Представьте: вы снимаете один из самых ожидаемых фильмов десятилетия - камеры работают уже три месяца, актеры на площадке, многомиллионный бюджет расходуется каждый день. И тут выясняется, что сценарий еще не готов. Абсурд? Да. Но это реальность фильма "Мстители: Судный день".
Это не признак гибкого творческого процесса. Это симптом глубокого кризиса, который наглядно объясняет, почему киновселенная Marvel в последние годы раз за разом даёт сбой.
И честно говоря, это уже даже не удивляет.
Ещё один повар на и так горящей кухне
В эту и без того сложную ситуацию Marvel недавно добавили еще одну переменную.
Они наняли Майкла Уолдрона, создателя сериала "Локи", чтобы он помог дописать сценарий "Судного дня". Сам по себе Уолдрон - автор неплохой, в "Локи" были сильные моменты и лично мне сериал был интересен. Но проблема не в Майкле, а в подходе студии.
Основной сценарий уже несколько месяцев находится в производстве. Его ведёт Стивен Макфили, один из авторов "Мстителей: Финал". И теперь, когда съёмки уже в самом разгаре, в команду вводят нового человека со своим видением. Знаете, есть старая универсальная поговорка - у западных стран это "слишком много поваров портят похлебку", у нас это "у семи нянек дитя без глазу". Не важно как вы ее употребляете, важнее, что в Marvel о ней не слышали.
Или решили, что нанять ещё одного креативщика - лучшее решение для фильма, в который уже вложены колоссальные деньги (один только гонорар Роберта Дауни-младшего за роль и следующие два фильма превышает 80 миллионов долларов).
Добавлять новые творческие силы через три месяца после начала съёмок - нехороший знак. Три месяца - это не просто "начали снимать". Для многих голливудских картин это полный съёмочный цикл. Целый фильм от первого до последнего кадра. А здесь за это время не смогли даже утвердить финальный текст.
Парадокс Кевина Файги: говорим одно, делаем другое
Глава Marvel Studios Кевин Файги, конечно, пытается всех успокоить. В недавнем интервью он подтвердил участие Уолдрона, но представил это как позитивное усиление. Мол, идёт "ежедневное улучшение прямо на площадке". Но в том же самом интервью он уверяет, что студия "никогда не начинала производство без готового сценария".
Чувствуете противоречие? Да, формально у вас может быть полная версия сценария, или хотя бы стопка бумаги с заголовком "законченный сценарий". Но если вы меняете его на ходу, это уже не та же идея, с которой вы начинали, так ведь? Это просто черновики, которые теряют актуальность с каждым съёмочным днём. Утверждать, что сценарий "готов", когда его активно переписывают аж два профессионала, - это игра словами, которая не внушает доверия.
Ирония в том, что Marvel сама знает, как надо делать. Файги с гордостью рассказывал, как они консультировались с Гаретом Эдвардсом, режиссёром "Создателя", чтобы понять, как ему удалось снять визульный блокбастер так дёшево.
Ответ был прост: у Гарета всё было зафиксировано, распланировано, раскадровано заранее. Сценарий был полностью утверждён и завершен до включения камер, поэтому отдел визуальных эффектов точно знал, что, как, где и в какой последовательности делать - никаких импровизаций.
Это полная противоположность подходу "разберёмся по ходу дела", который раздувает бюджеты до безумных размеров и порождает творческий хаос. Как можно контролировать расходы на спецэффекты, если вы не знаете, что именно будете снимать завтра?
Призрак "Мультивселенной безумия"
Появление Майкла Уолдрона вызывает тревогу ещё по одной причине. Он был сценаристом фильма "Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия". И хотя сериал "Локи" многие приняли тепло (а он объективно выше по уровню, чем большинство многосерийных проектов MCU), второй "Доктор Стрэндж" стал объектом жёсткой критики.
Позже подтвердилось, что для этого фильма было написано как минимум 33 (!!!) разных версии сценария. Результат мы все видели - рваное и сумбурное повествование, которое кое как вытянула режиссура Сэма Рэйми.
Теперь тот же автор приходит "улучшать" фильм, который уже снимается. Параллели с другими проблемными проектами MCU очевидны. Например, "Капитан Америка: Дивный новый мир" прошёл через масштабные пересъёмки и переписывание сценария после провальных тестовых показов - становится для студии нормой.
Съёмки "Судного дня" начались в апреле 2025 года на студии Pinewood в Англии. В фильме занят огромный актёрский состав, включая ветеранов MCU и Роберта Дауни-младшего в роли злодея Доктора Дума. Релиз уже перенесли с мая на 18 декабря 2026 года. Но глядя на весь этот хаос, возникает резонный вопрос: а выйдет ли фильм вообще в срок? И каким он будет?
Переписывание сценария на съёмочной площадке - это не "творческий поиск". Это симптом системного сбоя. И пока студия не зафиксирует свой главный документ - сценарий - перед тем, как крикнуть "Мотор!", она, кажется, так и будет спотыкаться на ровном месте, теряя доверие и зрителей, и профессионалов индустрии.
На этом у меня сегодня все! Если вы дочитали до этого момента - мое вам искреннее уважение! Какой из проектов Марвел вы в последний раз смотрели с удовольствием? А какой ваш любимый?
Если выпуск вам понравился, то не стесняйтесь подписываться и нажимать на кнопки под постом!
И до встречи в следующем выпуске!