Два тысячелетия назад на землю пришёл Спаситель Мира, которого ждали и предсказывали ветхозаветные праведники. Пришёл, чтобы исправить последствия грехопадения Адама и примирить человека с Богом.
Самый любимый всеми христианский праздник – Рождество – наполнен множеством символов, отсылающих нас к евангельским событиям. Здесь и традиционная рождественская ель, и Вифлеемская звезда, вертеп и, конечно, подарки. Каждый символ знаменует какое-то обстоятельство рождения Иисуса.
Но было еще одно обстоятельство – в этот день Богородица родила своего Первенца. Первым был рождённый Младенец и для Бога. А рождение первенца имеет особое, сакральное значение не только в авраамических, но и в большинстве мировых религий.
Древнейшим учебником по наследственному планированию является, конечно, Ветхий Завет. Ибо в нём речь идёт не просто о наследственной преемственности, а о наследовании Земли обетованной.
И здесь очень интересной является тема первородства, которая у древних израильтян ложилась в основу многих событий.
Первенцы считались посвященными Господу, и не только у людей, но и у скота. Но если со скотом всё понятно – приношение в жертву через передачу священникам, то с людьми было сложнее. Поскольку для служения Господу недостаточно быть просто рождённым раньше всех. Требуются еще и определённые качества, свойства личности.
Ярким примером здесь будет история Исава и Иакова, внуков Авраама от его сына Исаака. Кстати, Исаак, которого Авраам чуть было не принёс в жертву Богу в прямом смысле этого слова, также не был первенцем – ведь до него у Авраама уже был внебрачный сын Измаил. Причем мальчик рождён был с согласия жены Авраама, которая сама и инициировала эту связь: «И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево моё, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от неё. Аврам послушался слов Сары» [Быт.16:2]. Через некоторое время у служанки Агари родился первенец. Но спустя четырнадцать лет, после чудесного рождения у 100-летнего Авраама и 90-летней законной жены его Сарры единственного сына, об Измаиле уже не было и речи – с благословения Господа право первородства было отдано Авраамом Исааку.
Кроме Исаака, у Авраама было еще много детей как от второй жены, так и от наложниц. Но перед смертью ветхозаветный патриарх распределил свою имущество между всеми наследниками так: «Отдал Авраам всё, что у него было, Исааку, а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего , еще при жизни своей, на восток, в землю восточную». Согласно Ветхому завету, Бог сам благословляет Исаака по смерти Авраама, то есть подтверждает право первородства. [Быт. 25:5-6; 11).
У Исаака и жены его Ревекки родились два сына. Исав и Иаков – двойняшки, но Исав рождён первым. Простодушный и грубоватый малый, покрытый густой шерстью, он был мил и дорог своему отцу. А вот мать больше любила младшего Иакова, и хотела, чтобы именно ему досталось сакральное право. Обманом и хитростью они заставили слепого Исаака благословить Иакова.
Но что делает Исаак, узнав о подлоге? Оставляет как есть. Почему? Ведь он мог лишить Иакова отцовского благословления, и даже наказать его. Но - не делает, хотя и гневается. Возможно, потому что понимает, что Исав не справится со служением Богу. Подтверждением этому – событие, которое произошло ранее.
Исав, вернувшись с полевых работ, будучи очень усталым и голодным, просил брата накормить его. Иаков поставил условие: за еду Исав должен отказаться от своего первородства. И Исав соглашается продать своему младшему брату Иакову право первородства за миску чечевичной похлёбки. «И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошёл; и пренебрег Исав первородство» [Быт.25:34] Промах Исава олицетворяет отказ от высших, духовных потребностей в пользу первичных, бытовых.
Получается, знали и Исаак, и Ревекка, да и Иаков, что не способен старший сын Исав нести такую ответственность, как служение Богу, и статус патриарха всех будущих народов. И Господь, несмотря на то, что право первородства было получено Иаковом обманом и хитростью, тоже принимает такую замену. Правда, заставив сначала Иакова как следует «отработать» своё право, созреть до этого.
