Найти в Дзене
Исторический музей

Изобразить спектакль: работы художников-постановщиков из собрания Исторического музея

Сценография — это театрально-декорационное искусство создания зрительного образа спектакля. Сценография отвечает не только за оформление сцены, ее задача глубже — через образы правильно донести до зрителя идеи и смыслы. Именно поэтому театральное искусство пересекается с изобразительным. Занимается сценографическим искусством художник-сценограф, также его называют художник-постановщик. В собрании Исторического музея хранятся уникальные материалы, связанные с историей театрально-декорационного искусства: эскизы, подготовительные рисунки и проекты декораций, созданные ведущими художниками-постановщиками разных эпох. Эти работы демонстрируют процесс создания сценического оформления — от первоначального замысла до его воплощения на сцене. Матвей Андреевич Шишков родился в начале 1830-х гг. Его профессиональный путь как художника начался с обучения в Московском Строгановском училище, параллельно он брал уроки у декоратора московских императорских театров Фридриха Христиана Шеньяна. С 1849 г
Оглавление

Сценография — это театрально-декорационное искусство создания зрительного образа спектакля. Сценография отвечает не только за оформление сцены, ее задача глубже — через образы правильно донести до зрителя идеи и смыслы. Именно поэтому театральное искусство пересекается с изобразительным. Занимается сценографическим искусством художник-сценограф, также его называют художник-постановщик.

В собрании Исторического музея хранятся уникальные материалы, связанные с историей театрально-декорационного искусства: эскизы, подготовительные рисунки и проекты декораций, созданные ведущими художниками-постановщиками разных эпох. Эти работы демонстрируют процесс создания сценического оформления — от первоначального замысла до его воплощения на сцене.

Матвей Андреевич Шишков

Матвей Андреевич Шишков родился в начале 1830-х гг. Его профессиональный путь как художника начался с обучения в Московском Строгановском училище, параллельно он брал уроки у декоратора московских императорских театров Фридриха Христиана Шеньяна. С 1849 года Шишков начал работать помощником своего учителя, а после переезда в Санкт-Петербург Матвей Андреевич продолжил занятия с другим знаменитым декоратором Андреем Роллером.

Матвей Андреевич работал с оперной, балетной и драматической сценами петербургских театров — Мариинского и Александринского, хотя некоторые его работы использовались и в декорациях спектаклей московского Большого Театра. Талант и трудолюбие Шишкова не прошли даром, его карьера развивалась довольно стремительно: уже в 1857 году, всего через 2 года после переезда, он получил должность декоратора при Дирекции императорских театров, а в 1869 году был удостоен звания академика декорационной живописи Императорской академии художеств. Помимо этого, Матвей Андреевич отдавал много сил педагогике, под его началом в 1878 году был организован класс театрально-декорационной живописи в Академии художеств — в 1884 году Шишков был удостоен звания профессора.

Виктор Андреевич Симов

Виктор Андреевич Симов — выдающийся театральный художник и заслуженный деятель искусств РСФСР. В собрании Исторического музея хранятся некоторые из его альбомных рисунков.

Симов родился 14 (2) апреля в Москве, в 1882 году окончил окончил Училище живописи, ваяния и зодчества и с этого же года участвовал в выставках Товарищества передвижных художественных выставок. Среди его соучеников были Исаак Левитан, Николай Касаткин, Николай Чехов и Андрей Рябушкин. В 1885 году Левитан пригласил Симова принять участие в работе Частной оперы знаменитого мецената Саввы Мамонтова, именно там Виктор Андреевич начал работать с декорациями для постановок и осваивать профессию театрального художника.

Иван Сусанин. Рисунок из альбома. Симов В.А. Конец XIX в.
Иван Сусанин. Рисунок из альбома. Симов В.А. Конец XIX в.

Знаковой для карьеры и жизни Виктора Симова стала встреча с Константином Станиславским в 1897 году. Тогда Симов оформил спектакль «Потонувший колокол» в Обществе искусства и литературы. Позже произведение вошло в репертуар только что созданного МХТ, где с 1898 года Симов стал главным художником.

Сильной стороной Виктора Андреевича как художника-постановщика была глубокая наблюдательность: для точности эскизов Симов много путешествовал, собирая детали и подробности народного костюма, быта и образа жизни различных сословий. Также Симов как никто другой умел добиваться эффекта «обжитой» старины: в качестве реквизита он использовал подлинные предметы, купленные на рынках, ярмарках или приобретенные у жителей деревень. За свою жизнь он оформил около 50 постановок.

Иван Викторович Алексеев

  • «Художник в театре — не декоратор, а соратник режиссёра»

Иван Викторович Алексеев родился в Москве в семье художника, и с детства его вдохновляла древнерусская живопись XIV–XVI веков. Это увлечение впоследствии сильно отразилось в его работах.

Его творческий путь начался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где с 1911 по 1914 год он учился у таких мастеров, как Леонид Пастернак, Сергей Малютин и Константин Коровин. Уже в возрасте 20 лет он участвовал в выставках крупных художественных объединений — «Мира искусств» и «Свободное творчество». В 1920 году он занялся оформлением фарфора и стекла на Ленинградском фарфоровом заводе имени М. В. Ломоносова, а в 1921–1922 годах работал на Гжельском заводе и участвовал в московской выставке фарфора. Параллельно с 1920 по 1924 год он трудился художником в клубе Военной академии и студии имени М. Н. Ермоловой.

Эскиз декорации к спектаклю «Недоросль». Алексеев Иван Викторович. 1934 — 1935 гг.
Эскиз декорации к спектаклю «Недоросль». Алексеев Иван Викторович. 1934 — 1935 гг.

В 1914 году Алексеев начал свою серьезную театральную деятельность в 1914 году в московском Камерном театре, в 1925-1927 продолжил работу в Оперном передвижном театре, а затем посвятил несколько лет оформлению спектаклей в Коврове.

Иван Викторович создавал театральные декорации для театров различных городов СССР — от Мичуринска и Могилёва до Минска, Витебска, Полоцка, Омска, Кемерово и Луганска. За свою пятидесятилетнюю карьеру художник-постановщик оформил свыше 150 спектаклей, поработав как с советской драматургией, так и с русской и зарубежной классикой.

Эскиз декорации к спектаклю «Простая девчонка» режиссера Л.П. Яковлева в Большом Советском театре г. Мичуринска. Алексеев Иван Викторович. 1937-1938 гг.
Эскиз декорации к спектаклю «Простая девчонка» режиссера Л.П. Яковлева в Большом Советском театре г. Мичуринска. Алексеев Иван Викторович. 1937-1938 гг.