Найти в Дзене

"Не чистые на руку" репетиторы. Как педагог намеренно замедляет прогресс, чтобы клиент платил дольше

Разработано Freepik
Разработано Freepik

Есть такая тема, о которой говорить вроде бы не очень удобно, но молчать об этом тоже нельзя. Особенно когда работаешь с детьми, с родителями, с коллегами. Это тема тех, кого я для себя называю "не чистые на руку" репетиторы. Удивлены? Но такое тоже порой встречается. Вроде и педагог, и занятия проводит, и ребенок вроде даже что-то делает. Но время идет, деньги капают, а результата "кот наплакал". Не потому что ученик слабый, не потому что программа сложная, а потому что кому-то выгоднее держать клиента как можно дольше.

В образовании вообще всегда присутствует тонкая грань между моральным кодексом и жесткими рыночными реалиями. С одной стороны, репетитор – это профессия, в которой без внутренней этики, без честности, долго не продержишься. Все-таки мы не в магазине булочками торгуем, мы работаем с доверием, с детьми, с надеждами родителей. А с другой стороны – это рынок, где за каждый урок платят, и от каждого ученика зависит доход. И вот тут и возникает искушение. Особенно у начинающих репетиторов, которым страшно остаться без клиентов. Заманчиво создать видимость сложности. Ну мол, ребенок «не тянет», программа «требует дополнительной подготовки», да и вообще «поработаем еще пару месяцев, и все будет».

А потом пара месяцев превращается в полгода, полгода в год, и так далее. Родители платят, ученик привыкает что ему домашку помогают делать, вроде бы все заняты делом. Только знаний больше не становится. Прогресса как такового нет. Или он какой-то странный. То "бугор", то "яма". Вроде и задачи решаем, и темы проходили, но как будто бы ходим по кругу. От пятерки с тройки и обратно. Но все же почему так происходит? Сейчас постараемся объяснить.

Все очень просто. К сожалению, есть репетиторы, которые намеренно затягивают процесс. Не всегда из злого умысла, иногда из-за страха, неуверенности, банального желания подстраховаться деньгами. И вот тут мы приходим к важному вопросу: а как же нам такого "педагога" распознать?

Первый тревожный звоночек – это отсутствие внятного плана. Если на вопрос: "Чего мы хотим достичь и когда?" – вы получаете расплывчатый ответ в духе "ну, посмотрим, как пойдет", стоит задуматься. Конечно, все дети разные, и подход должен быть гибким. Но полное отсутствие конкретики, это уже повод насторожиться.

Второе, это постоянные "новые сложности". Особенно если ребенок раньше справлялся, а теперь вдруг якобы все – разучился. Причем «новые проблемы» появляются именно в тот момент, когда, казалось бы, пора выходить на новый уровень. Это может быть сигналом, что кто-то искусственно тормозит прогресс.

Еще один симптом, топтание на месте. Когда темы повторяются и повторяются, но без ощутимого продвижения. Или, например, ученик учит одно и то же правило третий месяц подряд, а вы не видите, чтобы он начал применять его на практике. Это не обучение, это какие-то «круги по воде».

Отдельная тема дополнительные услуги. "Обязательные" тетрадки, "необходимые" тесты за отдельную плату, какие-то волшебные методики, которые никто толком не объясняет, но за которые надо платить. Это все тоже тревожный сигнал. Не всегда, конечно, иногда это действительно нужно. Но если половина занятия уходит на обсуждение, что еще докупить, а вторая на разбор ошибок из прошлой недели, которые уже сто раз разбирали, то, скорее всего, вами манипулируют.

Дорогие читатели! Чтобы подобрать нужного вам репетитора и закрыть все пробелы в знаниях, вы можете оставить заявку на сайте: https://multitutor.ru/
Разработано Freepik
Разработано Freepik

Что делать в такой ситуации? Во-первых, требовать прозрачности. Попросите репетитора составить примерный план: какие темы будут, когда планируется выход на определенный уровень, какие есть контрольные точки. Это не значит, что все должно быть жестко по графику, но хоть какая-то структура должна быть.

Во-вторых, обязательно проверяйте динамику. Ученик должен развиваться, это видно даже без тестов: он стал несколько увереннее, быстрее решает, меньше ошибок, даже начинает сам объяснять темы. Ну и отметки в школе сами за все говорят. А если же все стоит на месте, спрашивайте, почему. И слушайте, что вам отвечают.

Никто не мешает проконсультироваться у другого специалиста. Хорошим решением, может быть, взять второе мнение. Один-два занятия с другим педагогом могут многое прояснить. Это не предательство, а забота о ребенке и вашем бюджете.

Да, еще важный момент. Это схема занятий. Если же вас упорно склоняют к так сказать без лимитным, бессрочным курсам, особенно без возможности внятно выйти из них, – тогда лучше уходите. Обучение – это не абонемент в спортзал, оно должно иметь цель и результат. А не "занимаемся, пока не надоест".

И вот тут я обращаюсь и к коллегам. Друзья, я понимаю, как бывает страшно остаться без учеников, особенно если ты только начал. Но по себе знаю: если строить свою работу честно, открыто, с уважением к родителям и ученику, клиенты остаются, приходят по рекомендации, и сарафанное радио работает лучше любой рекламы. Да, может, не сразу, но надолго. А вот если тянуть деньги и «водить за нос», в итоге – ни денег, ни репутации не останется, уж поверьте.

Родителям же я хочу сказать. Доверяйте, но все-таки проверяйте. Репетитор не должен быть недосягаемым гуру, который вещает с пьедестала. Это партнер, с которым у вас должна быть прямая, честная коммуникация. Если есть сомнения, говорите. Если что-то не устраивает, меняйте. Уж лучше потерять месяц, чем год и кучу нервов.

Не забывайте ставить лайки, подписываться на наш канал и наши паблики в соцсетях.

Наши контакты:

Мы в социальных сетях: