50 лет назад в первый рейс вышел лайнер «Владимир Ильич», головное судно проекта 301. Это самая массовая серия четырехпалубных пассажирских теплоходов для круизов по Волге и другим российским рекам.
Чем удивляли суда и какие ноу-хау в них были использованы? Рассказываем на канале «История Волжского пароходства».
Читайте также:
➡️ «Аркадий Гайдар» и его команда: последний колесный пароход на Волге.
Теплоходы с ноу-хау
Семидесятые годы прошлого века — время очередного обновления речного флота. На реки СССР пришли новые пассажирские суда, построенные для внутренних водных путей зарубежными партнерами. Яркий тому пример — теплоходы проекта 301 (тип «Владимир Ильич»), огромные четырехпалубные речные лайнеры, предназначенные для многодневных круизов. Проект стал первой массовой серией судов такого класса в СССР. Всего было спущено на воду 22 лайнера 3 различных серий.
Четырехпалубники были построены в Бойценбурге (ГДР) на Эльбе в 1975 - 1983 годах по заказу Минречфлота РСФСР. Новые суда предназначались для Северо-Западного, Волжского, Московского, Беломорско-Онежского, Волго-Донского, Камского, Амурского пароходств СССР.
Технические характеристики теплоходов проекта 301
· Габариты судна: длина — 125 м, ширина — 16,7 м, высота — 15,9 м.
· Средняя скорость движения — 24-26 км/ч.
· Количество главных двигателей — 3.
· Мощность каждого двигателя — 1000 л/с.
· Экипаж — 84 человека.
· Пассажировместимость — 360 человек.
· Класс речного регистра: «О» (внутренние водные пути, реки и водохранилища, проход по Ладожскому и Онежскому озерам при ограничении высоты волны до 2,5 м).
Лайнеры превосходили в размерах первые четырехпалубники. К примеру, суда проекта 301 были длиннее на 15 м «Максима Горького», первого круизного лайнера на Волге. Как отмечают технические специалисты, при проектировании теплоходов 301 конструкторы неоднократно обращались к советским дизель-электроходам как к эталонным на тот момент, при этом учитывали все передовые технологии для повышения комфорта пассажиров. Напомним, мы писали об истории легендарного дизель-электрохода «Советский Союз», спроектированного в СССР, в нашей статье💡
Проект изначально предусматривал одно-, двух- и трехместные каюты, каждая из которых была оборудована индивидуальным санузлом (унитазом, душем, умывальником). За благоприятный микроклимат в жилых помещениях отвечала автоматическая система кондиционирования воздуха на теплоходе. Также путешественники могли посещать ресторан, кафе, кинозал с раздвижной крышей, музыкальной салон с танцплощадкой, библиотеку. Комфорт и оснащение по тем временам поразительные.
Интересный факт:
На суда проекта 301 было установлено рулевое устройство, которое изобрел и запатентовал в СССР немецкий конструктор верфи Бойценбург Фридрих Энкель. По оценкам технических экспертов, с учетом мощных подруливающих устройств, четырехпалубники этой серии отличались прекрасной маневренностью.
Всего было построено три серии теплоходов проекта 301: 6 судов — первой серии, 10 судов — второй и 6 судов — третьей. От самой первой модификации поздние суда отличаются элементами внешней отделки и дополнительным оборудованием. Например, на второй серии были сделаны сплошные фальшборты вместо сетчатых, окна кают стали закругленными, а не прямоугольными. Третья серия была доработана для более удобного прохождения узких шлюзовых каналов. Отличить вторую серию от третьей довольно просто — последняя лишилась золотых полос по борту в районе названия.
Головное судно проекта 301 получило название «Владимир Ильич». После того как лайнер спустили на воду, ему предстояла непростая дорога домой — с Эльбы в СССР. После спуска в Бойценбурге теплоход буксировали до Гамбурга: доставляли отдельно корпус и отдельно на баржах везли часть надстройки (шлюпочную палубу и ходовую рубку). Под гамбургскими мостами невозможно было пройти с полностью смонтированной четырехдечной надстройкой.
Затем проводили окончательную сборку судна и перегоняли по Балтийскому морю в город Висмар (ГДР), где его принимал советский экипаж для дальнейшего перехода в СССР. Таким образом перегоняли все суда этого проекта.
Теплоходы в надежных руках
Теплоход «Владимир Ильич» поступил на работу в Северо-Западное речное пароходство (Ленинградский пассажирский порт). Первым капитаном флагмана серии 301 «Владимир Ильич» стал Леонид Михайлов, который принимал теплоход и затем возглавлял экипаж до 1984 года. Лайнер выполнял туристические рейсы с отправлением из Ленинграда (Санкт-Петербург) до Валаама, Кижей, Петрозаводска, Перми, Москвы, Калинина (Твери), Горького (Нижнего Новгорода), Волгограда и Астрахани продолжительностью от 2 дней до 21.
По Волге ходил другой круизный лайнер этого проекта — «Советская Россия», под командованием известного волжского капитана Константина Бабушкина. Константин Иванович принимал теплоход в 1977-м и затем работал на нем 12 лет. В разное время судно было плавучим санаторием и домом отдыха. В 1980-х годах теплоход работал на линии Москва — Астрахань — Москва, с продолжительностью рейса 20 суток, а также на линии Москва — Ленинград — Горький — Москва. В 1989 году, когда Константин Иванович собрался на заслуженный отдых, его сменил на капитанском мостике «Советской России» сын Владимир Бабушкин.
Подробнее о волжской династии Бабушкиных читайте в нашем материале👇🏻
➡️ «Речники — народ счастливый». Большой путь Константина Бабушкина, капитана и художника.
Кстати, у проекта 301 было продолжение — модернизированные четырехпалубные пассажирские суда серии 302, построенные на этой же судоверфи в ГДР, предназначенные для речных круизов с возможностью коротких выходов в море. Головным судном проекта стал «Дмитрий Фурманов», большой круизный лайнер, спущенный на воду в 1983 году. Его длина была увеличена до 129,1 м (по сравнению с судами проекта 301). Теплоходы проекта 302 эксплуатируются на Волге, Каме, Дону, реках и озерах Волго-Балтийского водного пути.
В строю
Лихолетье перестроечных времен практически не сказалось на четырехпалубниках проекта 301. Большинство этих круизных лайнеров продолжают работу и сегодня. В наше время это одни из самых больших судов на российских реках. Большинство из них совершают туристические круизы между Москвой и Санкт-Петербургом, некоторые суда ходят по Волге.
За последние годы все теплоходы этой серии неоднократно совершенствовали: меняли планировку кают, на некоторых судах было увеличено количество номеров для туристов, появились «люксы» и «полулюксы», обновили зоны отдыха. Лайнеры, работающие на северо-западе, модернизировали до соответствия классу речного регистра «М» — теплоходы, предназначенные для эксплуатации в сложных погодных условиях.
Лайнер «Владимир Ильич» в 1992 году был переименован в «Санкт-Петербург». Несколько лет назад он прошел комплексное переоборудование и в 2025 году продолжает возить туристов.
Теплоход «Советская Россия» получил название «Нижний Новгород». Круизный лайнер и сегодня можно встретить на Волге.
Еще по теме: