31 июля Кос, Родос (Линос)
Остров Кос играл значительную роль в Древней Греции. Но, как сказал бы мой сын Григорий, я рад за него. После того, как мы с Анной посмотрели ключевые античные руины в Афинах, Дельфах и на Делосе, радости от просмотра новых руин становится всё меньше и меньше. Оказалось, что для нас они не горы и не море, на которые можно смотреть вечно, и они не надоедают. Единственный оставшийся смысл – сопоставлять старые обломки с конкретными личностями и воображать их жизнь тысячи лет назад. Ну, как я говорил, например, представлять, что же такое сотворил Гиппократ в своем санатории с массажами, грязью и змеями, чтобы предупреждать потомков не навредить лечебными процедурами?
Утро мы начали с прогулки по Косу. Хотели посетить замок рыцарей Нерация. Оно и понятно, что в те времена никаких раций в помине не было.
Замок заявлен, как главная историческая достопримечательность Коса. Но попасть в него не получилось: идет реконструкция. Торжественно на большом плакате объявлена ее стоимость в 2,4 миллиона евро. И замок по этому поводу закрыт. В Афинском Акрополе, Ла Саграда Фамилия в Барселоне и во множестве других мест легко совмещают приятное с полезным: проводят многолетнюю (а то и многодесятилетнюю) реконструкцию и при этом собирают деньги с туристов. А тут решили, что и так хорошо.
Мы обошли замок, который совсем Нерация по кругу и направились к дереву Гиппократа.
По поводу этого, довольно убого выглядящего платана, ветки которого поддерживаются трубами, есть несколько версий. Версия первая: Гиппократ под этим платаном занимался с учениками. Версия вторая: Гиппократ сам лично посадил это дерево, тогда понятно, что с учениками он под ним никак не мог заниматься. Только над ним. Версия научная: хотя дерево Гиппократа выглядит более чем убого, на самом деле ему только 500 лет, и ни к какому Гиппократу отношения оно иметь не могло. Правда, любители первых версиц заявляют, что это дерево выросло на корнях того самого. Но это уже чисто эзотерический спор, в который я встревать не хочу. Единственное, повторю, что выглядит это дерево непрезентабельно, значительно уступая другому платану, который мы видели во время остановки на Волосе в рамках круиза «Астория Гранде»…
Значительную часть площади города Кос составляют развалины старого города. Тут и остатки сооружений, и части колонн и просто обломки, разбросанные по большой территории. Но, как я уже говорил, аппетит на то, чтобы на них смотреть, у нас уже пропал. Исключение мы сделали для Одеона – древнего театра, датируемого 3 веком до нашей эры.
Здесь можно не только почувствовать себя зрителем, присев на ступеньку.
Здесь можно спуститься в некогда святая святых – подтрибунное закулисье, где когда-то актеры готовились к выходу на сцену, репетировали, да кто его знает, чем еще занимались?
Из информационных табличек можно узнать, что здесь были не только театральные представления. В 30-е годы в Одеоне проводились слеты итальянских фашистов. На одной из фото со спины показана вещающая со сцены личность, похожая на Муссолини, в заправленной в штаны черной рубашке с неизменной портупеей на перевязь. Так что эти камни видали всякое.
На развалины старого города не захотим, а просто гуляем по новому. Количество точек общепита впечатляет. Как будто греки только и делают, что едят. Впрочем некоторые кафешки выглядят очень мило.
Напитав душу историей, мы решили позаботиться о теле. У меня особое отношение к термальным источникам, особенно к греческим термальным источникам. В 2021 году в Эдипсосе погружение в оные моего большого пальца на ноге, ставшего пурпурно-малиновым после столкновения со скалой, привело его практически моментально в нормальное состояние. Здесь тоже есть термальный источник, выходящий прямо в море. Называется он Агиос Фокас, и именно туда мы отправились.
От Коса всего 20 минут езды. Машину оставили наверху, хотя можно доехать до самого моря по грунтовой дороге. Но нам пешком спуститься-подняться на 50 метров милое дело. Нужно пройти еще метров 300 вдоль моря, и вот он источник. Камнями огорожена купель и в ней сидят люди, приобщаются.
