Пенсионное обеспечение продолжает оставаться одной из приоритетных тем в повестке органов государственной власти, особенно в условиях инфляционного давления, стареющей демографической структуры и возрастающих социальных ожиданий населения. В июле 2025 года в Государственной Думе Российской Федерации прозвучали новые заявления о возможных основаниях увеличения пенсий. Рассмотрим, на каких нормативных и фактических основаниях может быть реализовано повышение пенсионных выплат, а также каковы юридические механизмы и перспективы соответствующих изменений.
1. Законодательная основа индексации пенсий
На сегодняшний день ключевым нормативным актом, регламентирующим порядок установления и увеличения пенсий, остаётся Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Статьи 25 и 26 данного закона предусматривают ежегодную индексацию страховых пенсий неработающим пенсионерам, а также возможность перерасчёта пенсии по индивидуальным основаниям.
Согласно статье 25, индексация страховой пенсии по старости осуществляется не реже одного раза в год с 1 января, с учётом уровня роста потребительских цен за прошедший период и финансовых возможностей бюджета. Это правило закреплено также в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
Для социальной пенсии действует иной режим: согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», она подлежит индексации с 1 апреля, исходя из темпов роста прожиточного минимума пенсионера и бюджетных возможностей государства.
2. Основания для повышения пенсий в 2025 году
В рамках парламентских слушаний и выступлений представителей профильного Комитета Госдумы по труду и социальной политике были обозначены следующие основания, на которых планируется увеличение пенсий в ближайшее время:
1. Ежегодная индексация по инфляции.
На 2025 год предусмотрена индексация страховых пенсий неработающим пенсионерам на 7,2% — в соответствии с уровнем инфляции за 2024 год. Это увеличение произошло в январе и реализовано в полном объёме.
2. Перерасчёт для работающих пенсионеров.
С 1 августа 2025 года был проведён ежегодный перерасчёт пенсий для работающих пенсионеров, исходя из начисленных за 2024 год страховых взносов. Максимальная прибавка составила 437 рублей. Эта мера не требует внесения изменений в законодательство, поскольку закреплена как плановая.
3. Повышение фиксированной выплаты отдельным категориям.
Согласно предложениям, озвученным в Госдуме, может быть рассмотрено дополнительное увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии для граждан старше 80 лет, инвалидов I группы, а также граждан, имеющих длительный трудовой стаж (мужчины — 45 лет, женщины — 40 лет). Для этого потребуется принятие соответствующих поправок в законодательство.
4. Увеличение пенсий сельским пенсионерам.
Предлагается расширить круг лиц, имеющих право на 25-процентную надбавку к фиксированной выплате к страховой пенсии по старости за длительный стаж в сельском хозяйстве. На данный момент такое увеличение предоставляется при соблюдении условий: не менее 30 лет стажа и проживание в сельской местности. Планируется смягчение критериев, включая возможность сохранения надбавки при переезде в город.
5. Повышение пенсий по инициативе регионов.
Некоторые субъекты Российской Федерации реализуют дополнительные меры социальной поддержки пенсионеров, включая региональные доплаты. Обсуждается возможность включения таких доплат в единую систему софинансирования с федеральным бюджетом, особенно в отношении малообеспеченных пенсионеров.
3. Инициативы, находящиеся на рассмотрении
В июле 2025 года в Госдуме обсуждаются следующие инициативы, имеющие потенциал повлиять на увеличение пенсионных выплат:
- Введение дифференцированной индексации пенсий для неработающих граждан в зависимости от стажа или возраста;
- Возвращение к практике индексации пенсий для работающих пенсионеров — в случае устойчивого профицита бюджета Социального фонда;
- Повышение социальной пенсии выше уровня прожиточного минимума;
- Расширение участия государства в софинансировании добровольных пенсионных накоплений в рамках Программы долгосрочных сбережений (ПДС);
- Увеличение пенсий по потере кормильца, особенно для студентов и инвалидов в возрасте до 23 лет.
В то же время в Госдуме подчёркивают, что все инициативы, связанные с увеличением пенсионного обеспечения, должны сопровождаться экономическим обоснованием и учитывать параметры макроэкономической стабильности, заложенные в бюджетной стратегии.
4. Финансирование и ограничения
Одним из ключевых вопросов, ограничивающих оперативное увеличение пенсий, остаётся сбалансированность бюджета Социального фонда России. Согласно действующему законодательству, индексация пенсий не может производиться в отсутствие соответствующего финансового обеспечения. Это положение отражено в статьях Бюджетного кодекса и в нормативных актах, регулирующих бюджетное планирование.
Таким образом, любые дополнительные выплаты должны быть увязаны с доходной частью бюджета фонда и утверждены в рамках закона о федеральном бюджете на соответствующий год.
5. Практические рекомендации
Для граждан, заинтересованных в получении увеличенной пенсии, актуальны следующие действия:
- Проверить наличие оснований для перерасчёта (трудовой стаж, возраст, сельский стаж);
- Следить за изменениями региональных программ социальной поддержки;
- Уточнять в СФР информацию о включении в Программу долгосрочных сбережений;
- Контролировать корректность уплаты страховых взносов работодателем;
- При необходимости обращаться за перерасчётом в случае достижения нового пенсионного основания.
Повышение пенсий — это не только социальная мера, но и результат юридически оформленных норм, встроенных в систему бюджетного и пенсионного законодательства. Заявления, прозвучавшие в Государственной Думе в июле 2025 года, подтверждают намерение власти продолжать курс на повышение уровня жизни пенсионеров, но в пределах финансовой устойчивости пенсионной системы.
Юридически значимыми остаются ежегодная индексация, перерасчёт пенсий работающим пенсионерам, меры адресной поддержки отдельных категорий. В перспективе возможно принятие дополнительных законодательных решений, направленных на повышение социальной справедливости и персонализацию пенсионных выплат. Однако реализация подобных инициатив требует взвешенного подхода, нормативной проработки и чёткого обоснования в рамках бюджетного процесса.