Найти в Дзене
ИА Регнум

«Искала погибших телят по минным полям». Корова из Суджи пережила оккупацию и дошла до Курска

Корова Зорька из Суджанского района девять месяцев провела в зоне боевых действий, потеряла двух телят, лишилась глаза и части копыта. Раненая корова бродила по минным полям в поисках своих погибших детей и мешала сапёрам вести работы по разминированию. Животное эвакуировали в другую деревню, но она, ведомая материнским инстинктом, вновь сбежала на поиски своих телят. Так она дошла до Курска, где её приютили местные жители и нашли для неё новых хозяев — многодетную семью. Узнав об этом, первый хозяин не стал забирать Зорьку и подарил семье ещё и поросёнка. Об этом ИА Регнум рассказала новая хозяйка коровы, а также люди, принимавшие участие в её спасении.

   Корова Зорька с теленком / Источник: Кадр из видео
Корова Зорька с теленком / Источник: Кадр из видео

61-летний фермер Алексей Бобровский родом из Суджи, мужчина жил в селе Русское Поречное Суджанского района Курской области. До вторжения ВСУ Алексей Михайлович и его семья имели большое хозяйство и держали стадо из более чем 100 голов крупного рогатого скота. Зорька была одной из его любимиц. В августе 2024 года, после начала оккупации района, Алексей Михайлович пытался перегнать стадо в более безопасное место — на поля в Большесолдатском районе. Но животные испугались переправы через реку и остались на берегу. Фермер не мог бросить своё стадо и принял рискованное решение остаться с ними. Мужчина перевёз своих родных в деревню Зорино, которая расположена дальше от границы, а сам вернулся к коровам. Но оказалось, что спасать Алексею Михайловичу придётся не только коров, но и людей.

   Алексей Бобровский / Источник: Кадр из видео
Алексей Бобровский / Источник: Кадр из видео

«Я не мог их бросить, не мог предать. Меня уговаривали уезжать, но я не смог так поступить. Я доил коров, кормил новорождённых телят. Потом я их выпустил к остальному стаду, потому что приходилось заниматься и другими делами. Я хорошо знал местность, и мне это пригодилось, однажды пришлось выводить раненых солдат», — рассказал фермер.

Алексей Михайлович намеревался оставаться в деревне, пока это будет возможно. Но вскоре находиться в Русском Поречном стало слишком опасно. Поля, на которых паслись животные, были заминированы, и спасти их от страшной участи было нельзя. Зорька с другими выжившими под обстрелами коровами бродила среди разбросанных взрывных устройств, каждый шаг мог стать для животного последним, со многими так и случилось. У неё был свой теленок, но корова приютила ещё одного, мать которого была ранена и погибла, наступив на разбросанные ВСУ взрывные устройства.

«На поле лежали подорвавшиеся три коровы, у одной из них остался телёнок. Зорька кормила двоих: своего и приёмного. Мы за ней следили, но ходить за коровами на поле было нельзя, это было слишком опасно», — рассказал мужчина

Алексей Михайлович с тяжелым сердцем принял решение уезжать. Мужчина вывез из села пожилого соседа, который не мог сам уехать, а после покинул нажитое место и всё своё хозяйство и стадо. Он был последним человеком, кто оттуда уехал. Фермер очень переживал о судьбе оставленных в селе животных. А в июле получил звонок от сапёров, которые работали над разминированием полей в районе. Они пожаловались на Зорьку, которая вела себя очень беспокойно и мешала им работать.

    / Источник: © Фото из личного архива
/ Источник: © Фото из личного архива

Оказалось, что за время отсутствия хозяина Зорька лишилась обоих телят, они погибли под обстрелами или подорвались, наступив на «лепестки». С тех пор корова ходила по полям, долго и громко мычала, разыскивая их.

«В середине июля сапёры попросили помочь с ней что-то сделать, она же бежит и не понимает, что может случиться, подходит к людям. Так могла подорваться не только она, но и погибнуть специалисты, работающие на полях. Её нужно было забирать, иначе её бы устранили. Она не давала сапёрам работать, ревела целыми сутками, так мы её и нашли, по голосу», — рассказал фермер.

Алексей Михайлович приехал забирать Зорьку, чтобы вывезти в другое место. Корова ревела в поле, людям за ней идти было нельзя. Пришлось дожидаться вечера, когда животное вернётся на ночёвку.

