Найти в Дзене
ТЕАТРАЛОЧКА

Великолепная четверка и вратарь! О спектакле "Идиот" в Театре имени Вахтангова

Добрый день, дорогие читатели! Очень трудно писать отзыв о спектакле, поставленном по классическому произведению великого русского писателя, которого давно признали гениальным во всем мире. Особенно трудно, когда перед твоими глазами мелькают образы, навсегда запечатлённые в памяти: великие Юрий Яковлев и Юлия Борисова (фильм Ивана Пырьева); уважаемые и любимые Евгений Миронов, Лидия Вележева, Владимир Машков (сериал Владимира Бортко). Абстрагироваться очень трудно, но необходимо, если мы не хотим стагнировать, а хотим двигаться вперёд и познавать все новые и новые грани театрального искусства. Итак! Первая (и совсем не последняя) громкая премьера этого театрального сезона в Театре Вахтангова! (4, 5 марта 2025 года) - "Идиотъ" в постановке Владислава Наставшева. Об этой премьере начали говорить давно. И сильно заранее. Театр Вахтангова решил подогреть интерес к постановке интригой. До самого последнего дня не были известны ни главные действующие лица, ни актёры, их воплощающие. В т
Оглавление

Добрый день, дорогие читатели!

Очень трудно писать отзыв о спектакле, поставленном по классическому произведению великого русского писателя, которого давно признали гениальным во всем мире.

Фёдор Михайлович Достоевский!

Идиот.

Особенно трудно, когда перед твоими глазами мелькают образы, навсегда запечатлённые в памяти: великие Юрий Яковлев и Юлия Борисова (фильм Ивана Пырьева); уважаемые и любимые Евгений Миронов, Лидия Вележева, Владимир Машков (сериал Владимира Бортко). Абстрагироваться очень трудно, но необходимо, если мы не хотим стагнировать, а хотим двигаться вперёд и познавать все новые и новые грани театрального искусства.

Итак!

Первая (и совсем не последняя) громкая премьера этого театрального сезона в Театре Вахтангова! (4, 5 марта 2025 года) - "Идиотъ" в постановке Владислава Наставшева.

Константин Белошапка в роли князя Мышкина. Полина Рафеева в роли Аглаи. Идиот. Фото с сайта: https://russcult.ru/article.php?id=6225
Константин Белошапка в роли князя Мышкина. Полина Рафеева в роли Аглаи. Идиот. Фото с сайта: https://russcult.ru/article.php?id=6225

Об этой премьере начали говорить давно. И сильно заранее. Театр Вахтангова решил подогреть интерес к постановке интригой. До самого последнего дня не были известны ни главные действующие лица, ни актёры, их воплощающие. В театральных чатах ежедневно шли споры о том, кто же будет играть князя Мышкина и Настасью Филипповну, Парфёна Рогожина и Аглаю? И когда наконец-то были объявлены все герои, интрига только усилилась. Режиссёр решил воплотить роман великого русского классика на театральной сцене, задействовав четырёх человек. Удивлены? Ещё бы!

Нас, поклонников Театра Вахтангова, это обескуражить не может. Мы и не такое видели. Обожаемая многими зрителями Мария Аронова со своим сыном Владиславом Гандрабурой вдвоём справились великолепным образом, вынеся на зрительский суд повесть Гоголя "Мёртвые души".

Четыре героя? А вот представьте! Больше и не надо, обошлись замечательно. И сюжет сохранен, и вся суть романа передана. Именно вокруг этих героев крутится основное действие: Аглая и Настасья Филипповна влюблены в князя. Рогожин больной любовью любит Настасью Филипповну. А князь Мышкин любит всех и сразу. Такой уж он любвеобильный человек. Он боится причинить боль кому-либо, поэтому оберегает всех и переживает за всех.

Константин Белошапка в роли князя Мышкина. Павел Юдин в роли Парфена Рогожина. Идиот. Фото с сайта: https://russcult.ru/article.php?id=6225
Константин Белошапка в роли князя Мышкина. Павел Юдин в роли Парфена Рогожина. Идиот. Фото с сайта: https://russcult.ru/article.php?id=6225

В постановке приняли участие:

  • Князь Лев Николаевич Мышкин - Константин Белошапка
  • Настасья Филипповна - Анна Дубровская
  • Парфён Рогожин - Павел Юдин
  • Аглая Епанчина - Полина Рафеева

Второстепенные герои в спектакле тоже присутствуют, но лишь в устах заглавных героев. О них говорят, их вспоминают, как будто они находятся в соседней комнате и вышли на минутку. И поэтому в данный момент на сцене им быть вовсе не обязательно. Тут тебе и Гаврила Иволгин, и опекун Настасьи Филипповны Тоцкий, и папа Аглаи - генерал Епанчин. Иногда с ними общаются по телефону, причём мобильному!