Правило первородства появляется в Библии не сразу. То есть само правило, возможно, было установлено и ранее, но актуальным становится после того, как появляются имущественные обещания Бога Аврааму - обещание земель и власти его потомкам. Иаков, борясь за право первородства, борется, конечно, не только за право служить Господу - ведь такое право и завоёвывать не надо, просто посвящай свою жизнь Богу. Речь идёт об управлении территорией, народом и всем его имуществом. Исаак был весьма богат, успешно занимаясь земледелием и владея многочисленными стадами и челядью. Представим себе богатство и влияние Исаака, если царь Авимелех явился к Исааку для заключения с ним союза (Быт. 26:26–31).
Читая Библию, невольно складывается впечатление, что установленное вроде бы правило первородства постоянно нарушается, или замещается. Авраам благословляет не первого сына Измаила, а второго, Исаака. Это хотя бы можно объяснить тем, что сын рабыни не может наследовать. Но затем уже Исаак благословляет второго сына Иакова. Впоследствии Иаков, имеющий 12 сыновей, отказывает в праве первородства последовательно первым трём за их прегрешения (первенец Рувим осквернил ложе отца, вступив в отношения с его служанкой и матерью его детей, Симеон и Левий жестоко убили жениха сестры вопреки решению отца). Таким образом право первородства переходит аж к четвертому сыну Иуде, от которого впоследствии и продолжают рождаться цари Израиля. Царь Давид, царь Соломон, Иосиф Обручник (отец Иисуса Христа) - потомки Иуды, именем которого названа и Иудея, и иудаизм.
Еще пример нарушения правила. Любимец Иакова – четвертый сын Иосиф - приводит к умирающему отцу своих детей для благословления, и подводит их так, чтобы правую, благословляющую руку Иаков положил на голову первенца , а левую – на голову второго сына. Но Иаков перекрещивает руки, и благословляет таким образом именно второго.
Позже Моисей устанавливает закон, в соответствии с которым право первородства не может быть отнято или продано. Этим же законом формально устанавливается и главная привилегия первенца: ему надлежит дать двойную часть от всего наследства. [Втор 21:17]
О чём еще приходится думать, читая Библию. О вечном соперничестве братьев. По сути – за одобрение Отца, потом – за его благословление и, следовательно, за право наследовать больше, чем другие. Ведь право первородства предполагает не только право старшего сына получить двойное имущество из надела отца, но еще и младших братьев, и их потомков обязывает служить старшему и его потомкам. И это не может не вызывать в них вражды и соперничества. Ревность эта заложена в человеке с самого начала человечества. Как и способность убивать. Первый же человек, рождённый на Земле, Каин, становится убийцей, и убивает он собственного брата. Убивает за то, что Господь был более благосклонен именно к дарам младшего.
А дальше – история постоянного братского соперничества, не на жизнь, а на смерть.
Борются за право первородства Исав и Иаков. Причём Исав готов убить Иакова, и тот, понимая риск, на многие годы скрывается в чужих землях, дожидаясь, пока брат примет неизбежное. Кстати, ещё во время беременности двойней мать их, Ревекка, получила от Господа откровение, что во чреве ее борются два племени, причем больший народ будет служить меньшему (Быт. 25:23).
А о том, как и почему соперничали двенадцать сыновей Иакова, которые вначале решили убить, а потом продали своего брата Иосифа, любимца отца, в рабство проходящему мимо каравану, сложена сага Томаса Манна «Иосиф и его братья».
Нередко причиной братской ревности становится разное отношение отца к своим сыновьям, а точнее – к их матерям. Понимая, какую проблему несёт в себе эта разница, Моисей пытается установить некоторую справедливость в законе: «если у кого будут две жены — одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая, так и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой, то, при разделе сыновьям своим имения своего, он не может сыну жены любимой дать первенство пред первородным сыном нелюбимой».
Мы так подробно разбираем ветхозаветные подходы, поскольку они непосредственным образом повлияли и на наследственные традиции в обществах, исповедующих авраамические религии. И оказали существенное влияние и на историю нашего государства.
Отсутствие принципа, по которому власть передавалась по заранее определённому порядку, привела в начале ХI века к междоусобице на Руси. В борьбе за власть сыновья св. Владимира Святославича проливали кровь как друг друга, так и верных своих дружин. Позже Ярослав, пытаясь предотвратить вражду между своими сыновьями, учреждает в 1054 году триумвират – то есть разделяет власть между тремя сыновьями при условии сохранения единства государства и главного княжеского престола в Киеве - за старшим сыном . Позже вводится "Лествичное право" - передача наследных прав сперва по горизонтали между братьями, от старших к младшим до конца поколения, а лишь затем по вертикали — между поколениями, вновь к старшему из братьев младшего поколения.
