Найти в Дзене
Каморка музыканта

Рок по-русски: от подполья до стадионов

Оглавление

История жанра, рождённого в несвободе — но ставшего голосом целого народа

В СССР рок-музыка долгое время считалась враждебной — «буржуазным пережитком», «идеологической диверсией Запада» и даже угрозой духовным основам советского общества. Но, как часто бывает, именно то, что запрещено, привлекает сильнее всего. Так, в подвалах и на кухнях, вдали от концертных залов и телевизоров, в стране советов зародился уникальный жанр — русский рок.

Он вобрал в себя всё: поэзию, протест, философию, боль, веру, одиночество и надежду. Это была не просто музыка — это была форма существования, способ дышать, когда невозможно говорить.

Подполье и начало: 1960–1970-е

СССР, конец 60-х. За окном брежневское «застойное» спокойствие, но в квартирах московской и ленинградской интеллигенции уже звучат первые гитарные переборы, отдалённо напоминающие The Beatles. Пластинки западных групп достаются через дипломатические каналы, переписываются на «костях» — старых рентгеновских снимках, превращённых в грампластинки, буквально прокрученные сквозь кости.

Музыку переписывали на катушечные магнитофоны, копия за копией, с ухудшающимся звуком — но магия оставалась. Песни передавались из рук в руки, тексты — от руки на листах школьных тетрадей.

В это время появляются первыe пионеры русского рока:

«Машина Времени» Андрея Макаревича — одна из первых групп, спевших о личном, а не только о Родине. Их песни «Поворот» и «Свеча» стали гимнами позднесоветского человека.

«Воскресение» с их лирикой о смысле жизни, свободе и тоске, которые звучали невероятно дерзко в обществе «официального оптимизма».

«Аквариум» во главе с Борисом Гребенщиковым — смесь рок-н-ролла, регги, восточной философии и питерского декаданса.

Интересный факт: Первый альбом «Аквариума» был записан в квартире друга, в ванной комнате, обклеенной матрацами ради акустики. Гребенщикову приходилось прятать гитару, чтобы не потерять место работы — он был научным сотрудником.

1981 году — первого официального места, где рок-группы могли выступать легально (хотя под жёстким контролем Комитета по культуре и КГБ). Но это уже был прорыв.
1981 году — первого официального места, где рок-группы могли выступать легально (хотя под жёстким контролем Комитета по культуре и КГБ). Но это уже был прорыв.

С началом перестройки и легкого оттепельного дыхания при Горбачёве, рок начинает выходить из тени. Главным событием стало открытие Ленинградского рок-клуба.

На сцену выходят легенды, ставшие символами эпохи.

Кино и Виктор Цой — голос целого поколения. Его песни «Группа крови», «Перемен!», «Пачка сигарет» стали не только саундтреком конца СССР, но и его предвестником.

Наутилус Помпилиус — мрачный романтизм Урала, философские тексты Ильи Кормильцева, индустриальное звучание и пронзительный голос Бутусова.

Зоопарк и Майк Науменко — блюз, ирония, жизнь без прикрас. Его лирика — как дневник советского Леннона, только с портвейном в руке.

Алиса — идущая по лезвию между религией, протестом и мистикой. Константин Кинчев превращал концерты в почти культовые действа.

Ария — первые, кто принёс в Россию настоящий хэви-метал, по формату близкий к Iron Maiden, но со своими мифами и героями.

Интересный факт: Альбом «Группа крови» распространялся в СССР быстрее, чем большинство официальных записей «Мелодии». Его переписывали на кассеты, передавали в армии, на заводах и в институтах. В 1989 году «Кино» собирает стадион "Лужники", а Цой становится лицом времени.



III. Переход в 1990-е и новая искренность

После 1991 года и распада СССР рок оказался на перекрёстке. С одной стороны, он вышел на свободу — концерты, лейблы, студии, телеэфиры. С другой — потерял ауру подпольного героя. Когда за песню больше не могли уволить или посадить, изменилась и мотивация.

Но появилось новое поколение. Оно было не менее острым — просто другие темы.

ДДТ во главе с Юрием Шевчуком продолжили «говорить правду» — о Чечне, о власти, о вере. Его «Метель» и «Что такое осень» звучали как стихотворения эпохи, а «Осень» и «Родина» стали гимнами тревожной постсоветской души.

Сплин — голос 90-х и 2000-х. Александр Васильев вывел рок в сторону интровертной лирики, почти литературной.

Би-2 — сочетание киношности, депрессии и мелодизма. Их песни — это скорее романы, чем композиции.

Агата Кристи — темный романтизм, готическая эстетика, почти театральность. Их хиты «Сказочная тайга», «Как на войне», «Ковёр-вертолёт» — это и поэзия, и психоделика, и глубокий нерв.

А в 1999 году, на фоне попсы и шоу-бизнеса, ДДТ выпустили альбом "Метель августа", где каждая песня — политический или философский манифест. Он не попал в ротации, но стал культовым среди интеллектуалов и студентов.

-3

А что дальше?

В 2000-х казалось, что рок сдаёт позиции — на смену пришли поп-форматы, YouTube, новые тренды. Но на деле — он просто трансформировался. Группы из 90-х стали собирать залы снова, выпускаются новые альбомы, фестивали вроде "Нашествия" или "Чернозёма" собирают десятки тысяч.

Новый виток — появление «интеллектуальной сцены»: Пикник, Zemfira, Обе две, Аффинаж, Порнофильмы — они переносят философию русского рока в современные форматы.


А теперь расскажите:
кто ваш герой русского рока?

Цой, Шевчук, БГ, Сплин или, может быть, кто-то менее известный, но лично важный? Напишите в комментариях — давайте вспомним, как звучала наша история.