Режиссёр Владислав Наставшев для меня - открытие. Не имела чести быть знакомой с его творчеством. Не знаю, на долго ли этот спектакль задержится в репертуаре театра, но знаю точно, что об этом спектакле будут говорить. Говорить долго и спорно, доказывая друг другу, есть ли в постановке Достоевский или же его там нет. Для меня, однозначно, Достоевский в спектакле был!!!

Константин Белошапка в роли князя Мышкина. Анна Дубровская в роли Настасьи Филипповны. Павел Юдин в роли Парфена Рогожина. Идиот. Фото с сайта: https://teatrtogo.ru/2025/04/03/strasti-po-myshkinu-i-razvesistaya-klyukva-spektakl-idiot-v-teatre-vahtangova/
Константин Белошапка в роли князя Мышкина. Анна Дубровская в роли Настасьи Филипповны. Павел Юдин в роли Парфена Рогожина. Идиот. Фото с сайта: https://teatrtogo.ru/2025/04/03/strasti-po-myshkinu-i-razvesistaya-klyukva-spektakl-idiot-v-teatre-vahtangova/

Да, подача неожиданная и необычная, но это и ценно! Режиссер смог заинтриговать зрителя и создать новый, абсолютно неординарный спектакль, который не всем придётся по душе. Но и без своих поклонников и почитателей постановка точно не останется.

Надеюсь, все помнят роман Фёдора Михайловича? Или вкратце напомнить?

Из Швейцарской клиники для душевнобольных в Россию приезжает молодой князь Лев Николаевич Мышкин. Тесно пообщавшись с соотечественниками и приняв близко к сердцу все их беды и несчастия, возвращается обратно в… Швейцарию больным и опустошенным. Таким чутким людям как князь Христос (так называл Мышкина сам Достоевский) не выдержать того накала и водоворота страстей, в который был вовлечён молодой добросердечный человек. Это Россия!

Константин Белошапка в роли князя Мышкина. Анна Дубровская в роли Настасьи Филипповны. Идиот. Фото с сайта: https://e-vesti.ru/ru/idiot-dostoevskogo-v-masochnoj-versii-teatre-vahtangova/
Константин Белошапка в роли князя Мышкина. Анна Дубровская в роли Настасьи Филипповны. Идиот. Фото с сайта: https://e-vesti.ru/ru/idiot-dostoevskogo-v-masochnoj-versii-teatre-vahtangova/

Первое, о чем хочется рассказать, это сценография спектакля. Она, конечно, покорила! Было волшебно! Эстетическое удовольствие во всей красе! Особенно поразила лазерная установка. При ее включении создавалось впечатление, что ты переместился в старый кинотеатр "Иллюзион" и находишься на просмотре старого черно-белого фильма. Сценография Владислава Наставшева и Валерии Барсуковой. А какие декорации!!! Такого масштаба Театр Вахтангова давно не видел. Приподнятая под наклоном сцена, на которой столько всего, что иногда трудно понять, то ли ты находишься в шикарных апартаментах у Настасьи Филипповны, то ли очутился вдруг в диковинном лесу, среди деревьев со сверкающей молнией и громом, то ли в детской комнате девушки Аглаи. Понравилась движущаяся лента, расположенная в середине сцены, по которой герои пытаются убежать то ли от своих проблем, то ли от себя, а она (лента) неумолимо возвращает их на круги своя.

Константин Белошапка в роли князя Мышкина. Полина Рафеева в роли Аглаи. Идиот. Фото с сайта: https://e-vesti.ru/ru/idiot-dostoevskogo-v-masochnoj-versii-teatre-vahtangova/
Константин Белошапка в роли князя Мышкина. Полина Рафеева в роли Аглаи. Идиот. Фото с сайта: https://e-vesti.ru/ru/idiot-dostoevskogo-v-masochnoj-versii-teatre-vahtangova/

Второе - это музыкальное сопровождение. Были прекрасно расставлены акценты в нужных местах.

Ну, и, конечно, великолепный актерский ансамбль! Как пронзительно точно режиссёр смог подобрать актёров на каждую роль.

