Фрэнсис Скотт Фицджеральд — американский писатель 1920–1940-х годов XX века. Кто-то знает о нём по его произведениям, кто-то — по понятиям «потерянное поколение» или «век джаза».
В июле совместно с книжным клубом «Pro-книги» мы читали его самый известный роман «Великий Гэтсби». Для подготовки ко встрече я решила изучить биографию Скотта и взяла в одной из городских библиотек книгу Александра Ливерганта из серии «Жизнь замечательных людей».
Из этой книги я узнала, что жизнь Фицджеральда была достаточно трагичной: полной тревог, зависимостей и лишений. Почему же один из самых известных и богатых писателей своего времени умер в нищете, а некогда близкие друзья даже не пришли на его похороны? В этой статье я общими мазками расскажу о трагичных фактах из жизни Фицджеральда, которые почерпнула из книги Александра Ливерганта.
Детство
Фрэнсис Скотт Фицджеральд родился 24 сентября 1896 года в семье Эдварда и Молли Фицджеральд в Сент-Поле (штат Миннесота). Его родители были полной противоположностью друг друга практически во всём: начиная от родословной и воспитания, заканчивая образом жизни.
Дед матери Скотта приехал в Америку из Ирландии и устроился скромным приказчиком в магазин готового платья. Со временем он доторговался до статуса оптового посредника — одного из самых богатых коммерсантов города. После его ранней смерти в наследство вдове достался четырёхэтажный дом и немалое по тем временам состояние — 300 тысяч долларов.
Про отца Скотта известно мало: американец из обычной семьи, и женитьба на обеспеченной ирландке была для него выгодной партией. Но, как я поняла из биографии писателя, отец не играл важной роли в его жизни.
А вот мать Скотта очень опекала и баловала сына, многое ему позволяла, одевала лучше, чем себя. Молли жила сыном, принимала близко к сердцу все его заботы и была в курсе всех дел. Сын часто уставал от её навязчивой опеки, а иногда испытывал неловкость.
Комплексы
Скотт страдал комплексом неполноценности и винил в этом несходство родителей: обеспеченная семья матери свысока смотрела на его отца. Однако то, как его воспитывали в детстве, отразилось и на других качествах его личности.
«Избалованность породила в Фицджеральде суетность, изнеженность, самовлюблённость. Стремление к успеху любой ценой, повышенную ранимость, преклонение перед сильными и успешными».
У меня сложилось впечатление, что Скотт словно застрял в своём детстве и всё время стремился вернуться в то время, когда был самым лучшим, самым успешным ребёнком, которому позволялось всё, что захочется. Его хвалили, гладили по голове, и там было безопасно. Но жизнь шла своим чередом, он взрослел и не смог вовремя перестроиться и остановиться.
Первый успех
Известность и путь в мир литературы Скотт получил благодаря своему роману «По эту сторону рая». Этот роман принёс ему не только известность, но свадьбу с любимой женщиной.
Фицджеральд начал писать «По эту сторону рая» ещё в Принстоне, но многократно переписывал рукопись. В 1918 году на танцах в местном клубе Скотт познакомился с Зельдой Сэйр, влюбился в неё и сделал предложение. Однако Зельда разорвала помолвку, поскольку Скотт был беден и не мог обеспечить тот уровень жизни, к которому она привыкла.
Отчаявшись, Фицджеральд вновь переработал роман, и в 1919 году издательство согласилось его опубликовать. В 1920 году роман вышел в свет, и в том же году пара обвенчалась в нью-йоркском соборе Святого Патрика. Свадьбу отпраздновали в одном из самых дорогих ресторанов, и теперь Зельде не нужно было беспокоиться о том, что ей и Скотту придётся вести «жалкое, бесцветное существование».
Семейная жизнь
Прожигать свою жизнь мистер и миссис Фицджеральд начали с первых дней совместной жизни. Разгульную жизнь молодожёнов Фицджеральд очень красочно описал в своём романе «Великий Гэтсби». Если вы смотрели одноимённый фильм База Лурмана 2013 года, то точно сможете представить, с каким размахом пара устраивала вечеринки.
