Найти в Дзене
Авраменко Елена

Начало XX века - время перемен в русском стихе.

Если чтение стихов привлекает вас, то многие, наверное, заметили, что стихи располагаются в хронологической последовательности, с датами, как лирический дневник, предполагающий, что Читателю интересна сама последовательность душевных движений автора. Начало нового XX века, в своё время, стало эпохой глубоких перемен в русском стихе. На протяжении одного стихотворения, даже небольшого, размер стал меняться по нескольку раз в зависимости от перемены ситуации, настроения, чувства. Наряду с точными рифмами открываются неточные, сперва простые: НА ГОРЕ - ЗОРИ; немного позже: ПЛЕЧО - НИ О ЧЁМ; потом всё более СЛОЖНЫЕ, сплывающиеся в сплошную пелену неопределённых созвучий, из которых каждый автор делает отбор по своему вкусу. Строфы стали предметом сознательного экспериментаторства: возрождение старых форм подкрепляло новые стихи опорой на благородную старину, создание новых форм подчёркивало новизну идей, как бы не вмещавшихся в новый стих: ЗАВЕТ

Фото взято из открытых источников.
Фото взято из открытых источников.

Если чтение стихов привлекает вас, то многие, наверное, заметили, что стихи располагаются в хронологической последовательности, с датами, как лирический дневник, предполагающий, что Читателю интересна сама последовательность душевных движений автора.

Начало нового XX века, в своё время, стало эпохой глубоких перемен в русском стихе. На протяжении одного стихотворения, даже небольшого, размер стал меняться по нескольку раз в зависимости от перемены ситуации, настроения, чувства. Наряду с точными рифмами открываются неточные, сперва простые:

НА ГОРЕ - ЗОРИ;

немного позже:

ПЛЕЧО - НИ О ЧЁМ;

потом всё более СЛОЖНЫЕ, сплывающиеся в сплошную пелену неопределённых созвучий, из которых каждый автор делает отбор по своему вкусу.

Строфы стали предметом сознательного экспериментаторства: возрождение старых форм подкрепляло новые стихи опорой на благородную старину, создание новых форм подчёркивало новизну идей, как бы не вмещавшихся в новый стих:

ЗАВЕТ

Будьте всегда как дети -

Оденьтесь смехом живым,

Думы держите в свете,

Гоните горестей дым.

Встанем войной на гОре,

Улыбок вспомним привет

Вечно горят их зори,

Даря нам радости свет.

Радость в печали бьётся,

В слезах украдкой кипит,

В каплях осенних льётся,

Весною в грозах гремит.

В гневе огнём алеет,

В любви порхает мечтой,

В смерти как искра тлеет,

И в страсти светит звездой.

Сбросьте печалей сети,

Смените раем тюрьму,

Будьте светлы, как дети,

Развейте радостью тьму!

В. А. Сумбатов

1922г.

Фото взято из открытых источников.
Фото взято из открытых источников.

Просто дело было в том, что вдобавок к шести трОпам традиционной риторической теории поэтическая практика изобрела седьмой, до сих пор не получивший бесспорного названия и определения. ТрОпами назывались случаи употребления слов в несловарном, переносном значении, то есть именно то порождение нового значения, к которому стремились модернисты. Уделю этому внимание в следующей своей статье:

Тропы в традиционной поэтике. Антиэмфаза.
Авраменко Елена3 августа
Дольник. Система стихотворной речи рубежа XIX и XX веков
Авраменко Елена27 июля

Комментарии приветствуются.