Константин Белошапка удивил так удивил!

Раньше я видела этого актера только в спектакле "Повести Пушкина". В первой части "Барышня-крестьянка" он прекрасно сыграл влюблённого Алексея Берестова. Сыграть героя-любовника просто, а вот ранимого, тонко чувствующего, не от мира сего человека - это задача посложнее будет.

Константин смог. Так перевоплотиться! Достал из глубин своей души все, что накопил за время своего творчества и отдал всего себя зрителю. На поклонах всегда видно, как артист выкладывался. У Константина я все прочитала в глазах: было не просто! Зато как нам понравилось!!!

Единственное, за что я переживала, так это за его голос: практически весь спектакль Константин говорит фальцетом, а это то ещё занятие. Это физически безумно тяжело. Но таков был замысел режиссёра: свой голос у Константина появлялся только в моменты припадков его героя и звучал как предвестие, как знамение.

Полина Рафеева - девочка эмансипе! Сама не знает, чего хочет: то ли замуж, то ли из дома убежать. И все время терзает своими сомнениями бедного князя. В спектакле есть довольно-таки эротичный момент, где Полина исполняет романс о "Рыцаре бедном" в облегающем костюме телесного цвета, едва прикрытая красной накидкой. Вообще все сцены, где Полина и Константин были вдвоем, понравились больше всего. Они смотрелись очень сыгранно и взаимо дополняли друг друга. Очень классно обыграна сцена, где Аглая учит молодого князя современным танцам.

Полина Рафеева в роли Аглаи. Идиот. Фото с сайта: https://russcult.ru/article.php?id=6225
Полина Рафеева в роли Аглаи. Идиот. Фото с сайта: https://russcult.ru/article.php?id=6225

Настасья Филипповна, простите, не мое. Устала от надрывной игры и истерического хохота актрисы (и дело не в возрасте и внешности - Анна Дубровская в прекрасной форме!). И потом мне показалось, что я где-то это уже видела и слышала.

Анна Дубровская в роли Настасьи Филипповны. Павел Юдин в роли Парфена Рогожина. Идиот. Фото с сайта: https://russcult.ru/article.php?id=6225
Анна Дубровская в роли Настасьи Филипповны. Павел Юдин в роли Парфена Рогожина. Идиот. Фото с сайта: https://russcult.ru/article.php?id=6225

Павел Юдин был неплох, но я ждала большей глубины и масштабности этого персонажа. Как он не пытался изобразить дикую страсть к Настасье Филипповне, все-таки безумия в глазах мне не хватило. В какие-то моменты он мне казался излишне комичен, особенно в последней сцене, где он пытался изображать из себя Леонида Утёсова из "Веселых ребят".

Режиссер немного размыл временные рамки, и в третьем акте мы почему-то очутились в 30-х годах двадцатого века, где события развивались под песню Любови Орловой "Нам ли стоять на месте?". Видимо с намеком на неизбежность надвигающихся обстоятельств.

Конечно, спектакль долгий и сложный, но такой увлекательный! Идёт три с половиной часа с двумя антрактами. Кто не досмотрел до конца и ушел раньше, а были и такие, однозначно не сможет составить справедливое мнение о спектакле. Это не водевиль, не развлекательное действие. Это великий Федор Михайлович Достоевский! Тут думать надо!

Последняя сцена, когда все четыре героя собираются вместе на разборки, - потрясающая. Она прям накрывает и расставляет все точки. Настасья Филипповна - мертва. Рогожин - в тюрьму. Аглая - прочь из опостылевшего дома, а князь… назад в Швейцарию.

C´est la vie.

Горько, больно, трагично, но так…

Бесподобно!

К просмотру рекомендовать не могу, потому что спектакль оооочень НЕ классический!

Только для очень смелых!

Предлагаю вам посмотреть видео с поклонами с этого спектакля

P.S. Мои впечатления о других спектаклях уже доступны по ссылкам:

Из распутников в праведники? О спектакле "Дон Жуан. Новый миф" в Губернском Театре

Труффальдино нового века: о спектакле "Слуга двух господ" в Театре им. А.С. Пушкина

Опять "Тартюф"? О премьере одноименной постановки в Театре Наций

Неубиваемый хит Булгакова (как я ходила в МТЮЗ на собачку диковинную посмотреть)

Двое из ларца, одинаковых с лица: о спектакле "Мертвые души" в Театре им. Вахтангова

Эротический маскарад с широко закрытыми глазами: о спектакле в МХТ имени Чехова