В ночь на 26 декабря 2004 года в Индийском океане, северо-западнее индонезийского острова Суматра, произошло сильнейшее землетрясение магнитудой 9,1–9,3. Это третье по мощности землетрясение за всю историю сейсмологических наблюдений. Вслед за первым толчком в течение суток последовали еще 68, причем 13 из них магнитудой более 6. Их суммарная энергия более чем вдвое превышала годовое производство энергии всем человечеством.
Землетрясение породило мощнейшие цунами, которые обрушились на побережье Индийского океана. Отдельные, сравнительно небольшие волны докатывались даже до берегов ЮАР, отстоящих от эпицентра на 8,5 тысячи км. Всего от стихии пострадали свыше двух миллионов человек. Больше всего жертв было в Индонезии (131 тысяча), Шри-Ланке (35 тысяч), Индии (12 тысяч), Таиланде (5 тысяч). По разным оценкам, общее количество погибших оценивается примерно в 170–235 тысяч человек.
Некоторые случаи были особенно трагичны. Так, цунами стало причиной крупнейшей в истории по числу жертв железнодорожной катастрофы. Поезд № 50, курсировавший между городами Коломбо и Галле на Шри-Ланке, был остановлен запрещающим сигналом семафора на открытой местности близ деревни Пералия всего в 170 м от кромки моря. Никто из находившихся в поезде не знал о приближавшемся к острову цунами. Почти сразу же после остановки его накрыла первая волна. Она растратила свою энергию, ломая дома и деревья на побережье, поэтому поезд устоял на рельсах, хотя и до половины наполнился водой. Испуганные пассажиры стали выбираться на крыши вагонов. Спустя десять минут пришла вторая волна. Не встречая препятствий на своем пути, она легко добежала до железнодорожной насыпи, подняла и сбросила с нее поезд. Позже многотонный локомотив был обнаружен в сотне метров от дороги. При этом множество пассажиров, уцелевших при падении, были блокированы в искореженных вагонах и попросту утонули. Точное количество жертв не установлено и по сей день. Известно, что в Коломбо с билетами до Галле в поезд сели 1,5 тысячи человек, но с учетом подсаживавшихся на промежуточных станциях, а также многочисленных безбилетников общее число пассажиров оценивается в 1,7–2 тысячи, из которых выжили всего 150 человек.
Дело, не терпящее промедления
В тот же день в стране был введен режим чрезвычайной ситуации. Она крайне нуждалась в средствах медицинского обеспечения, санитарно-гигиеническом оборудовании, силах и средствах для проведения поисково-спасательных операций.
Правительство РФ приняло решение о незамедлительной отправке в зону бедствия сводного отряда МЧС России.
Вообще скорость реагирования на катастрофу была чрезвычайно высокой. Первая волна цунами достигла берегов Шри-Ланки в семь утра по московскому времени, а спустя четыре часа МЧС России уже получило запрос от ООН на участие в международной спасательной операции. Все необходимые формальности были улажены в кратчайшие сроки, и уже ранним утром следующего дня из Раменского вылетели два самолета Ил-76 МЧС России, которые доставили в Коломбо 26 спасателей, пять поисковых собак, три внедорожника, поисково-спасательный вертолет, инструменты, необходимые для аварийно-спасательных работ, а также палатки и одеяла для пострадавших. Еще через день была доставлена новая партия гуманитарной помощи.
Столь же оперативно была налажена доставка гуманитарной помощи и в другие страны Юго-Восточной Азии, пострадавшие от стихийного бедствия. Фактически в кратчайшие сроки удалось организовать настоящий воздушный мост. Самолеты МЧС и Минобороны вылетали с российских аэродромов, дозаправлялись в аэропорту Шарджа в ОАЭ и оттуда везли медиков и гуманитарную помощь в Коломбо на Шри-Ланке, Бангкок и Пхукет в Таиланде, Медан и Банда-Ачех в Индонезии, а обратно эвакуировали российских и иностранных туристов, оказавшихся в зоне бедствия. Так, в частности, по просьбе латвийской стороны из Таиланда был вывезен серьезно травмированный гражданин Латвийской Республики.