«Она была сама раненая, потеряла глаз, хромала на одну ногу, там были осколки, и повреждено вымя. И при этом вымя полное молока, было понятно, что телята погибли уже несколько дней назад и её некому было подоить. Пришлось сразу сдаивать молоко прямо на землю, чтобы ей стало легче. Мы погрузили её в машину и перевезли в деревню Зорино, куда сами переехали всей семьёй», — объяснил мужчина.

Но и в новом месте ей не было покоя. Выйдя из машины, Зорька продолжила звать своих телят и рвалась в поле на поиски. Фермер решил, что нужно дать корове время, чтобы смириться с утратой. Он вывел её на луг недалеко от дома, привязал и оставил на ночь. Но утром Зорьки на этом месте не оказалось. Материнский инстинкт взял верх. Она рвалась на волю с такой силой, что разогнула металлический язычок на ошейнике и отвязалась.

«Мы кинулись на поиски, прошли по следам, но в лесу их потеряли, всё было размыто. Где-то далеко я слышал её рёв и не прекращал искать до самой темноты. Я объехал всю округу на мотоцикле, но найти Зорьку так и не смог», — рассказал мужчина.

Алексей Михайлович продолжал искать Зорьку каждый день, прочёсывая местность вокруг деревни с 5 утра до самой ночи. Мужчина опрашивал местных жителей и с каждым днём расширял радиус поисков. Так продолжалось неделю. Очевидцы рассказали фермеру, что видели, как Зорька переплыла реку Сейм. Но хозяин не думал, что корова ушла так далеко в сторону Курска. Раненое животное проделало путь в 13 км и ранним утром 21 июля оказалось на улице Стрелецкой, где на искалеченную корову обратили внимание местные жители супруги Дмитрий и Анна Тарасовы.

    / Источник: © Фото из личного архива
/ Источник: © Фото из личного архива

«Она бродила у нас по улице четыре дня. Израненная, обессиленная, было видно, что ей очень тяжело, она искала помощи у людей — но большинство проходили мимо. Мы с супругой не смогли, было жалко оставлять её на улице, привели её к себе, она потихоньку пошла, не сопротивлялась. Мы её напоили и накормили, а потом сообщили в полицию и вызвали ветеринара», — рассказал Дмитрий Тарасова.

Пока полиция пыталась найти для коровы старых или новых хозяев, Зорька жила на участке Анны и Дмитрия Тарасовых. Супруги обрабатывали животному раны, выполняли все предписания ветеринара и пожертвовали своим газоном, которого Зорьке хватило всего на пару дней. Потом корову привязали на улице рядом с участком, где было больше травы. Для безопасности Зорьки Дмитрий предпринял все меры.

«Для коровы у нас ничего не было, пришлось выкручиваться с поводками для собаки. Она у меня паслась под камерами видеонаблюдения, а когда на улицу её привязывал, ещё и GPS-трекер прикрепил ей на ошейник», — рассказал мужчина.

    / Источник: © Фото из личного архива
/ Источник: © Фото из личного архива

Прежнего хозяина Зорьки найти не смогли, так как у неё оказалась стёрта бирка с данными и заявления о пропаже в полицию Алексей Бобровский не подавал, надеясь, что сможет сам отыскать любимицу. Поэтому для животного стали искать временный дом.

Через три дня для коровы нашли новых хозяев — многодетную семью из деревни Водяное Курского района, которая готова была принять покалеченное животное с тяжелой судьбой. 49-летняя мать шестерых детей Елена Пасашкова расплакалась, услышав от главы местной администрации описание новой питомицы. Женщина была убеждена, что это судьба, и увидела в Зорьке родную душу. Новая владелица написала расписку, пообещав вернуть животное прежнему владельцу, если он найдётся, после этого Зорьку передали семье.

«Когда мне сказали, что у неё нет глаза и покалечена нога, я расплакалась, у неё судьба, как у меня. Я тоже без глаза — отслоение сетчатки, одним глазом почти ничего не вижу, и на ноге у меня была операция, теперь хромаю. Она многое пережила, потеряла дом, и я тоже скиталась раньше с ребёнком-инвалидом», — поделилась женщина.

