Найти в Дзене
Эра Машин

СУ-76

Самоходная артиллерийская установка (САУ) СУ-76 (с орудием калибра 76,2 мм) была создана в СССР в ходе Великой Отечественной войны. Машина предназначалась для огневой поддержки пехоты в роли лёгкого штурмового орудия и противотанковой САУ.  СУ-76 была разработана летом 1942 годаконструкторским бюро завода №38 (г. Киров) под руководством заместителя начальника 2-го (технического) отдела Народного комиссариата танковой промышленности СССР С.А. Гинзбурга (1900–1943).  Основа — шасси лёгкого танка Т-70, которое было хорошо освоено промышленностью. Из-за необходимости разместить в машине крупную артсистему корпус оригинального танка пришлось удлинять, а следом за ним удлинилось и шасси — на одну пару опорных катков.  Первые боевые машины СУ-76 были выпущены поздней осенью 1942 года. Однако конструкция оказалась недоработанной: силовой агрегат из двух параллельно установленных автомобильных бензиновых двигателей ГАЗ-202 был сложен и быстро выходил из строя, часто ломалась коробка передач. 
Оглавление

Самоходная артиллерийская установка (САУ) СУ-76 (с орудием калибра 76,2 мм) была создана в СССР в ходе Великой Отечественной войны. Машина предназначалась для огневой поддержки пехоты в роли лёгкого штурмового орудия и противотанковой САУ. 

Разработка

СУ-76 была разработана летом 1942 годаконструкторским бюро завода №38 (г. Киров) под руководством заместителя начальника 2-го (технического) отдела Народного комиссариата танковой промышленности СССР С.А. Гинзбурга (1900–1943). 

Основа — шасси лёгкого танка Т-70, которое было хорошо освоено промышленностью. Из-за необходимости разместить в машине крупную артсистему корпус оригинального танка пришлось удлинять, а следом за ним удлинилось и шасси — на одну пару опорных катков. 

  • В качестве орудия приспособили 76,2-мм пушку ЗИС-3. 
-2

Производство

Первые боевые машины СУ-76 были выпущены поздней осенью 1942 года. Однако конструкция оказалась недоработанной: силовой агрегат из двух параллельно установленных автомобильных бензиновых двигателей ГАЗ-202 был сложен и быстро выходил из строя, часто ломалась коробка передач. 

После выпуска 608 машин серийное производство СУ-76 было приостановлено, конструкция была отправлена на доработку. 

Модификации

В 1943 году была разработана и пошла в серийное производство модернизированная версия машины — СУ-76М. Она получила открытую рубку и двигатель с увеличенным моторесурсом. 

Производство СУ-76 продолжалось до 1945 года, всего было выпущено 14 300 самоходок.

-3

Боевое применение

СУ-76 шла на вооружение лёгких самоходно-артиллерийских полков. Некоторые особенности боевого применения:

  • В ходе наступательного боя самоходной артиллерии рекомендовалось двигаться за танками на удалении 400–500 метров, чтобы иметь возможность маневрировать и вести эффективный огонь.
  • При поддержке пехоты СУ-76 рекомендовалось двигаться непосредственно за боевыми порядками пехоты на удалении 200 метров или непосредственно в боевых порядках стрелковых подразделений.
  • СУ-76 могла использоваться не только как «линейная» машина, но и вести огонь с закрытых позиций (угол возвышения её пушки — 15°).