Добрый день всем читателям!
Приветствую моих преданных подписчиков и всех, кто впервые зашёл на мой канал.
Сегодня я расскажу о городе Северодвинске, который находится недалеко от моего любимого Архангельска, города Русского севера на берегу Белого моря в устье Северной Двины – реки моего детства.
Вначале, небольшое вступление. Моя мама родилась в Архангельской области, в деревне на реке Нюме, впадающей в Северную Двину. В детстве каждое лето я ездила в деревню к бабушке и дедушке. Из Архангельска ходил теплоход по Северной Двине, до нашей пристани мы плыли почти сутки. И морской вокзал Архангельска, и большой белый теплоход, и широкая, суровая Двина, и пристани с такими родными названиями, и бабушка с дедушкой – всё это всплывает в моей памяти – какое было счастье! Теплоходов было 4, и я помню их названия: Неман, Индигирка, Олёкма и Пинега. А названия пристаней, интересные, необычные, милые сердцу, свои: Рочегда, Конецгорье, Усть-Ваеньга, Усть-Морж, Емецк–Луг, Усть–Пинега и моя пристань Сельцо. Я люблю эти места, я люблю Русский Север, я люблю людей, живущих там, это моя жизнь, моё детство, моя радость – я люблю сюда возвращаться! Много раз я была в Архангельске, отсюда начиналась дорога к дому моих предков. Я люблю Архангельск, мне здесь хорошо. А вот в Северодвинске бывать не приходилось, т.к. в пору моего детства это был закрытый город. Он был закрытым из-за работающих здесь заводов по производству атомных подводных лодок. Сейчас россияне могут в любое время свободно приехать в бывший ЗАТО, а вот иностранцам до сих пор нужно оформлять пропуск. О Северодвинске говорили все, все хотели здесь работать и жить, город представлялся неким Эльдорадо, золотым дном.
Интересно, Северодвинск официально отнесён к Крайнему Северу, тогда как Архангельск лишь приравнен (при практически одинаковом климате): поэтому во многих отраслях зарплаты в Северодвинске выше, чем в областном центре.
И вот город стал открытым, приезжай кто хочешь! Я хочу, да ещё и Вася бывает часто здесь в командировках. Я была в Северодвинске первый раз лет 15 назад, с тех пор приезжала к нему ещё несколько раз и последний раз - в этом году. За все эти годы я смотрела, как изменяется город, что появляется нового.
Сначала небольшой экскурс в историю. В марте 1936 года Правительственная комиссия определила площадку для строительства новой, самой мощной, верфи – территорию в районе Никольского устья реки Северная Двина. Единственным капитальным строением на болотистом берегу залива был заброшенный Николо-Корельский монастырь – каменные строения XVII века.
Впервые монастырь упомянут в Двинской летописи 1419 года. В 1553 году к его причалу пристал корабль английского мореплавателя Ричарда Ченслера. И вплоть до возникновения города Архангельска (1584 г.) у стен Николо-Корельского монастыря действовал первый торговый порт России. К началу XX века древняя обитель утратила былое величие, а после 1917 года из монастыря были вывезены все культурные ценности.
Первые бригады строителей прибыли в Никольское устье на пароходе «Иван Каляев» в июле 1936 года. За четыре месяца была построена железная дорога до Архангельска, быстрыми темпами началось строительство эллингов завода, жилых домов и социальных объектов. Рабочий поселок получил название Судострой. В 1938 году поселок был преобразован в город Молотовск, в 1957 году переименован в Северодвинск.
В 1939 году на заводе № 402 (с 1959 года – Севмаш) был заложен первый корабль – линкор «Советская Белоруссия». В годы Великой Отечественной войны кораблестроительная программа была приостановлена. Предприятие обеспечивало боеспособность кораблей Северного флота, ремонт иностранных транспортов, участвующих в Северных конвоях.
