Найти в Дзене
Канские ведомости

Гончарство – это искусство

Владимир Искорнев занимается гончарством около семи лет. Это занятие не является его основным видом заработка – просто хобби для души. Владимир выставляет свои работы на различных мероприятиях на продажу, также его изделия можно было увидеть в выставочном зале. «Канские ведомости» познакомились с ним на празднике к Дню семьи, любви и верности, который проходил в селе Сотниково. Его площадка выделялась на общем фоне тем, что была единственной, где предлагали гончарные изделия, поэтому «КВ» решили рассказать вам об этом человеке подробнее. – Почему решили заниматься гончарным делом? – Все дети лепят из глины – я тоже лепил, пытался даже сделать маленькие горшки, но не было рядом человека, который подсказал бы, как это правильно делать. Когда я учился школе, у нас в посёлке Строителей было керамическое производство, и, будучи школьником, я туда ходил – интересно было. Потом мне попалась книга Александра Поверина «Гончарное дело», и эта книга меня заразила окончательно и бесповоротно. Я за

Владимир Искорнев занимается гончарством около семи лет. Это занятие не является его основным видом заработка – просто хобби для души. Владимир выставляет свои работы на различных мероприятиях на продажу, также его изделия можно было увидеть в выставочном зале.

Владимир ИСКОРНЕВ - гончар.
Владимир ИСКОРНЕВ - гончар.

«Канские ведомости» познакомились с ним на празднике к Дню семьи, любви и верности, который проходил в селе Сотниково. Его площадка выделялась на общем фоне тем, что была единственной, где предлагали гончарные изделия, поэтому «КВ» решили рассказать вам об этом человеке подробнее.

– Почему решили заниматься гончарным делом?

– Все дети лепят из глины – я тоже лепил, пытался даже сделать маленькие горшки, но не было рядом человека, который подсказал бы, как это правильно делать. Когда я учился школе, у нас в посёлке Строителей было керамическое производство, и, будучи школьником, я туда ходил – интересно было. Потом мне попалась книга Александра Поверина «Гончарное дело», и эта книга меня заразила окончательно и бесповоротно. Я захотел делать именно чёрнолощёную керамику*.

– Сколько времени потребовалось, чтобы овладеть основными приемами?

– Основной приём – это центровка глины. Овладеть ей я смог всего за две недели. Здесь, считаю, самое главное –желание.

Квасник «Грифон».
Квасник «Грифон».

– У кого учились? Чьи советы особенно запомнились?

– Обучался у мастеров-гончаров Ильи Калашникова и Алексея Золотова. Илья Калашников – мастер широкого кругозора, я часто консультируюсь с ним по вопросам, связанным со станками. Алексей Золотов живёт в Ярославле, мы периодически созваниваемся, и я также обращаюсь к нему за советом. У них большой практический опыт, тонко чувствуют, что мне необходимо именно сейчас.

– Что представляет собой работа гончара?

– При изготовлении изделий существует определённый цикл действий. Например, я делаю выкрутку нескольких одинаковых изделий, ставлю их сушиться. Затем вечером точу в них донышко. Некоторые изделия требуют много времени, поскольку помимо выкрутки на гончарном круге необходима дополнительная доработка.

– Какой инструмент является главным в гончарстве?

– Главный инструмент гончара – это его руки. Еще необходим гончарный круг, но можно не иметь его, а вот печку – обязательно.

– Для чего нужен обжиг керамического изделия?

– При обжиге изделий происходит постепенное удаление влаги: сначала уходит физически связанная вода, затем – химически связанная. Обжиг проводится по специальным режимам. При температуре около 1000 градусов начинается спекание массы. Каждая глина имеет свои особенности и нюансы, которые важно учитывать в процессе обжига.

Разрезав изделие, можно проверить качество стенок.
Разрезав изделие, можно проверить качество стенок.

– Какой температуры достигает обжиг и какова роль высоких температур?

– Сейчас я обжигаю изделия при температуре 1050 градусов. У каждой глины есть свой температурный диапазон, в пределах которого она спекается. Например, глина брауни спекается при температурах от 980 до 1150 градусов. Если превысить этот диапазон, глина начнёт плавиться и деформироваться. Для моей работы температура 1050 градусов оптимальна, это средний диапазон.

Владимир Искорнев уже два года проводит мастер-классы по керамике для детей и взрослых в студии «Горница» Городского дома культуры. О том, как попасть на занятия, можно узнать в ГДК.

– С каким типом глины вы работаете?

– Я работаю с красной глиной, и, честно говоря, белая глина меня совсем не привлекает. Изделия из красной глины радуют глаз.

– Опишите процесс подготовки глины перед использованием.

– Глина поступает ко мне в виде валюшек весом по десять килограммов, упакованных в стрейч-плёнку. Она довольно влажная, её необходимо перемять. У меня есть специальная тяжёлая ткань – бельтинг, которая отлично подходит для этого процесса, так как не липнет к глине. Основной этап подготовки глиняного сырья – это именно переминание.

– Встречаются ли проблемы с качеством материалов или инструментами?

– Да, конечно, такое случается. Недавно приобрёл деревянные стеки (инструмент для обработки поверхности, изделий из глины), но они оказались непропитанными. Начинаешь ими работать, сразу впитывают глину.

Пакаль. Великий правитель города Паленке. Майя.
Пакаль. Великий правитель города Паленке. Майя.

– Наверное, подобные трудности менее заметны в большом производстве. Заменит ли полностью современная техника ручной труд гончара?

– Я считаю, что не сможет заменить. Изделия, изготовленные гончаром вручную, создаются с душой и несут в себе частичку его энергии.

– Как думаете, можно ли считать гончарство искусством?

– Вернувшись к Александру Поверину, хочу отметить, что он подчёркивает: гончарство – это настоящее искусство.

– Что важнее в гончарстве: красота или функциональность изделия?

– Всё зависит от цели, но многие считают, что важнее красота. Однако порой встречаешь красивые изделия, которые совершенно бесполезны. Я же всегда выступаю за утилитарность: вещи должны быть практичными и пригодными для повседневного использования. Кружка, например, должна быть удобной и функциональной.

– Из всех ваших работ какое изделие самое необычное?

– Квасники «Грифон» и «Пакаль. Великий правитель города Паленке. Майя». В XX веке в городе Паленке была раскопана гробница, которую назвали Храмом Надписей. Там был похоронен правитель Пакаль. В храме была обнаружена голова из алебастра, предположительно принадлежавшая самому Пакалю. В советских книгах эта скульптура именовалась просто «головой юноши», без упоминания имени Пакаля. Существует эзотерическая версия, утверждающая, будто Пакаль прилетел с другой планеты. Его нос отличается от привычных черт жителей Земли, однако подобные черты лица встречаются и на других изображениях майянских правителей. Эта тайна добавляет загадочности и разжигает интерес к данному персонажу.

*Чёрнолощёная керамика – это изделия из глины, которые приобретают характерный чёрный цвет с металлическим отливом благодаря специальной обработке – чернолощению.

Беседовала Ангелина Симонова.
Фото автора и из архива Владимира Искорнева.