— О выходных и новогодних праздниках все забыли, — вспоминает тогдашний директор Департамента международной деятельности МЧС России Юрий Бражников. — Работа велась в круглосуточном режиме, все старались в максимально быстром темпе решать оперативные вопросы и заблаговременно расшивать узкие места. Был достигнут очень высокий уровень не только межведомственного, но и международного взаимодействия.
Наши люди на Цейлоне
Сводный отряд российских спасателей под командованием Андрея Легошина работал на Шри-Ланке до 7 января. За это время была оказана помощь 483 пострадавшим, разобраны десятки разрушенных домов, предоставлено жилище, пусть и временное, в виде палаток, тысячам островитян.
Очень эффективно действовал доставленный бортом МЧС России на остров вертолет, проводивший воздушную разведку пострадавшего от цунами района. Российские спасатели работали в тесном сотрудничестве с местными добровольцами, добираясь в самые труднодоступные районы острова. Работу спасателей крайне осложняли боевые действия между правительственными войсками и сепаратистами, продолжавшиеся в северной части страны. Некоторые международные формирования, в частности, австрийская команда из-за этого отказались от проведения спасработ.
Вскоре перед пострадавшими регионами нависла угроза новой катастрофы — на этот раз связанной с острой нехваткой врачей и лечебных заведений. Резко обострилась санитарно-эпидемиологическая обстановка. Десятки тысяч людей нуждались в срочной медицинской, в том числе и хирургической помощи.
Предвидя подобное развитие ситуации, уже в самом начале оказания гуманитарной помощи пострадавшим странам российская сторона начала готовить отправку туда мобильных госпиталей.
Медпомощь без границ
Хотя спасательная операция на Шри-Ланке завершилась 7 января, оказание гуманитарной помощи пострадавшим от стихии регионам продолжалось. 10 января на индонезийский остров Медан был доставлен мобильный госпиталь Министерства обороны России. Он начал работу 15 января и за 40 дней оказал амбулаторную помощь 1976 больным. Российские врачи вакцинировали 2171 ребенка, провели медосмотр 700 военнослужащих индонезийской армии и 210 гражданских добровольцев, занимавшихся поисково-спасательными работами в наиболее пострадавшей от цунами провинции Ачех. По окончании их работы госпиталь был передан в дар Индонезии.
Практически одновременно начал свою деятельность и мобильный госпиталь МЧС России. 18 января он был развернут в городе Тангалла в 250 км от столицы Шри-Ланки и на следующий день начал прием пациентов. Госпиталь был оснащен операционным модулем, различным диагностическим оборудованием, реанимационным блоком. Как ни странно, помимо травм, полученных в результате стихийного бедствия, основная часть обращений к врачам была связана с пневмонией и переохлаждением. Одни пострадавшие долгое время находились в холодной воде, а другие простудились из-за температурного скачка, вызванного цунами, когда воздух внезапно охладился с 40 до 30 градусов. Для местных жителей это оказалось настоящим тепловым шоком.
Медикам МЧС пришлось работать в сложнейшей ситуации. На крайне неблагоприятные природные условия наложили свой отпечаток разрушение инфраструктуры, обеспечивающей жизнедеятельность населения, и продолжавшиеся в этом регионе боевые действия. Врачи, медсестры и инженерный персонал госпиталя проявили на Шри-Ланке настоящее мужество. Несмотря на тяжелейшие условия, за месяц работы квалифицированная медицинская помощь была оказана около 3500 пострадавшим жителям острова, почти треть из которых были детьми.
Госпиталь посетила официальная делегация правительства Шри-Ланки во главе с премьер-министром, который от имени президента страны выразил благодарность за огромный вклад россиян в дело оказания медицинской помощи населению Шри-Ланки.
Работа над ошибками
Произошедшая трагедия со всей беспощадностью раскрыла не только отдельные недостатки в работе спасательных служб пострадавших стран, но и их полную неготовность к противодействию угрозам подобного масштаба.
