В этом году основным местом отдыха мы выбрали спокойный Поти (о нем будет отдельная заметка). И пока Вазген парковал машину у Потийского маяка, я заметила на заборе небольшой баннер чайной плантации Taba.
Хотя я и не пью чай каждый день, его история в Грузии представляет для меня некоторый интерес:
А Вазген — вообще чаеман. Поэтому долго нам себя уговаривать не пришлось — позвонили, записались и поехали.
Если вы читаете меня впервые, то я — Таня, сейчас живу в Тбилиси. В этом блоге рассказываю о своей жизни, увлечениях и путешествиях.
Плантация открыта для посещения с 10:00 до 22:00, можно просто приехать, но лучше позвонить и забронировать места заранее.
Специально группы (только если вы сами не приедете большой компанией) не набирают: если приедете вдвоем, как мы — проведут экскурсию для двоих. Нам даже посоветовали подъехать пораньше, чтобы не пересекаться со следующей группой.
В экскурсию входит прогулка по плантации, посещение производственного цеха и дегустация чая. Стоимость полной экскурсии - 60 ₾ (~ 1 800 ₽) с человека, только дегустации — 20 ₾ (~ 600 ₽).
Как съездили?
По адресу, указанному на сайте мы обнаружили небольшой жилой дом со двором и нежилыми постройками. Нас попросили подождать хозяина — Александра — в уютной зоне; минут через десять он появился и пригласил нас добраться на плантации на его машине.
Плантация
Во время прогулки по чайной плантации нам показали, какие листочки собираются для чая — самые молодые, первые три с верхушки куста — и дали самим потренироваться их срывать.
Пока мы там гуляли, на плантации работали женщины.
Как объяснил Александр, после сбора молодых листочков кусты нужно стричь, чтобы ветки двоились и куст пышнел, а не разрастался в длину и высоту. Состриженные ветки превращаются в удобрение для кустов; дополнительно их ничем, как утверждает хозяин плантации, не подкармливают.
Производственный цех
После прогулки мы вернулись к основному дому на машине и прошли в производственный цех. Там нам показали весь процесс превращения свежего чайного листа в готовый к фасовке продукт.
Сначала собранный чай подвяливается, для чего его оставляют на сетке на несколько дней.
Затем процесс ферментации — листочки скручивают и трясут в специальном механизме, чтобы они выделяли сок, потом оставляют еще на некоторое время.
Завершающий этап — сушка в барабане при высокой температуре. Готовность чая, как сказал Александр, определяется на слух: как только чай начинает «шуршать» так, как нужно, сушка останавливается и чай отправляется на фасовку.
Дегустация
Вслед за демонстрацией нас ожидала дегустация чая и приятная беседа о ценностях.
Мы обсудили бизнес, который получается вести у Taba, и я рада была узнать о том, что они делают, больше. Мне нравится такая модель:
- бережное отношение к природе;
- высокое качество продукции;
- создание рабочих мест в небольшом поселке;
- открытое общение и продажа через ценности.
Там никто не навязывает продукцию, можно посетить экскурсию с дегустацией и уехать. Но там рассказывают о своем деле с любовью и дают попробовать продукт, о котором ты по итогу получаешь больше информации, чем о любом продукте из магазина.
Владелец предприятия признался, что раньше их производство сотрудничало с магазинами и гналось за объемами, но с некоторых пор они перестроили формат работы: партиями продают только в некоторые рестораны, держат онлайн-магазин и приглашают ценителей чая к себе на экскурсии, после которых также возможно что-то купить. Если это правда, то мне такое ближе.
Что мы забрали с собой?
Покупки и подарки
- Чай. Мы купили много чая — черного, зеленого и черничного. Учитывая, что пьет его в основном Вазген, хватит нам его надолго.
- Вино. То, что продегустировали там и понравилось, оставили на подарок для близких. То, что забрали наугад — ну, не наше, так скажем (особенно для меня, я не фанат алкоголя). Я из него варю луковое варенье😁
- Ароматная соль. Я взяла апельсиновую и винную, потому что давно знаю про такую, но самой сделать лень. Честно говоря, не заметила, чтобы любая из них что-то добавляла ко вкусу блюд.
Еще там были сладости, которые мне понравились, но в итоге мы забыли добавить их в покупку. А в подарок мне дали семена чайного куста, попробую из них вырастить нам чай. Правда, не уверена, что там отслеживается их «возраст», а это, как я прочитала, очень важно для проращивания.
Информацию
Теперь мы знаем, где купить чай, который нам нравится. Знаем, где и как его выращивают и собирают. Мне понравился этот опыт, он делает выбор более осознанным.
Еще я спросила Александра об инициативе грузинского правительства, о которой я узнала, когда готовила заметку о грузинском чае — раздавать заброшенные плантации всем желающим за символическую сумму. Тот сказал, что не знает о ней, но даже если она и есть, вряд ли ее можно считать интересной, поскольку заброшенная плантация требует очень больших финансовых вложений и моральных сил, которые могут не окупиться.
Спокойствие
Нашему отпуску предшествовал напряженный период работы и некоторые проблемы с моим здоровьем. Поездка на чайную плантацию, хотя и состоялась ближе к середине нашего отпуска, стала для меня кульминацией отдыха.
Я невероятно расслабилась! Новые впечатления от прогулки по плантации, новые знания из производственного цеха и неторопливое чаепитие сделали свое дело. Я замедлилась и умиротворилась.
***
Я правда была очарована. Настолько, что лишь после отъезда задалась вопросами о бизнесе, которые меня тоже волнуют. Например, по поводу оплаты наемных работников, ведь цены на продукцию не самые демократичные. Александр говорил, что 100% компании владеет их семья, но, как я понимаю, вряд ли рук одной семьи хватает на всю работу, которую нужно делать. На плантации работали взрослые женщины — предполагаю, что по найму — так вот достойную ли они получают за свой труд?
Если заглянем в Taba в следующем году, я это спрошу. Или если вдруг кому-то из вас удалось побывать там и спросить, напишите в комментариях.
Но, возможно, мы поедем исследовать и другие плантации. Уже после экскурсии нашлись Teni и Komli — в Озургети, Zhghenti Sisters' Plantation — в Гурии. В каждой из них есть что-то интересное, так что их мы тоже имеем в виду.