Найти в Дзене

Выставка Карла Брюллова. Рим, Москва, Петербург. Третьяковская галерея.

Я никогда детально не изучала его биографию. Знала имя, знала «Гибель Помпеи», «Всадницу» - как культовые полотна, известные каждому школьнику. Но именно это и стало причиной пойти на выставку в Новую Третьяковку (на Крымском валу): открыть для себя художника не как легенду, а как человека. С легкой подачи и по совету моей мамы мы пошли туда с мужем, в наш День Рождения. И это стало настоящим подарком, который я даже не ожидала получить. Брюллов – «импульсный» автор.  И мне как художнику и фотографу это очень близко. Он работал не из структуры, а из порыва. Если идея захватывала - он писал с головой, бурно, целиком. Но если терял интерес (по разным причинам), то мог просто оставить картину незавершённой. Он как будто ценил не только результат, а пульс момента, то как творческая искра сжигает сомнения и требует выхода. Он отказывался подстраиваться, даже под заказчиков такого уровня как Николай I. Если чувствовал, что его не слышат, то просто прекращал работу. И да, император потом и
Оглавление

Гибель Помпеи во всей красе
Гибель Помпеи во всей красе

Я никогда детально не изучала его биографию. Знала имя, знала «Гибель Помпеи», «Всадницу» - как культовые полотна, известные каждому школьнику. Но именно это и стало причиной пойти на выставку в Новую Третьяковку (на Крымском валу): открыть для себя художника не как легенду, а как человека.

С легкой подачи и по совету моей мамы мы пошли туда с мужем, в наш День Рождения. И это стало настоящим подарком, который я даже не ожидала получить.

-2

Первое, что меня тронуло:

Брюллов – «импульсный» автор. 

И мне как художнику и фотографу это очень близко. Он работал не из структуры, а из порыва. Если идея захватывала - он писал с головой, бурно, целиком. Но если терял интерес (по разным причинам), то мог просто оставить картину незавершённой. Он как будто ценил не только результат, а пульс момента, то как творческая искра сжигает сомнения и требует выхода.

Второе - его дерзость и свобода. 

Он отказывался подстраиваться, даже под заказчиков такого уровня как Николай I. Если чувствовал, что его не слышат, то просто прекращал работу. И да, император потом и вовсе отказался его принимать. И это совершенно не помешало художнику продолжать быть авторитетным и узнаваемым. Не только в Москве, родном Петербурге, но и в том числе в Европе (он долгое время жил и работал в Италии). 

Его великая «Гибель Помпеи» родилась там, где он жил и дышал по-настоящему.

Он ходил по хорошо сохранившимся руинам древнего города, делал эскизы, собирал материалы. Он не просто изображал катастрофу - он искал в этом сюжете истинную человечность (или ее полное отсутствие), которую так видно в людях перед лицом опасности… Каждая фигура на картине - как будто живая. И вдруг, среди множества лиц в какой-то момент ты находишь самого Брюллова, вписанного в сюжет. Он не смог остаться в стороне от своей же картины.

И, кажется, это очень многое говорит нам о нём :)

Фрагмент картины «Гибель Помпеи» с ключевыми фигурами, которые не менялись с момента первых эскизов
Фрагмент картины «Гибель Помпеи» с ключевыми фигурами, которые не менялись с момента первых эскизов

Выставка получилась очень сильной. Глубокой, визуально красивой, местами интерактивной, погружающей в атмосферу. Из тех, которые держат и не хочется уходить.

Она будет открыта ещё до сентября - и я искренне советую. Если вам тоже хочется увидеть Брюллова не как в школьной программе, а как человека, который ярко жил, и широко творил – обязательно сходите. Это стоит того :)

Карл Брюллов. «Всадница».
Карл Брюллов. «Всадница».

Общий вид выставки Карла Брюллова в Третьяковской галерее
Общий вид выставки Карла Брюллова в Третьяковской галерее