Найти в Дзене
Сознание будущего.

Как среда влияет на человека и отношения.

Прослужив без малого три года заместителем командира роты во военно-политической работе, я множество раз наблюдал определенную взаимосвязь, которая оказывала сильное влияние на поведение человека и формирование его привычек. Если выразить суть моего наблюдения, то получится абстрактная истина, которую многие знают. Среда – формирует и определяет человека, наделяет его смыслами, определяет нормы, шаблоны мышления, паттерны поведения. Кроме того, среда формирует некоторое количество вариантов развития, которые определяют каким в итоге станет человек. И в то же самое время она приносит свои ограничения, делая невозможными определенные сценарии жизни.
Чтобы не быть абстрактными, приведем жизненный пример. Некто Петя родился в простой семье со средним достатком в каком-нибудь небольшом, но достаточно уютном городе, где проживает тысяч 500 населения. Он ходил в обычную школу, общался с такими же как он сверстниками, на учебе звёзд с неба не хватал, но и не был неучем, в институт поступил н

Прослужив без малого три года заместителем командира роты во военно-политической работе, я множество раз наблюдал определенную взаимосвязь, которая оказывала сильное влияние на поведение человека и формирование его привычек. Если выразить суть моего наблюдения, то получится абстрактная истина, которую многие знают. Среда – формирует и определяет человека, наделяет его смыслами, определяет нормы, шаблоны мышления, паттерны поведения. Кроме того, среда формирует некоторое количество вариантов развития, которые определяют каким в итоге станет человек. И в то же самое время она приносит свои ограничения, делая невозможными определенные сценарии жизни.

-2


Чтобы не быть абстрактными, приведем жизненный пример. Некто Петя родился в простой семье со средним достатком в каком-нибудь небольшом, но достаточно уютном городе, где проживает тысяч 500 населения. Он ходил в обычную школу, общался с такими же как он сверстниками, на учебе звёзд с неба не хватал, но и не был неучем, в институт поступил на платное, но не было денег, поэтому вместо института сначала пошёл в армию. А после армии, уже работая, поступил на заочку, чтобы получить синюю корочку.
В своей жизни Петя привык смотреть по сторонам и повторять за другими. Сам того не понимая, он действовал по принципу: «Я как все». Это касалось музыки, которую он слушал, кино, сериалов, досуга, интересов, отношений к женщинам, устремлений, норм приличия. Когда Петя оказывался в сплоченном коллективе, где были приняты уважение друг к другу, дисциплина, взаимопомощь и товарищество, наш герой ответственно относился к делу, был открытым и общительным, готов был брать на себя ответственность. Подобные коллективы влияли не только на рабочую обстановку, но и на досуг Пети. Чтобы не выглядеть глупым перед старшими товарищами, Петя читал книги, поддерживал интеллектуальные беседы, посещал корпоративные мероприятия, на которых в неформальной обстановке укреплял связи с коллективом, ходил на концерты, в театр и даже музеи. И всё это потому, что в компании, где он работал, было так принято и Пете не хотелось быть белой вороной. Ко всему прочему Петя следил за своей речью, хорошо формулировал мысли, с большим уважением относился ко всем женщинам и никогда не позволял говорить себе лишнего и непристойного. Однако, в коллективах, где всего этого не было, Петя начинал перенимать уже другие паттерны поведения, которые прослеживались у остальных участников коллектива. Начинал откладывать дела в дальний ящик, попустительски относиться к задачам, равнодушно или враждебно к товарищам. Сам того не замечая, его досуг скатывался до примитивных развлечений, которые не требуют большой концентрации. Вместо музеев, театров, концернов и книг в жизни Пети появлялись каждодневные возлияния, примитивные беседы, походы по кабакам в поисках «добычи», бесконечные друзья - собутыльники, которые закольцовывали его круг интересов и стремлений. Петя в слабых коллективах не видел смысла стараться, его прежние правильные убеждения куда-то исчезли сами собой, а их место занимали наиболее целесообразные для конкретной среды.

-3

За время своей службы я встречал очень много подобных Пете людей, чьё поведение сильно зависело от коллектива и внутренней среды. Что позволило мне сделать вывод, которые я писал в самом начале этой статьи. За исключением совсем редких случаев, люди не могут преодолеть соблазны дурного внутреннего коллектива и в то же время редко кто находит в себе силы, дурно себя вести в коллективе зрелом. Среда программирует человека, отключая в нём то, что для неё чуждо. Она словно течение, подхватывает людей и если человек не сформировал собственную среду из убеждений, установок, целей, морали, навыков и полезных привычек, сопротивляться среде – невозможно. Кстати, данное суждение отлично характеризует те исключения из правил, когда люди поднимались из самых низов. Это могут сделать люди с опорой на сформировавшиеся убеждения, чья опора может и не всегда хорошая, но она позволяет действовать иначе, нежели принято у остального окружения или всего общества. В иных случаях, человек всегда принимает ту или иную форму поведения, которая обусловлена качеством среды. Где чем ниже качество – тем меньше вариантов для развития и больше хаоса в жизни.

