Владимир Искорнев занимается гончарством около семи лет. Это занятие не является его основным видом заработка – просто хобби для души. Владимир выставляет свои работы на различных мероприятиях на продажу, также его изделия можно было увидеть в выставочном зале.
«Канские ведомости» познакомились с ним на празднике к Дню семьи, любви и верности, который проходил в селе Сотниково. Его площадка выделялась на общем фоне тем, что была единственной, где предлагали гончарные изделия, поэтому «КВ» решили рассказать вам об этом человеке подробнее.
– Почему решили заниматься гончарным делом?
– Все дети лепят из глины – я тоже лепил, пытался даже сделать маленькие горшки, но не было рядом человека, который подсказал бы, как это правильно делать. Когда я учился школе, у нас в посёлке Строителей было керамическое производство, и, будучи школьником, я туда ходил – интересно было. Потом мне попалась книга Александра Поверина «Гончарное дело», и эта книга меня заразила окончательно и бесповоротно. Я захотел делать именно чёрнолощёную керамику*.
– Сколько времени потребовалось, чтобы овладеть основными приемами?
– Основной приём – это центровка глины. Овладеть ей я смог всего за две недели. Здесь, считаю, самое главное –желание.
– У кого учились? Чьи советы особенно запомнились?
– Обучался у мастеров-гончаров Ильи Калашникова и Алексея Золотова. Илья Калашников – мастер широкого кругозора, я часто консультируюсь с ним по вопросам, связанным со станками. Алексей Золотов живёт в Ярославле, мы периодически созваниваемся, и я также обращаюсь к нему за советом. У них большой практический опыт, тонко чувствуют, что мне необходимо именно сейчас.
– Что представляет собой работа гончара?
– При изготовлении изделий существует определённый цикл действий. Например, я делаю выкрутку нескольких одинаковых изделий, ставлю их сушиться. Затем вечером точу в них донышко. Некоторые изделия требуют много времени, поскольку помимо выкрутки на гончарном круге необходима дополнительная доработка.
– Какой инструмент является главным в гончарстве?
– Главный инструмент гончара – это его руки. Еще необходим гончарный круг, но можно не иметь его, а вот печку – обязательно.
– Для чего нужен обжиг керамического изделия?
– При обжиге изделий происходит постепенное удаление влаги: сначала уходит физически связанная вода, затем – химически связанная. Обжиг проводится по специальным режимам. При температуре около 1000 градусов начинается спекание массы. Каждая глина имеет свои особенности и нюансы, которые важно учитывать в процессе обжига.
– Какой температуры достигает обжиг и какова роль высоких температур?
– Сейчас я обжигаю изделия при температуре 1050 градусов. У каждой глины есть свой температурный диапазон, в пределах которого она спекается. Например, глина брауни спекается при температурах от 980 до 1150 градусов. Если превысить этот диапазон, глина начнёт плавиться и деформироваться. Для моей работы температура 1050 градусов оптимальна, это средний диапазон.
Владимир Искорнев уже два года проводит мастер-классы по керамике для детей и взрослых в студии «Горница» Городского дома культуры. О том, как попасть на занятия, можно узнать в ГДК.
– С каким типом глины вы работаете?
– Я работаю с красной глиной, и, честно говоря, белая глина меня совсем не привлекает. Изделия из красной глины радуют глаз.
– Опишите процесс подготовки глины перед использованием.
– Глина поступает ко мне в виде валюшек весом по десять килограммов, упакованных в стрейч-плёнку. Она довольно влажная, её необходимо перемять. У меня есть специальная тяжёлая ткань – бельтинг, которая отлично подходит для этого процесса, так как не липнет к глине. Основной этап подготовки глиняного сырья – это именно переминание.
– Встречаются ли проблемы с качеством материалов или инструментами?
– Да, конечно, такое случается. Недавно приобрёл деревянные стеки (инструмент для обработки поверхности, изделий из глины), но они оказались непропитанными. Начинаешь ими работать, сразу впитывают глину.
– Наверное, подобные трудности менее заметны в большом производстве. Заменит ли полностью современная техника ручной труд гончара?
– Я считаю, что не сможет заменить. Изделия, изготовленные гончаром вручную, создаются с душой и несут в себе частичку его энергии.
– Как думаете, можно ли считать гончарство искусством?
– Вернувшись к Александру Поверину, хочу отметить, что он подчёркивает: гончарство – это настоящее искусство.
– Что важнее в гончарстве: красота или функциональность изделия?
– Всё зависит от цели, но многие считают, что важнее красота. Однако порой встречаешь красивые изделия, которые совершенно бесполезны. Я же всегда выступаю за утилитарность: вещи должны быть практичными и пригодными для повседневного использования. Кружка, например, должна быть удобной и функциональной.
– Из всех ваших работ какое изделие самое необычное?
– Квасники «Грифон» и «Пакаль. Великий правитель города Паленке. Майя». В XX веке в городе Паленке была раскопана гробница, которую назвали Храмом Надписей. Там был похоронен правитель Пакаль. В храме была обнаружена голова из алебастра, предположительно принадлежавшая самому Пакалю. В советских книгах эта скульптура именовалась просто «головой юноши», без упоминания имени Пакаля. Существует эзотерическая версия, утверждающая, будто Пакаль прилетел с другой планеты. Его нос отличается от привычных черт жителей Земли, однако подобные черты лица встречаются и на других изображениях майянских правителей. Эта тайна добавляет загадочности и разжигает интерес к данному персонажу.
*Чёрнолощёная керамика – это изделия из глины, которые приобретают характерный чёрный цвет с металлическим отливом благодаря специальной обработке – чернолощению.
Беседовала Ангелина Симонова.
Фото автора и из архива Владимира Искорнева.