В Республике Беларусь прошел международный форум «Пора путешествовать по Союзному государству», в котором приняла участие делегация Пермского края. Представители нашего региона представили опыт Прикамья в сфере развития промышленного туризма.
В министерстве по туризму Пермского края рассказали, что эта тема востребована для Беларуси. И региону есть чем поделиться: в настоящее время свои двери для жителей и гостей на постоянной основе открыли 65 предприятий и компаний, причем совершенно разных сфер деятельности, форм собственности и масштабов производства. С 2021 года турпоток в сфере промышленного туризма вырос в 20 раз, в 2024 году наши производства посетили 115 тысяч человек.
В 2023 году, по итогам предыдущего года, Пермский край занял второе место в национальной премии Russian Travel Awards в номинации «Территория промышленного туризма». В прошлом году регион получил Гран-при в номинации «Регион MICE-туризма», первое место в номинации «Регион промышленного туризма», специальную награду АСИ «ПРОМискусство» и награду за проект продвижения кадрового и технологического потенциала производителей.
Высокую планку задают и наши предприятия: например, в топ проектов 2025 года по промышленному туризму вошли экскурсии на фабрику «КуМир» и Пермскую судоверфь – они опубликованы на портале Путешествуем.рф (14+). Так, на фабрике «КуМир» посетителям рассказывают об истории появления кукурузы в России, показывают производство кукурузных палочек изнутри, дают продегустировать продукцию компании. На Пермской судоверфи можно посетить производственные цеха и узнать все о судостроении в Прикамье.
Кроме того, по итогам участия в акселерационной программе 2024-2025 годов Агентства стратегических инициатив «Открытая промышленность» предприятия Пермского края вошли в число победителей наряду с такими промышленниками, как Северсталь, Оренбургские металлы, кондитерская фабрика «Победа».
Немаловажную роль в развитии промышленного туризма на территории Пермского края играют корпоративные музеи: в настоящее время их насчитывается более 20. Музеи открыты и на крупных промышленных производствах, и в небольших компаниях.
В министерстве по туризму рассказали, что самыми посещаемыми на данный момент являются музей Пермской печатной фабрики «Гознак» – в прошлом году сюда приехали девять тысяч туристов, музей предприятия «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», Музей пермской нефти ЛУКОЙЛ-Пермь, музеи Уралкалия в Соликамске и Березниках.
Взаимосвязь корпоративных музеев и туристической индустрии, а также экономику корпоративных музеев как туробъектов участники сферы промышленного туризма и профильного министерства обсудили на площадке Пермской торгово-промышленной палаты.
Такие музеи открывают не только производственники. Так, в начале выступления президент Пермской ТПП Вячеслав Белов отметил крупные музеи Прикамья. Он упомянул также Музей юстиции Пермского края на территории ПГНИУ, который развивает Пермский профессиональный клуб юристов.
– Теперь уже практически невозможно представить себе путешествие в Пермский край без посещения какого-либо предприятия. В немалой степени этому способствует реализация программы АСИ «Открытая промышленность» и проведение акселератора для предприятий и муниципалитетов. Образовательная программа в том числе уделяет большое внимание корпоративным музеям как точкам входа на предприятие. Зачастую музеи корпоративные по интерактивному и техническому оснащению опережают государственные, – сообщила куратор региональной команды по промышленному туризму при министерстве по туризму Пермского края Ольга Чудинова.
Она отметила также, что корпоративные музеи в настоящее время становятся площадками для профориентационной и коммуникационной работы, местами для проведения бизнес- и творческих мероприятий, носителями традиций и корпоративной культуры.
Музеи при предприятиях и компаниях – это не просто зал с фотографиями и образцами продукции. Сегодня это современные пространства, которые создаются с использованием новейших технологий и интерактивных решений. Этим опытом поделилась научный сотрудник компании «Винчи Интерактив» Лидия Матакова.
Директор музея северной пчелы компании «Тенториум» Оксана Медведских рассказала про опыт организации экскурсий и решения корпоративного музея, расширяющие кругозор и оставляющие яркие впечатления. Что, в свою очередь, играет роль сарафанного радио и является наиболее эффективным способом продвижения музея. К слову, в этом году музей «Тенториума» впервые принял участие в акции «Ночь музеев» (14+). О том, как пчелы и пчеловоды помогали фронту в годы Великой Отечественной войны, узнали более 200 гостей.
Также участником «Ночи музеев» этого года стал музей Аптекарского двора, представивший программу «Фармацевтические подвиги» (6+). Про происхождение музея, его уникальность, экспонаты и отношение к гостям на круглом столе рассказала исполнительный директор компании Олеся Алесько. Она отметила также, что музей является активным участником форумов, фестивалей, организует программы и мастер-классы для жителей всех возрастов.
Помимо места проведения досуга, корпоративные музеи могут стать одним из способов снижения барьеров для продаж и увеличения ценности компании и ее продукции, роста монетизации бизнеса – советами по маркетингу и продвижению корпоративных музеев поделилась общественный эксперт Пермской ТПП по маркетингу, финалист конкурса «СПИКЕР ТПП РФ 2024» Ольга Корионова.
Кроме того, экскурсии и знакомство с предприятиями и компаниями и их продуктами непосредственно на месте производства играет значительную роль в повышении лояльности клиентов и росте интереса потенциальных сотрудников к производству как к будущему месту работы.
В частности, директор по персоналу УК «Алендвик» Ирина Густова сообщила, что по ресторанам и кафе сети проходят экскурсии, которые знакомят посетителей с работой и корпоративной культурой, привлекая таким образом в том числе и персонал.
Добавим, что для развития промышленного туризма и привлечения к этой сфере новых предприятий в Прикамье подписано соглашение между министерством по туризму региона и Пермской торгово-промышленной палатой. Все мероприятия проходят в рамках нацпроекта «Туризм и гостеприимство», цель которого – достичь 140 млн туристических поездок по России ежегодно к 2030 году и увеличить долю туризма в ВВП страны до пяти процентов.