   Елена Пасашкова / Источник: Кадр из видео
Елена Пасашкова / Источник: Кадр из видео

Елена Пасашкова рассказала, что раньше работала дояркой, из-за тяжелой работы она не смогла доносить одну из дочерей до нужного срока, девочка родилась на два с половиной месяца раньше с нарушениями центральной нервной системы.

«Она весила меньше килограмма, её выхаживали в Курске в перинатальном центре, была проблема с ногами, но сейчас уже всё хорошо. Когда стало понятно, что ребёнок родился инвалидом, от нас с ней отказалась вся семья, выгнали из родного дома. Вот и пришлось нам скитаться. Но не надо меня жалеть, я человек крепкий и даже не переживаю об этом, я крепче стала, чем была. Увидев эту корову, я об этом вспомнила, ну и как я могла от неё отказаться?» — спросила Елена Николаевна.

Женщина рассказала, что в деревне быстро поползли слухи, что женщина приняла раненую изнеможённую корову с повреждённым выменем.

«Люди говорят, зачем она нужна такая, только мороки с ней. Я человек очень добрый, мне всю скотинку жалко. Её же и усыпить хотели, и на мясо могли отдать, если бы мы не решили о ней позаботиться. Я думала, что хозяин найдётся, и мы её обратно отдадим, не дело, чтобы животное вот так скиталось. Тем более она столько всего перенесла. Корова — это же кормилица, нужно было её спасти», — объяснила женщина.

    / Источник: © ИА Регнум
/ Источник: © ИА Регнум

Фотографии найденной коровы появились в социальных сетях, так о судьбе Зорьки узнал прежний хозяин Алексей Бобровский, который всё это время вел поиски. Мужчина обрадовался, что его любимица попала в хорошие руки, и отказался от неё в пользу многодетной семьи.

«Когда я узнал, что её передали многодетной семье, я сразу сказал, что не поеду её забирать, я передаю её им. Это очень хорошая корова, породистая, крепкая, она многое пережила. Зиму питалась ветками, сухим кормом, кормила двух телят и сохранила форму. Она на трёх ногах проделала такой путь! Её нужно сейчас подлечить, и она будет много пользы приносить, много молока давать. А если нужно будет чем-то помочь, я помогу, мы теперь будем дружить с её новыми владельцами. Я им ещё поросёнка породистого привёз», — рассказал Алексей Михайлович.

В новой семье Зорьку назвали Милкой, сейчас корова находится в отдельном помещении на карантине, за её состоянием наблюдают ветеринары, а новые владельцы делают всё возможное, чтобы новая питомица быстрее шла на поправку. Сейчас Милка выглядит и чувствует себя гораздо лучше. Через месяц она переедет в хлев, где для неё уже подготовили место, и познакомится с другими коровами. У новых хозяев — большое хозяйство.

«Сейчас мы ей ещё колем антибиотики, на луг с другими коровами она уже сама просится, но пока нельзя, нужно, чтобы копыто зажило, лишний раз травмировать не нужно. Первые дни она была грустная, а сейчас уже к нам привыкла, доверяет. Стала руки мои лизать, когда прихожу, подмукивает, чтобы ей внимание уделила: почистила, погладила, — это теперь у неё любимое. Яблочко просит, дай ей бог здоровья, чтоб поправилась», — заключила женщина.

    / Источник: © ИА Регнум
/ Источник: © ИА Регнум

Елена Николаевна рассказала, что сейчас семья бросила все силы на заготовку сена, животных у них много, а вот рабочих рук всегда не хватает. Женщина мечтает о покупке небольшого трактора для работы в поле, но позволить его себе семья пока не может даже в кредит.

«У нас доходы маленькие, поэтому кредиты нам не дают, у мужа зарплата всего 12 тысяч, у меня выплата за уход за ребёнком-инвалидом — 10 тысяч рублей. А заготовить сена нам нужно 16 тонн, вот муж это всё и косит ручной косилкой, в деревне без трактора нельзя, нам бы хоть какой захудалый тракторок, и мы бы уже были счастливы», — поделилась многодетная мать.

Женщина рассказала, что работы в поле у семьи ещё много, предстоит выкосить ещё два гектара сена, чтобы обеспечить всех питомцев пропитанием на зиму.

Еще больше новостей на сайте