А сам источник узкой струйкой вытекает в море, сопровождая свою работу привычным запахом. Почему-то все термальные источники, с которыми доводилось иметь дело, пахнут сероводородом. И любопытно, они чем-то друг от друга отличаются? Или по большому счету — это всегда горячая вода с сероводородом и железом? Отдельная тема, конечно, серебряные источники. Они льют без остановки «серебряную» воду и днем, и ночью, годы, десятилетия, столетия. Сколько там тогда вообще серебра? Но здравый смысл здесь применять не нужно, тем более что палец то у меня зажил моментально. Так что здесь нужно просто верить.
Анна решительно занимает место рядом с горячим ручьем.
Температура воды у входа источника в море больше 40 градусов. Но и целебность должна быть максимальной. Как нас предупредили в Кисловодске, дольше 15 минут сидеть в термальном источнике не рекомендуется иначе вред перевесит пользу. Почему? Ну может, потому что сероводород не очень полезен, да и вообще ядовит? Или потому, что организм перегреется? Вопросы, вопросы. Пора в киножурнал «Хочу всё знать» писать.
Время полпервого. Паром в Родос без десяти три. У нас еще по программе дегустация вина на винодельне и обед в традиционной греческой таверне. Навигатор показывает 40 минут пути до винодельни. Увы, не получается. Но ничего, в другом месте наверстаем.
Обедаем в таверне «Патрико». Ее рекомендовали в том же блоге, что и вчерашний ресторан, который нам понравился.
Легкий обед традиционными греческими закусками: пита, хумус, цацаки, что-то из баклажанов с орехами. Вкусно и быстро. Ну и немного асиртико, чтобы запить.
В Косе лучшее дорожное покрытие отдано велосипедистам. Для пешеходов плитка или мостовая. По ней чемодан гремел то злобно, то жалобно. И я его понимаю: колеса ведь не бессмертные. А стоило выйти на велосипедную дорожку, моментально, как из-под земли появлялись двухколесные, требовательно звоня с предложением мне убраться с дороги.
В этой связи повторять упражнение «докатить чемодан и донести сумки» желание было нулевое. Тем более мы соревнуемся с круизом. А пока что в номинации «логистика» он в голос над нами самостоятельными хохочет. Давать очередной повод, снова катя чемодан полтора километра по мостовой под палящим солнцем? Ну уж нет. Мы заезжаем в отель, загружаем вещи в машину. Доезжаем до порта, оставляю Анну «на хозяйстве», отвожу машину в контору. И потом уже сам абсолютно налегке прохожу те же полтора километра. Как тебе такое, «Астория Гранде»?
В порту я оказываюсь за 10 минут до планового отправления парома. Оказалось, что за 40. Кос – промежуточная остановка парома, и он хорошо опаздывает. Да уж это не круизный корабль, который ни секунды лишней в порту не задержится, по крайней мере наш родной. Ну ничего, может быть, по дороге наверстаем: Родос – конечная остановка.
Пока ждем паром, смотрю на очередной круизник. Это «Коста Фортуна» – стотысячник, то есть в 3 раза больший корабль, чем «Астория Гранде». Сестра печально знаменитой «Коста Конкордия», капитан которой посадил свой теплоход на мель, пока красовался перед молдавской танцовщицей. Выглядит внушительно и современно, но, увы, «молодая не молода», и в следующем году ее списывают. Ну а наша «Астория Гранде» живее всех живых!
В Косе причал не подразумевает стоянку больших иностранных круизников. Поэтому от «Коста Фортуна» туда-обратно снуют желтые катера, на которых указана вместимость 150 человек. Вместимость «Коста Фортуна» около трех тысяч пассажиров. Пусть на конкретном круизе только две тысячи и пусть на берег хотят сойти полторы. Это десять рейсов. Максимально быстрая швартовка, загрузка 150 пассажиров, отход займут 5 минут, не поверю, что меньше. То есть последние желающие будут ждать посадки в районе часа. После этого опоздание парома на полчаса уже не так депрессивно.
Паром добрался бы до Родоса часа за полтора, если бы не было промежуточных остановок. Но они есть и порой в довольно живописных местах.
Вот на горизонте показался скалистый остров Тилос.
А вот разноцветные домики острова Халки – последней остановки перед Родосом…
Машину взяли напрокат в той же конторе, что и в прошлый раз. Это опять малютка Мазда 2. Но ее оформление в стиле универсал, позволило без труда втиснуть в багажник наш большой чемодан.
До Линдоса ехать час, если верить Google Maps. Так и получается. В полдевятого вечера, поймав последние лучи заката, мы въехали в Линдос.
