Найти в Дзене
Библиоманул

Роберт Харрис "Закон забвения"

Недавно вспоминал отличную книгу на эту же тему от Кристофера Бакли, интересно, в каком ключе подаст историю ловли скрывшихся в американских колониях судей, приговоривших к смерти Карла I, автор - судя по обложке, веселья ожидается поменьше.

"Бурным выдался в истории Англии семнадцатый век" - а в остальном мире были тишь, гладь и благодать.

Непрекращающаяся стройка в окрестностях Бостона'1660 и мирный дом, в котором поселяются два беглых англичанина.

Англия, и хромой охотник на убийц, вспоминающий драматичную сцену казни.

"Он помнил о том дне в середине зимы всё: как вышел на рассвете из Эссекс-хауса, студеный ветер с Темзы, дующий по Стрэнду мимо больших домов, выходивших к реке задами, ощущение старого армейского ножа и пистолета, спрятанных под плащом".

Земля упрямых сектантов, губернатор которой рад (но ненадолго) принять цареубийц.

Подбор декораций несколько одиозен: у преступников в Америке чистая река, честная усталость, отдых, молитва и надежда, у их преследователя ненависть, неутомимость, грязь, смрад, пожелтевшие бумаги и мухи.

Разочарование упоротого роялиста в новом блудливом короле никак не мешает ему продолжать ненавидеть убийц старого.

Интересный эффект - привитое ещё юношеским чтением Дюма отвращение к убийцам Карла I не позволяет сочувствовать им, а стараниями уже автора культивируется антипатия и к мстителям за его смерть, что, накладываясь на отсутствие тёплых чувств к британцам в принципе, создаёт неприязненное равнодушие ко все персонажам романа скопом.

Зверские подробности казней, эксгумация и глумление над трупами давно умерших.

Прелести трансатлантических морских путешествий в семнадцатом веке.

"Было только ощущение качки, по мере того как корабль, вспарывая гладь моря, прокладывал путь над бездной к краю земли".

Зимний поход по пустынной, почти что доцивилизационной, Америке, лагерь индейцев, несладкая жизнь беглецов.

"Этих людей можно купить - такое открытие он совершил за день. Пусть это обширная страна, чужая и по большей части пуританская, но в ней через край бьют энергия и алчность".

Разнообразные сектанты, уверенные в собственном праведном христианстве и снова на контрасте ищейка.

"Много прошло времени с тех пор, как он ходил в церковь. В последний раз это было, когда выкапывали тело Кромвеля в часовне Вестминстерского аббатства. В Бога он не верил...".

Воспоминания беглецов о жизни и близких, битвах гражданской войны и собственных зверствах.

Историческое событие - захват британцами голландской колонии.

Ближе к финалу романа стало совсем скучно, общий вывод о сюжетной интриге окончательно сформировался в форме "чума на оба ваших дома" и автор не подвёл, описав вспышку чумы в Лондоне.

"Книга Откровения говорит нам, что о наступлении Апокалипсиса оповестят четыре всадника: Смерть, Война, Голод и Антихрист, - Сказал Хук. - Это Смерть".

Неумолимый ход времени, новые, американские уже, мало связанные с Англией, заботы преследуемых, в какой-то мере хэппи-энд.

Это не детектив, конечно, а основательный, добросовестный и старательный исторический роман, который, наверное, порадует интересующихся темой, но в нём нет ни лёгкости, ни загадки, ни интриги, - "Охотник за судьями" несопоставимо интереснее