Несколько веков престол переходит от отца к старшему сыну. Были и исключения - в 1598 году Земским собором был избран Борис Годунов; в 1606 году решением бояр и народа главой государства стал Василий Шуйский, а в 1610 году ‑ польский королевич Владислав. В 1613 году Земским собором был избран Михаил Федорович Романов.
Внук его, Пётр Алексеевич, провозгласил Россию империей и озаботился вопросом, кому передать по наследству государство. Признанных детей у царя было 10 – два сына от Евдокии Лопухиной и 9 – от Марты Скавронской. Но к моменту смерти государя в январе 1725 года в живых оставались только три дочери. Старший сын Алексей, который должен был наследовать после царя по праву первородства, пал в неравной борьбе с собственным отцом. Его брат Александр умер еще во младенчестве. Марта Скавронская, еще до того, как стала царицей Екатериной, родила царю трёх дочерей, потом после венчания (1712) – еще двух девочек. Долгожданные сыновья умерли младенцами. Последний ребенок Екатерины I – тоже дочь, Наталья. Таким образом, у царя не осталось наследников мужского пола. Кроме того, Петра I вообще не устраивало, что наследство нужно передавать старшему сыну, невзирая на его способность управлять государством. И тогда в 1722 году царь издаёт Указ о престолонаследии, в соответствии с которым глава государства мог принимать решение о назначении преемника, невзирая на кровное родство. Но дальше сделал то, что делают многие наследодатели – не составил завещания. Многие помнят еще из школьной программы, что умирающий царь слабеющей рукой написал «Оставьте всё…» и не дописал. В результате с 1725-го по 1762 год (эпоха дворцовых переворотов) на русском престоле пребывало семь монархов, пять из которых были женщины.
Новое правило продержалось 75 лет, пока в 1797 году Павел I не отменил указ своего прадеда и не вернул право наследования престола старшему сыну правящего монарха. Вернув таким образом идею о том, что власть от Бога, а не от человека.
Но правило первородства исторически применяется не только в престолонаследии. Майорат – правило наследования, при котором всё [недвижимое] имущество переходит по наследству к старшему сыну или, при отсутствии сыновей, к другому старшему мужчине рода (например, брату или племяннику). Система возникла в средневековой Европе для избежания дробления земель. Земли были основным источником дохода, поэтому к наследнику, получившему всю недвижимость, по существу переходило практически всё благосостояние. Младшие братья, а также дочери могли, конечно, унаследовать движимое имущество, но оно было чаще всего несопоставимо с основным «призом» старшего сына. Поэтому дочерей торопились поскорее выдать замуж, а младшие сыновья выбирали, например, военную карьеру.
Где-то майорат был родовым правилом, но в некоторых государствах (в частности, в Англии) был законом. Во многом именно этим правилом объясняется многовековая сохранность имений и фамильного имущества.
Проблема майората как элемента социальной несправедливости неоднократно становилась основой сюжетной линии художественных произведений. Например, «Гордость и предубеждение»: пять дочерей мистера Беннета являются фактически бесприданницами, поскольку наследовать имение после смерти Беннета будет его племянник Коллинз.
В чём плюсы, предпосылки майората? В первую очередь, отсутствие дробления фамильного имущества. В основном – земли как источника дохода. На территориях, где основу благополучия могли составить иные источники, майорат использовался значительно реже. Во-вторых, довольно рано наступала определенность в отношении того, кто станет наследовать имение. Это заставляло семью концентрироваться на воспитании и образовании именно будущего наследника, готовить его к преемственности, тем более что в средние века мужчины не отличались долгожительством. В то же время такая определенность с наследником позволяло семьям, ищущим достойных женихов своим дочерям, делать правильный выбор – естественно, наиболее завидным женихом считался старший сын. По большому счёту, майорат становился одним из двигателей экономического развития, поскольку заставлял младших потомков сепарироваться как можно раньше, создавать иные способы получения дохода, что положительно влияло на экономику государства.
