Ваши письма компаниям и предпринимателям остаются без ответа? На это может быть много причин. И она из них – вы в чёрном списке. В него можно попасть, даже если раньше бизнес и НКО уже вели совместные проекты. Как выстроить взаимоотношения с коммерсантами и не попасть в «бан» – узнайте в Добро.Медиа.
В чёрный список попадают не за слабые проекты
За 2024 год на 10% стало больше партнёрств у НКО с бизнесом. И на 3% увеличились поступления от коммерческих компаний в фонды.
Данные, которые приводит проект «Пульс НКО» по итогам исследования, кажутся позитивными. Ведь показатели по взаимодействию некоммерческих организаций и бизнеса растут. Однако не всё так просто.
Нередко НКО жалуются, что их письма и просьбы игнорируют, а партнёры, с которыми раньше взаимодействовали, не готовы контактировать. Почему?
«Вы удивитесь, но иногда в “бан” от бизнеса попадают не за плохие презентации или слабые проекты. Всё гораздо прозаичнее. И страшнее», – отмечает учредитель Института развития фандрайзинга и автор телеграм-канала «Лайфхаки фандрайзинга» Анастасия Ложкина.
По её словам, мешают человеческий фактор, непрофессионализм и нарушение границ. Поэтому бизнес и НКО не всегда находят точки соприкосновения для партнёрства.
Две причины попадания в «бан»
Представители НКО не всегда стараются выстроить экологичную коммуникацию с коммерческими партнёрами. Есть несколько частых ошибок, из-за которых фонды попадают в чёрный список.
- Давить на жалость и манипулировать
«Бизнес не подружка и не ваш терапевт. Он не обязан в 9 утра читать простыни жалоб, сообщений в духе “мы больше не справляемся”, “а как же дети”, “если не вы, никто не поможет” – напоминает фандрайзер Анастасия Ложкина. – Истерика – плохой инструмент переговоров. Боль не вдохновляет, если из неё не сделать аргументированное предложение».
- Писать сообщения слишком часто, не дожидаясь ответа
При такой коммуникации бизнес и НКО едва ли договорятся. Подобное поведение партнёр расценит как проблему, которую надо решить. Ведь бизнес хочет взаимодействовать с профессионалами, которые уважают чужое время и процессы принятия решений.
Неочевидное об НДФЛ для НКО:
Как НКО получить налоговые льготы на НДС: советы юристов. Разбираем все тонкости за десять минут
«Когда вы давите на партнёра, он делает вывод, что у вас горят финансы, а значит риски – высокие. Он чувствует, что вы воспринимаете его как “последнюю надежду”. А ему это не нужно», – объясняет Ложкина.
Вероятно, предприниматели будут избегать любые контакты и перестанут отвечать на письма, звонки, сообщения в мессенджерах.
Проблема только в НКО?
Впрочем, порой в неэффективном взаимодействии виновато не только НКО, но и бизнес. Так считает руководитель Межрегионального молодёжного общественного движения в поддержку православных молодёжных инициатив во имя святого благоверного князя Даниила «Даниловцы» Юрий Белановский.
«Когда сталкиваешься с бизнесом, понимаешь, что они точно такие простые смертные, которые тоже не в состоянии выстроить какой-то план, назначить ответственное лицо, а порой эти ответственные лица меняются по 100 раз», – рассказал Белановский в подкасте Добро.Медиа.
По его словам, когда НКО просит помощь от бизнеса, нередко оказывается в неловком положении. От них «отмахиваются». Это связано с тем, что в России не развита благотворительность и культура филантропии. Отчасти поэтому бизнес и НКО не понимают друг друга.
«Есть социальные проблемы, которые надо решать, но бизнесу они не интересны, их не “продать” бизнесу. Это не значит, что люди плохие. Это про уровень невосприятия некоторых, – считает Белановский. – Нас часто учат: “старайтесь зацепить лично”, “старайтесь продавать лично”. Но это же самый примитивный уровень продаж: долго показывать лицо умирающего человека и предлагать вспомнить умирающего дедушку. Но тем не менее – это работает».
Взаимодействие бизнеса и НКО: как выстроить?
Главное в партнёрсве коммерческой компании и НКО – доверие. А сами взаимоотношения должны развиваться постепенно, отмечает генеральный директор Центра качества «ОКНО» Илона Южакова.
«Есть практики, которые ускоряют выход на достойный уровень доверия, который позволит бизнесу и НКО быстро коммуницировать», – рассказала она в подкасте Добро.Медиа.
Чтобы помощь НКО от бизнеса всё же получали, коммерческие партнёры должны видеть фонды с трёх «ракурсов», говорит Южакова.
- Самопрезентация НКО
- Рассказ о фонде от независимого источника
- Мнение об организации среди тех, кому она помогает.
При этом, по словам эксперта, на верификацию фондов на благотворительных платформах, бизнес не всегда обращает внимание. Всё дело в том, что таких сервисов стало много и у каждой свой подход к отбору НКО.
Вся правда о работе НКО со СМИ:
«Почему наши релизы никто не берёт?» Как попасть в СМИ – пошаговый алгоритм для НКО и не только
Если говорить о представлении предпринимателям социальной проблемы, которую нужно решить, Белановский советует чётко формулировать запрос. Тогда бизнес и НКО поймут друг друга.
- какую проблему решаете
- как решаете её
- какие результаты уже есть
- какой эффект ожидаете.
Что же касается коммуникации с коммерческими партнёрами, то тут фандрайзер Анастасия Ложкина советует быть краткими.
«Пишите коротко, по делу, вовремя. Не на эмоциях. Не через жалость. И не каждый день. И да, “напомнить о себе” – это один раз, через неделю», – напоминает эксперт.
Уже открыт конкурс годовых отчётов:
RAEX ждёт заявки на рейтинг НКО и Конкурс годовых отчётов
Надеемся, что эти советы пригодятся в работе и уберегут вас от того, чтобы не попасть в чёрный список. Ведь бизнес и НКО совместно могут решить немало социальных проблем.
Если вы хотите быть в курсе новостей из сектора благотворительности, подписывайтесь на наш новый телеграм-канал.
Ранее редакция Добро.Медиа рассказала, каким НКО стоит пересмотреть устав.