало, что подавлять господствующий класс нет необходимости, а нужно мирно сосуществовать, когда класс меньшинства, буржуазии, поймёт интересы большинства и будет подчиняться им.
Эта мелкобуржуазная утопия, неразрывно связанная с признанием надклассового государства, приводила на практике к предательству интересов трудящихся классов, как это и показала, например, история французских революций 1848 и 1871 годов, как это показал опыт «социалистического» участия в буржуазных министерствах в Англии, во Франции, в Италии и других странах в конце XIX и в начале XX века.*
Маркс - отмечает Ленин - всю жизнь боролся с явлением мелкобуржуев (как эсеры и меньшевики), описав в своих работах о классовой борьбе "последовательно до учений о политической власти и государстве"*.
Свержение господства буржуазии возможно только со стороны пролетариата, как особого класса, экономические условия существования которого подготовляют его к такому свержению, дают ему возможность и силу совершить его. В то время как буржуазия раздробляет, распыляет крестьянство и все мелкобуржуазные слои, она сплачивает, объединяет, организует пролетариат.*
Владимир Ильич отмечает, что только пролетариат может стать вождём всех рабочих и эксплутируемых масс, которые гнетёт буржуазия, но которые не способны на самостоятельную борьбу.
Учение о классовой борьбе, примененное Марксом к вопросу о государстве и о социалистической революции, ведет необходимо к признанию политического господства пролетариата, его диктатуры, т. е. власти, не разделяемой ни с кем и опирающейся непосредственно на вооруженную силу масс.*
Лишь пролетариат - говорит Ленин - способен подавить сопротивление буржуазии и организовать все хозяйства эксплуатируемых масс, крестьянством, мелкой буржуазией, полупролетариями в деле «налаживания» социалистического хозяйства.
Воспитывая рабочую партию, марксизм воспитывает авангард пролетариата, способный взять власть и веста весь народ к социализму, направлять и организовывать новый строй, быть учителем, руководителем, вождем всех трудящихся и эксплуатируемых в деле устройства своей общественной жизни без буржуазии и против буржуазии. Наоборот, господствующий ныне оппортунизм воспитывает из рабочей партии отрывающихся от массы представителей лучше оплачиваемых рабочих, «устраивающихся» сносно при капитализме, продающих за чечевичную похлебку свое право первородства, т. е. отказывающихся от роли революционных вождей народа против буржуазии.*
Маркс пишет об учении революционной роли пролетариата в истории, называя его единственно возможным вождём масс, считая, что государство ему нужно, как орган подавления буржуазии, создание которого невозможно без разрушения прежней государственной машины, созданной буржуазией.
К этому выводу вплотную подводит «Коммунистический манифест», и об этом выводе говорит Маркс, подводя итоги опыту революции 1848–1851 годов.*
Но об этом как-нибудь в другой раз. Предыдущие части здесь, здесь и здесь. В следующий раз мы вернёмся к биографиям социалистов 19 века. Ну а на этом всё.
* все цитаты взяты из 33 тома ПСС Ленина
** так стали говорить Маркс и Энгельс после Парижской коммуны (примечание Ленина)
Всем до встречи.