Использовался ли майорат в России? Безусловно, поскольку вопрос недробления крупных имений так же имел государственное значение. Так, Пётр I издал указ «О единонаследии», который запрещал отчуждение недвижимости, кроме случаев «нужды», и давал право наследовать неделимую недвижимость только одному сыну. В то же время, в отличие от майората, родитель не был ограничен в выборе и мог передать имение тому сыну, которому пожелает. Остальные же должны «искать чинов», то есть переходить на государственную службу. Александр I вводил майораты в отношении имений, насчитывающих более 1000 душ крепостных крестьян.
Встречаются ли майораты сегодня? В некотором роде –да. Особенно когда имущество сопряжено с передачей титула. Здесь стоит помянуть еще об одном термине. Примогенитура – принцип наследования престола, титулов и связанного с этим имущества от отца к старшему сыну, рожденному в законном браке, исключая при этом младших сыновей, дочерей и иных родственников. Но есть и варианты. Например, когнатическая примогенитура (кастильская система престолонаследия). Когда женщина тоже может наследовать титул, но только в случае, если у неё нет братьев.
Один из ярких примеров – Каэтана.
Мария дель Росарио Каэтана Альфонса Виктория Евгения Франциска Фитц-Джеймс-Стюарт-и-Сильва, 18-я герцогиня Альба. Единственный ребенок своих родителей, потомок знатнейших родов Европы, а потому – обладательница самого большого числа титулов в мире (7 титулов герцогини, 23 маркизы и 19 графини). Крёстными Каэтаны были король и королева Испании. После смерти отца унаследовала титул герцогини и прилагавшийся к нему комплекс имущества, став крупнейшим частным землевладельцем Испании, собственницей замков, дворцов, загородных домов и земель по всей стране. Самый известный из них - дворец Лирия в Мадриде, где она родилась 28 марта 1926 года. Наиболее известной персоной рода Альба была дальняя прабабка Каэтаны, 13-я герцогиня Альба. В её состояние входили, помимо невероятного количества недвижимости по всей Испании, работы великих мастеров Гойи, Рембрандта и Веласкеса, первое издание «Дон Кихота» Сервантеса и письма, написанные Христофором Колумбом. Она также была музой художника Франсиско Гойи и, по слухам, стала героиней нескольких его шедевров, в том числе «Махи обнажённой», ныне находящейся в мадридской галерее Прадо.
В 2014 году после смерти Каэтаны титул герцога перешёл только к старшему сыну, который и унаследовал имущество стоимостью не менее 3,5 млрд евро. Остальные дети получили по скромному дворцу и некоторые суммы денег. Таким образом, майорат, а точнее – примогенитура, продолжает действовать в некоторых случаях.
Через некоторое время после вступления в наследство первенец Каэтаны, 19-й герцог Альба дал интервью, в котором рассказал о том, каким бременем является полученное им имущество. Ведь всю недвижимость и коллекцию приходится содержать в порядке, а это – существенные расходы. Для покрытия этих расходов он даже попытался продать часть реликвий, однако не смог этого сделать. Хотя предки его в XIX веке вынужденно продали такие шедевры как «Мадонна Альба» Рафаэля, «Маха обнаженная» Франсиско Гойи и «Венера перед зеркалом» Диего Веласкеса. Но даже с учётом этих потерь, коллекция Дома Альба включает сегодня библиотеку с дневниками и письмами Христофора Колумба, первым прижизненным изданием классического «Дон Кихота» Мигеля де Сервантеса 1605 года и так называемой «Библией Альба», первым испанским переводом Ветхого Завета. А также «Тайная вечеря» и портрет 3-го герцога Альба кисти Тициана, «Мадонна с младенцем» Перуджино, «Портрет Карла V и императрицы Изабеллы Португальской» и «Портрет Филиппа IV» Питера Пауля Рубенса, религиозные сюжеты Гвидо Рени, Эль Греко и Франсиско Сурбарана, портреты работы Антона Рафаэля Менгса, Веласкеса и Гойи.
Разве можно передавать такое наследие иначе, чем по принципу майората?
И всё же в эти радостные рождественские дни мы славим Первородного Сына, наследием которого являются не коллекции или земельные наделы, а Царствие Небесное, наследство нетленное, чистое, неувядаемое, хранящееся на небесах для вас. (1Пет.1:34)
Ещё больше наследственных историй - на ТГ-канале https://t.me/Anastasia_Poletaeva_Asnis