-4

Чтобы лучше закрепить понимание взаимосвязи среды и поведения человека, приведу пример. Представьте среду как водоём, в который помещают человека. Если он не умеет плавать, то в лучшем случае он будет оставаться на месте и при поддержке других людей, которые не дадут ему утонуть, окажется на спасительном "островке суше" - в своей зоне комфорта. То есть человек примет для себя определенный минимум действий, установок, интересов, благодаря которым сможет более менее сносно устроить свою жизнь. Вот только на этом "островке" никто не заинтересован в том, чтобы построить плот из новых привычек и отправиться навстречу приключениям, для познания внешних слоёв среды, где происходит самоактуализация личности. Потому что его среда вложена в более крупные системы, будь то город, страна, этнос и всё человечество. Поэтому, когда личность эволюционирует, она покидает пределы зоны комфорта, где всё просто и понятно, чтобы заявить о себе в своём городе, стране или во всём мире. Обычный человек, сам того не зная, обусловлен представлениями о жизни всех ранее перечисленных групп, которые тоже являются средами. Вот только их притяжение значительно слабее притяжения среды, в которой он напрямую взаимодействует с другими. Например, условная интеллектуальная элита Питера очень опосредованно влияет на условного Петю из Симферополя, которые трудится в токсичном слабом коллективе низко мотивированных людей. И пока Петя не научится "плавать", чтобы "доплыть" до Питерских интеллектуалов, то есть приобрести привычки, знания, устремления этих людей, он будет оставаться в своём болоте, из которого невозможно приобщиться к плодам духовного развития человечества. Потому что культурный код Пети имеет недостаточно настроек, чтобы установить связи с более развитыми слоями человеческой культуры.

-5


Теперь, когда мы обсудили влияние среды на нас, а также упомянули о том, как можно уменьшить зависимость от неё, хочется поговорить о семье. А именно о том, как среда влияет на построение отношений и как сами отношения могут стать школой, где люди приобретают полезные навыки, что помогают им реализоваться в обществе.

-6

Бедная токсичная среда не только практически не даёт полезных установок или любых других жизненных практик, но и забирает силы, отравляя жизнь человека. Например, когда кругом пьянство и безответственность, когда люди грубы друг с другом, а конфликты становятся нормой, когда эгоизм побеждает коллективизм, обостряя внутреннюю конкуренцию, человек сам того не понимая, постоянно находится в стрессе. Этот стресс очень часто заглушают различными "народными средствами", которые не решают проблемы, а всего лишь маскируют их или делают людей безразличными к своим духовным потребностям и своему внутреннему миру. В то же время, когда приходишь домой после того, как просидел 8 часов "в банке с пауками", то сил на общение с семьей не остаётся. И весь тот негатив, который скапливался в течение дня может обрушиться на партнера или детей. Либо, чтобы хоть как-то абстрагироваться от сложного бесконечного дня сурка, человек постарается забыться. То есть он не будет заниматься рефлексией, решением противоречий с партнером, воспитанием детей, другими полезными делами или практиками, которые укрепляют связь и благотворно влияют на личность. Вместо этого человек, снова выберет путь отчуждения от самого себя и своей семьи посредством медиа, алкоголя, походов на сторону и прочих негативных занятий, которые использует обыденное сознание. Всё потому, что полезные практики требуют концентрации и жизненных сил, которых у человека нет. И пока он не разберется в том, как надо правильно себя вести в тех или иных ситуациях, пока он не «научиться плавать», чтобы не быть всегда в плену житейской стихии – его судьба сидеть на месте или тонуть в своих страстях. А что касается семьи, то она всегда будет на вторых ролях, поскольку для того, чтобы переключить внимание с «себя любимого» на партнера или детей, уже требуются определенные знания, установки, привычки. Вот только как их добыть, если кругом конформизм, апатия и безволие?

-7

Как ни странно, ответом на вопрос: «Как сделать так, чтобы преодолеть негативное влияние среды на построение отношений?» - будет следующее утверждение: «Превратить отношения в то место, где человек может развивать личность». Легко сказать, да непросто сделать, могут подумать многие из читателей. А вы помните пример Пети, который я не просто так приводил? Помните, как качество коллектива влияло на его поведение? Семья – это такой же, пусть маленький, но коллектив. Но если группе людей бывает не просто договориться, то двум любящим друг друга людям это сделать гораздо проще. Потому что никто не говорил нам, что надо жить как кошка с собакой, тупеть от сериалов, устраивать алкогольные марафоны каждые выходные, звать в гости кого попало, постоянно перетягивать одеяло на себя, пытаясь ответить на вопрос: «Кто главный?». Вместо этого всегда можно договориться и принять правила, которые позволяют людям мирно сосуществовать и процветать. Поменять досуг, компанию, привычки, планы на жизнь, внутренние установки. Можно перестать плыть по течению и учиться контролировать себя, выбирать новые формы поведения, работать над ошибками, принимать конструктивную критику, ведь кто как не любимый человек нам расскажет о нас то, чего вы никогда не замечали. Тем более зная как бывает сложно сделать что-то со своим поведением, если давать обещание исправиться только себе самому. А тут стыд и нежелание подвести близкого могут стать стимулом для того, чтобы справляться с силами среды и начать формировать новые полезные привычки. Те привычки, которую дадут сил и уверенности в том, чтобы оказавшись в океане, быть способным не просто справляться с огромными волнами, но и объединяться с другими людьми, быть тем, кто научившись «плавать», станет учить этому других, самостоятельно перепрограммируя среду, делая её более богатой и плодородной и масштабируя этот процесс, закладывая в будущее семена общественного прогресса.

-8

Никто не заставляет людей следовать всем негативным тенденциям среды. Обычно это именно наш личный выбор, правда чаще всего неосознанный. А так, у любого из нас всегда есть пара вариантов. Поднять ли белый флаг перед всеми трудностями и реагировать на всё так, как велит среда, как мы привыкли или начать бороться с тем, что нам не нравится в себе. Чтобы потом, накопив сил и опыта взяться за программирование среды, которая формируется из всего многообразия человеческих воль, поступков, мышления, знаний. Среды, которая не является чем-то неизменным или необратимым. Среды, которую могут поменять лишь люди, что преодолев внутренние автоматизм и апатию, научились брать ответственность за жизнь и принимать решения исходя из своих этических ценностей и богатой картины мира.