Я доверился навигатору Google Maps, который в последнее время меня не подводил. Он уверенно вел меня по узким улочкам Линдоса, пока мы не оказались на пляже. Анна решила, что наш отель будет прямо у моря, и очень этому обрадовалась. Но меня мучали смутные подозрения, что здесь что-то не то, поскольку наши апартаменты по памяти были далеко не у моря. Так и оказалось. Проехав метров сто по песку, мы уперлись в конец пляжа. Ну а навигатор радостно предложил нам тут запарковаться, а самим взять в руки приборы и начинать бороться с «интервентами». Ууупс. Я взялся вести онлайн дневник. Его приходится создавать по ночам, и мозг начинает отключаться. Что я имел в виду в последней фразе, понятия не имею – писал во сне, еще и кавычки поставил. Но, по сути, навигатор предложил нам бросить машину, а самим подняться на триста метров с багажом. Идея мне не понравилась, но Гугл карты ответили мне в стиле детского анекдота:» - Что-то не нравится мне этот Чингачгук. – Не нравится – не ешь.» Подключил Яндекс навигатор. Он сработал в стиле новой строительной бригады, которая заменяет предыдущую и начинает с того, что посвистывая и покачивая головой говорит: «Где вы таких коновалов нашли?». Потом их заменяет следующая бригада и говорит про них то же самое. Яндекс навигатор повел меня к цели совсем другой дорогой в объезд. Я радовался торжеству отечественных технологий, пока Яндекс не завел меня на улицу с шириной, подходящей для проезда мотоцикла, весело сообщая, что до цели всего-то 800 метров.
В конце концов я запарковался наверху Линдоса и мы с Анной пошли, ветром гонимые вниз, громыхая колесами несчастного чемодана по булыжной мостовой, переходящей порой в разнообразного типа лестницы.
А Линдос при этом жил своей веселой вечерней жизнью, с легким недоумением смотря на наши потуги в стиле бурлаков на Волге.
До наших проблем нет дела ни людям, ни многочисленным кошкам, сидящим в том числе и на древних амфорах.
Но вот оба навигатора одновременно сообщили, что мы пришли. Это «пришли» пришлось на какое-то совершенно абстрактное место, в котором еще ко всему прочему было темно. Сеть не ловилась. Хорошо, что я заранее распечатал информацию об отелях с контактными телефонами. Трубку взял мужчина, назвавшийся Дмитрием, а может быть, Димитрием. Он сообщил, что отвечает на звонки вообще, а чтобы конкретно, он соединит меня с нужной дамой. Соединение заняло какое-то время, но дама проявилась, заявив, что все инструкции направлялись по почте, но она так и быть проведет меня до входа.
Это у нее получилось и, наконец, мы радостно вошли в помещение с несколькими номерами. Посередине него растет дерево, отдаленно напоминающее дерево Гиппократа, у которого поотрубали ветки и в качестве компенсации отдекорировали благородное дерево цветочками и травой, купленными на блошином рынке.
Но нам то что делать, ведь в округе ни души, не говоря о круглосуточной кресепшн. Я, представляя злорадные свист и улюлюканье «Астории Гранде», снова набираю волшебный номер, снова попадаю на Дмитрия, который долго переводит меня на даму. Она говорит, что у нас четвертый номер, а чтобы в него попасть, нужно набрать код на ящичке.
Я набираю нужный код – дверь не открывается. Тут уже терпение начинает иссякать. Мы въехали в Линдос в четверть девятого. Сейчас полдесятого, а мы всё еще не можем попасть в номер. Я в сердцах начинаю громко крутить ручку двери и чертыхаться. На эти звуки выходит дама из другого номера и поясняет, что код открывает ящичек, в ящичке ключ, а этим ключом уже можно открыть номер. И как я сам не догадался, ведь сказку про Кощея Бессмертного чуть ли не наизусть с детства знаю?
Но вот мы попали в номер. Теперь нужно подумать об ужине. Идем в ресторан «Кристоф». Прекрасная еда и прекрасный вид на Акрополь, в который мы завтра пойдем.
Ну а потом прогулка по вечернему Линдосу, очень стильному городку, чем-то напоминающем Ию в Санторини.
И «вишенка на торте» – несколько ночных клубов.
Дольше всего мы задержались в клубе «Сократес», где талантливая кавер-группа уверенно выдавала на гора проверенные рок-хиты, включая от недавно почившего Оззи.
День удался, ну а то, как мы искали наш номер, можно записать в приключения.