В каждой лодке должен быть якорь и это факт. Но мало кто знает, как правильно его выбрать и ещё меньшее количество рыболовов знают различные хитрости работы с ним. В статье речь пойдёт о выборе данного девайса, а также буду рассказаны различные хитрости по работе с ним.
Якорь помогает не только остановить лодку на одном месте, но и при грамотном обращении с ним облавливать значительно большие участки акватории, спасать приманки от зацепов и «облизывать» перспективные коряги с различных ракурсов. А теперь давайте поэтапно разбираться с каждым аспектом.
Выбор формы и веса якоря
Ни для кого ни секрет, что якорь удерживается на дне благодаря своей форме и в меньшей степени весу. Поэтому в первую очередь стоит остановиться на форме последнего. Лично я опытным путем пришёл к трем модификациям якорей, которые имеют свои преимущества и практически лишены недостатков. Первый вариант это "классический" якорь с 3-4 грунтозацепами, который продаётся практически в каждом магазине (якорь 1).
Наиболее выгодная модификация такого варианта – это наличие двух петель для крепления верёвки. Одна петля снизу, другая сверху. Правильнее всего привязывать верёвку за нижнюю петлю, а к верхней крепить веревку при помощи плетеной лески. Тогда в случае зацепа якоря о коряги и прочий донный мусор крепление верхней петли рвётся и якорь поднимается низом вверх. Также за нижнюю петлю можно удобно догрузить якорь дополнительным грузом в случае необходимости. Наиболее выгодно выбирать модификацию с возможность складывания грунтозацепов.
Второй тип якоря представляет собой фактически копию первого, но только исполненном из арматуры. Такой якорь можно сварить самостоятельно что называется из подручных материалов. Его применение целесообразно при ловле в сильно закоряженных местах (практически в деревьях), когда велика вероятность того, что якорь провалится в коряги и достать его оттуда будет невозможно. При зацепе якоря грунтозацепы разгибаются и якорь извлекается на поверхность. После чего они загибаются обратно и якорь возвращается в боеспособное состояние. Последний вариант – из новомодных. Многие его называют "грибком" в связи со схожим внешним силуэтом. Не смотря на, казалось бы, простую форму он отлично удерживает лодку на дне, лёгок в обращении и отлично себя зарекомендовал.
Выбор конкретной формы якоря зависит от Ваших потребностей, личных вкусовых предпочтений и возможности приобретения (изготовления) того или иного варианта. Касаемо веса самого якоря, то тут все индивидуально. Весьма условно при выборе веса коря я рекомендую отталкиваться от следующих параметров: снаряженная масса лодки, разделенная на 100. Это приблизительный вес якоря, который Вам необходим. Можно конечно взять и очень тяжелый якорь, которого точно хватит, но это лишний вес, который придётся каждый раз отрывать ото дна и поднимать на борт судна в не сильно удобном положении, что может привести к значительной усталости рыболова. Тогда будет, что называется не до рыбалки, поэтому всё хорошо в меру. Если же Вы все-таки промахнулись с весом якоря и взяли достаточно легкий вариант для Вашего судна, то увеличивайте длину веревки (о том, как это работает я расскажу ниже) или попытайтесь самостоятельно утяжелить якорь, благо для этого придумано множество приспособлений.
Выбор длины верёвки
Я приверженец того, что веревка для якоря должна быть длинной 30 метров, не меньше, а ещё лучше 50. Зачастую на всю длину веревку и нет смысла применять, но запас всегда лучше иметь. Но всё-таки назревает резонный вопрос, зачем так много? Ведь среднестатистическая глубина водоёмов как правило не превышает 10 метров. Объясняю. Чем длиннее веревка, тем под меньшим углом якорь «вгрызается» дно и тем агрессивнее он там удерживается.
Поэтому даже с легким якорем при наличии длинной веревки можно будет закрепить лодку, но такой вариант не очень удобен для постоянного использования. Стоит упомянуть ещё одну характеристику веревку – это её диаметр. Я рекомендую выбирать плотные веревки, не впитывающие воду (или впитывающие незначительно) и с минимальным растяжением. Оптимальный диаметр 10-12 миллиметров. Да такой вариант дороже, но это компенсируется удобством и комфортом работы с ней.
Техника работы с якорем
А теперь стоит рассказать о том, как можно перемещать лодку в акватории, не смещая якорь со дна. Однако нужно сразу оговорить, что для такого приема необходимо наличие течения и лодочного мотора (стационарного или подвесного – без разницы). Он полностью работоспособен на реках со средним и сильным течением. Также он частично работает при наличии среднего и сильного ветра, но значительно хуже.
Его суть заключается в том, что перспективные места лова (коряги и бровки) располагаются зачастую не на большой глубине и занимают обширную площадь. При отсутствии электромотора с функцией GPS- якоря, а особенно при наличии ветра выставить лодку на нужном месте, что называется с первого раза практически невозможно. При этом каждый раз, когда якорь бьёт по дну он достаточно сильно пугает рыбу, поэтому якорь лучше один раз опустить и больше не трогать.
Теперь давайте поэтапно разберем нюансы выставления лодки с применением описываемой хитрости. Рыболов опускает якорь, и после того как лодку натянуло течением он понимает, что промахнулся, нужно было вставать чуть ниже и к примеру, правее, для того, чтобы удобно облавливать перспективную корягу. Теперь расскажу, как исправить ситуацию. Чтобы расположить лодку чуть ниже необходимо увеличить длину веревку между якорем и лодкой, для этого нужен соответствующий запас. А чтобы сместить лодку левее или правее необходимо повернуть лодочный мотор в соответствующую сторону. Набегающий поток воды на сапог мотора создаст движущую силу, и лодка начнет смещаться. Крутизной поворота мотора можно регулировать угол отклонения лодки от курса якорь-направление течения. Более подробно такая техника показана на приложенной схеме (схема работы с якорем).
Применение описанной техники позволяет выставить лодку в любом нужном Вам месте и регулировать её положение с высокой точностью. Лично мне такая ювелирная точность нужна для спасения приманок из коряг при зацепах. Выставляя лодку вертикально над зацепом, я использую зимний отцеп, чтобы спасти приманку. Такой приём позволяет с очень большой вероятностью освободить любимый воблер из коряг. Если раньше не пробовали, то обязательно попробуйте!
Наличие классического якоря обязательно даже в лодке, оборудованной электромотором с функцией GPS-якоря, а показанная техника работы с ним позволяет значительно расширить возможности рыболова на акватории, даже при отсутствии высокотехнологичного девайса. Кроме того, выставляя лодку вертикально над корягой и применяя зимний отцеп Вы будете спасать гораздо большее количество приманок, чем это было ранее. Удачи на водоёме!
Автор: Дмитрий Колеров
Новый номер журнала «Рыбалка GROUP» 07/2025
Читайте нас в офисе, дома, метро и на рыбалке! Журнал можно сохранять, скачивать и читать без интернета!
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ /КАНАЛ VK/ НАШ САЙТ
Советуем почитать:
👉 Выбираем электромотор с функцией GPS-якоря
👉 Какие якоря на ПВХ лодках и в каких ситуациях могут помочь рыбакам
👉 Выбираем маленькую надувную лодку. Советы потенциальным покупателям