Если в странах Тихоокеанского региона, издавна страдавших от цунами, уже давно была создана достаточно эффективная система по предупреждению об угрозе цунами, то в Индийском океане ее аналог попросту отсутствовал. Так сложилось исторически: Япония и тихоокеанское побережье Соединенных Штатов неоднократно подвергались цунами, и в этих странах давно создали специальные службы, отслеживающие сейсмическую активность в океане и прогнозирующие возникновение цунами. Также там уже давно отработали каналы оповещения о надвигающейся опасности и четкие маршруты эвакуации населения.
Подводное землетрясение у Суматры было зафиксировано этими службами. Они спрогнозировали возникновение цунами и были готовы поделиться информацией со странами, подвергавшимися опасности. Внезапно выяснились, что там попросту отсутствуют соответствующие службы. Никогда ранее страны Индийского океана не испытывали подобных угроз. Примерно за год до описываемых событий была попытка создания совместной системы по предупреждению природных ЧП, но она закончилась ничем — риск посчитали небольшим, и никаких действий решили не предпринимать. Более того, зачастую власти сознательно закрывали глаза на опасность. Так, в Таиланде правительственное туристическое агентство даже предупреждало сейсмологов о том, чтобы те поменьше сообщали о возможных стихийных бедствиях, поскольку подобные предупреждения могли отпугнуть туристов, прибыль от обслуживания которых составляет значительную часть доходов королевства.
Сразу же после случившегося на Всемирной конференции по уменьшению опасности бедствий под эгидой ООН, которая проходила в японском городе Кобе 18–22 января, была проведена специальная сессия по бедствию в Индийском океане. Сессия приняла решение о необходимости создания системы раннего предупреждения о цунами для Индийского океана. Система начала функционировать с июня 2006 года. Она состоит из 25 сейсмографических станций, передающих информацию в 26 национальных информационных центров по цунами, а также шести буев для глубокой оценки и отчетности о цунами.
Был предпринят ряд шагов для создания национальных систем предупреждения о цунами. Наибольших успехов тут достигла Индонезия, которая создала сеть из 22 специальных буев, 134 приливных станций, дополненных наземными сейсмографами, 55 сиренами оповещения и системой распространения предупреждений посредством текстового телефонного сообщения.
Однако землетрясение на острове Суматра в 2016 году показало, что система существовала в основном на бумаге. Ни один из буев стоимостью сотни тысяч долларов каждый не сработал. Они были повреждены вандалами, разворованы или просто не действовали из-за нехватки средств для обслуживания. Система оповещения населения не сработала, поскольку во время землетрясения были повреждены электростанции, а сирены автономными источниками питания оборудованы не были.
С учетом полученного опыта
2 февраля в здании МЧС России в Театральном проезде, в зале оперативной дежурной смены, Президент России Владимир Путин провел правительственное совещание по ликвидации последствий цунами в Юго-Восточной Азии. Он заслушал доклад оперативного дежурного о ходе гуманитарной операции, связался по прямой линии с начальником аэромобильного госпиталя МЧС России на Шри-Ланке.
Президент поблагодарил спасателей МЧС за профессиональные действия в зоне бедствия. Глава государства отметил, что «и граждане России, и весь мир вновь убедились в высоком уровне подготовки, оснащенности, готовности российских спасателей прийти на помощь».
Помимо вопросов оказания гуманитарной помощи пострадавшим странам на совещании рассматривались проблемы сейсмической безопасности России. Была поднята тема опасного раздробления усилий между различными ведомствами. Мониторинг сейсмической обстановки параллельно вели сейсмоцентры МЧС, Академии наук и Министерства обороны России, причем каждый из них занимался только отдельными его аспектами. Так, военный центр был создан в период холодной войны для определения силы ядерных взрывов потенциального противника. Академия наук изучала землетрясения с прикладной точки зрения, а МЧС — с позиций оповещения граждан об опасности.
Владимир Путин подчеркнул, что России необходима действенная система предупреждения о стихийных бедствиях, ведь только в сейсмоопасных районах, к которым относится почти четверть территории страны, проживают свыше 20 млн человек.
Спустя три года глава государства вновь побывал в МЧС. На этот раз он посетил новое здание Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России, который был создан с учетом решений, принятых на том памятном заседании правительства.
Подготовлено по материалам журнала "Гражданская защита" №12,2024г.,
Владимир Другак