В первые послевоенные годы завод № 402 продолжил строительство кораблей для ВМФ СССР. Основным профилем предприятия стала постройка подводных лодок. В 1955 году заводу было поручено важное государственное задание – создание первой отечественной подводной лодки с ядерной энергетической установкой. Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» была передана в опытную эксплуатацию в 1958 году, а Северодвинск стал центром атомного подводного кораблестроения страны. К настоящему времени здесь построено 128 атомных подводных лодок – больше, чем на любой другой верфи мира. Выполняя программу создания атомного подводного флота, Северодвинск до 1992 года имел статус ЗАТО. Пережив упадок и экономическую депрессию 90-х, местные градообразующие предприятия каким-то чудом смогли удержаться на плаву, поэтому звание «города корабелов» за Северодвинском пока остается. Впрочем, сегодня в нем занимаются не столько строительством кораблей, сколько конструированием и испытаниями атомных подводных лодок («Севмаш»), а также их починкой (Центр судоремонта «Звездочка»).
Итак, прилетела я в Архангельск, аэропорт Талаги.
Когда-то в детстве аэропорт Архангельска мне казался большим и красивым. Сейчас после Питерского аэропорт в Архангельске кажется маленьким, но при этом малолюдным и уютным. С аэропорта на рейсовом автобусе №12 еду в центр Архангельска.
Я люблю Архангельск, город моего беззаботного детства. Я обязательно расскажу в следующих очерках об этом городе. Но сейчас я просто выхожу на набережную, я хочу вдохнуть воздух Северной Двины, увидеть бесконечные просторы, услышать крик чаек и почувствовать себя как в детстве - счастливой.
В Северодвинск отходят автобусы и маршрутки от морвокзала (местные его так и зовут) и ж/д вокзала Архангельска. Возвращаясь в детство, я помню морвокзал оживлённым, шумным, вкусно пахнущим шаньгами, ярким и большим. Сейчас вокзал закрыт, он не нужен, теплоходы по Двине давно не ходят, подозреваю, что его снесут. А когда-то это был символ Архангельска! Но, время идёт, ничего не поделаешь. Зато здесь появился храм необычайно красивый – Собор Михаила Архангела.
А вот автобусы в Северодвинск ходили от морвокзала и много лет назад. Автобус идёт около одного часа и вот на центральной площади Северодвинска я встречаюсь с Васей!
На улице холодно, ветер пробирает «до костей», и мы заходим в кофейню. В Северодвинске, как и везде в стране открылось много уютных пекарен и кофеен. Тепло, народу мало, вкусный кофе и замечательные пирожные – Северодвинск, я тебя уже люблю!
На следующий день гуляю по городу. Когда-то в городе было много красивых деревянных домов, таких домов строилось множество по всей стране. Но в Северодвинске эти двухэтажные дома имели своё очарование, - они были с балкончиками и эркерами, не похожие друг на друга. Сейчас таких деревянных построек почти не осталось, на их месте появились современные, красивые дома. Но мне жаль, что уходит в прошлое такая советская деревянная архитектура...
Конечно, деревянный Северодвинск останется в памяти только на фотографиях, а мне нравится и город сталинской архитектуры. Гулять по этим улицам одно удовольствие – невысокие дома, много зелени, уютно, чисто, светло.
Когда-то город проектировали ленинградские архитекторы, улицы здесь перпендикулярные друг другу, образуют квадраты, заблудиться невозможно. В архитектуре Северодвинска эпохи сменяют друг друга, и за деревянными и каменными районами начинаются районы пятиэтажек. а за пятиэтажками - современные кварталы.
Конечно, быть здесь летом удовольствие, а вот зимы здесь холодные, ветреные, промозглые и очень долгие. И всё-таки лето, это лето и в Северодвинске. Выйти на берег Белого моря можно на острове Ягры. Ягры это район Северодвинска, расположен на острове размером 9 км в длину и 2 в ширину. Интересное название острова – Ягры. Российский учёный Иосиф Христианович Гамель серьёзно полагал, что остров Ягры обязан происхождением своего названия обыкновенному якорю, который сбрасывали у его берегов английские купцы. По логике учёного, в названии острова произошли следующие трансформации: Якорь - Якорный - Ягорный - Ягры. Правда, другие учёные придерживаются иного мнения, видя в названии острова отголоски онежского наречия, где "ягра" - участок суши, периодически затапливаемый водами моря во время прилива.