Зельда и Скотт часто становились предметом светской хроники: там были и купания в фонтане, и утопленные в реке машины, и езда на крыше такси, а также пьяные драки, из-за которых Скотт лишился членства в принстонском клубе «Коттедж», в который так стремился попасть, будучи студентом. В квартирах, номерах и коттеджах, которые они снимали, творился кавардак и разгром. Зельда, выпив лишнего, часто задавала тон этому беспорядочному стилю жизни — жизни без оглядки.
В первые годы совместной жизни пара купалась в деньгах. Причём инициатива тратить деньги принадлежала Зельде — она придумывала развлечения, и деньги утекали как вода.
При этом у Скотта была одна особенность: он пьянел даже от небольших доз алкоголя, а когда напивался, становился взбалмошным, приставучим, а иногда даже агрессивным.
26 октября 1921 года у пары родилась дочь, которую назвали в честь отца — Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Родители будут называть её Скотти. Но даже рождение малыша в их семье не остановило Зельду и Скотта от безудержных вечеринок до утра.
Болезнь Зельды
Друзья давно заметили, что с Зельдой что-то не так. Она часто говорила невпопад или после приёма алкоголя застывала, смотрела в одну точку и нервно кусала губы. Или, наоборот, могла ни с того ни с сего встать из-за стола, задрать юбку и начать танцевать. Часто прилюдно устраивала Скотту скандалы и истерики.
Супруги начали ссориться каждый день практически по любому поводу и никогда не мирились до конца. Зельда могла в истерике собрать чемодан, выбежать с ним на улицу, а потом снова вернуться домой. При этом, несмотря на постоянные ссоры и состояние Зельды, супруги продолжали посещать вечеринки и употреблять алкоголь.
Ситуация усугублялась, Зельде становилось всё хуже. Находясь в состоянии нервной истерии, она принимала лекарства, в том числе морфий. После нескольких попыток покончить с собой Зельда попала в психиатрическую клинику, где 5 июня 1930 года ей поставили диагноз — шизофрения.
С этого момента Зельда практически не возвращалась домой и до конца своих дней проживала в различных лечебницах. Она пережила Скотта на 7 лет и умерла от пожара в одной из психиатрических больниц. Её палата располагалась на верхнем этаже, и её не успели эвакуировать.
Последние годы жизни
Скотт Фицджеральд умер в 1940 году от повторного инфаркта в возрасте 44 лет. В то время он состоял в отношениях с Шейлой Грэм, однако во время запоев становился агрессивным и даже жестоким. Однажды, приревновав её, он написал на обратной стороне её фотографии: «Портрет проститутки». Эту фотографию Шейла обнаружила в ящике его письменного стола после его смерти.
К концу жизни Скотт жил практически в нищете, и похороны прошли более чем скромно. Как и в романе «Великий Гэтсби», на его похороны пришло очень мало людей, ведь в течение жизни он особо никем не дорожил. Среди отсутствовавших были некогда близкие друзья: Эрнест Хемингуэй, Джон Пил Бишоп и Эдмунд Уилсон. Зельду не отпустили из лечебницы, а Шейлу не пустила Скотти.
Роман «Великий Гэтсби» был написан Фицджеральдом за 15 лет до его смерти, но сцена похорон Гэтсби оказалась пророческой. Примечательно, что этого персонажа автор писал с себя.
«Потерянное поколение»
Фицджеральд относится к писателям «потерянного поколения», как и Эрнест Хемингуэй, Эрих Мария Ремарк и Томас Вулф. Это поколение писателей, родившихся до Первой мировой войны. Характерной чертой этого поколения стало то, что многие его представители не смогли после войны адаптироваться к мирной жизни: спивались, сходили с ума, кончали жизнь самоубийством.
Через 24 года после смерти Скотта Хемингуэй напишет свой автобиографический рассказ «Праздник, который всегда с тобой», в котором расскажет о знакомстве с Фицджеральдами в Париже. В том числе там будет описано знакомство Эрнеста с Гертрудой Стайн, и именно она в этом рассказе назвала их поколение «потерянным»:
«Вся молодёжь, побывавшая на войне. Вы — потерянное поколение.
— Вы так думаете? — спросил я.
— Да, да, — настаивала она. — У вас ни к чему нет уважения. Вы все сопьётесь…»
Подписывайтесь на мой телеграм-канал — там ещё больше заметок про книги и не только!