Побережье острова Ягры является одним из самых популярных мест отдыха для жителей Северодвинска и Архангельска. Здесь тёплое (иногда) и неглубокое море, мелкий песочек, дюны и уникальный сосновый бор выходящий прямо к морю. Северодвинцы иногда шутят: «Зачем нам Гагры, если есть Ягры!». Будучи в Северодвинске на Ягры надо приехать обязательно. Автобусы из центра города ходят сюда каждые 5 минут. Ехать всего 15-20 минут и вы на Белом море!
Здесь есть набережная, которая названа в честь Александра Федоровича Зрячева, директора машиностроительного предприятия «Звёздочка» в период с 1972 по 1992 годы.
Набережная с каждым годом становится лучше и благоустроенной. Есть скамейки, дорожки, спортивный уголок, бесплатный туалет, кафе, цветы и много-много шиповника. В 1553 году к острову пристал корабль английского мореплавателя Ричарда Ченслера, который искал путь в Китай, а попал в Россию. Во время плавания на острове цвел шиповник, и с воды казалось, что это розовый остров. Так Ченслер его и назвал. Шиповник стал символом острова и города: на гербе Северодвинска изображён шиповник, стилизованный под винт подводной лодки.
Белое море, это северное море, оно холодное, но бывают года, когда здесь жарко и тогда весь город находится на пляже. Мне повезло, несколько лет назад было жаркое лето, и я купалась в Белом море.
А море действительно белое, вода светлая, ночи светлые, горизонт сливается с водой. Какие у нас места в России, какая красота! Шикарные закаты в Белом море! Невероятно широкие приливы и отливы! Какой плотный как асфальт песок! И какие дали, и просторы! Эх, пишу и слышу опять шум волн, крик чаек и дышу, дышу морем!
Ягры лучшее место в городе для отдыха, но есть и другие красивые парки и скверы. В центре города благоустроен сквер, который назвали Парк поколений.
Театральное озеро в Северодвинске находится в самом центре города и называется так потому, что расположено за городским драматическим театром. Это озеро искусственного происхождения, раньше называлось просто котлованом - при строительстве города отсюда брали песок для засыпки болота, так и образовался этот водоем. А после того, как здесь построили Драматический театр, котлован назвали Театральным озером, так оно и обозначается теперь на городской карте.
И ещё одно замечательное место, которое я открыла только в этом году — это Приморский парк. Этот парк появился совсем недавно. Приморский парк расположен на берегу залива Параниха и отделен от густонаселенных кварталов города бульваром Строителей. В непосредственной близости от Приморского парка находятся жилые дома, магазины, детские сады, кафе, остановка городского автобуса. С удовольствием прогулялась - есть скамейки, беседки, детская площадка, концертная эстрада, беседки и кафе, где можно выпить вкусный кофе. Единственный минус – здесь нет пляжа, но вид на залив замечательный, да и куда же без чаек!
В Северодвинске живут замечательные, талантливые, работящие люди. В 90-е годы Вася, будучи в командировке в Северодвинске услышал слова, которые стали девизом и для Васи, и для всей нашей семьи. Когда всё рушилось, месяцами не платили зарплату, нечем было кормить семью мужики работали, строили корабли и подводные лодки – «А кто если не мы?». Вот так сохраняли подводный флот России, гордятся тем, что построили самое большое количество субмарин в мире. Подводные силы РФ – лучшая часть военно-морского флота. Ни одна поистине великая держава, проводящая суверенную независимую глобальную политику, не может существовать без морской мощи.
И, напоследок, ещё несколько фоток.
P.S. Надеюсь, что вам было интересно. В интернете много плохих отзывов о городе, но у каждого своё видение и свои впечатления. Я люблю Русский Север, мне здесь хорошо! И Северодвинск хороший город, где живут хорошие люди.
Я желаю Северодвинску дальнейшего благоустройства, всем его жителям благополучия и всем нам мирного неба!
P.P.S. Следующий рассказ будет о путешествии из Северодвинска до Санкт-Петербурга через города Онега, Каргополь, Вытегра, Лодейное Поле и Прионежские деревни. До новой встречи!