Найти в Дзене
Русская и мировая живопись

Художник Александр Маковский: наследие семьи и собственный почерк

Александр Владимирович Маковский (1869–1924) — русский живописец из знаменитой дворянской семьи Маковских.

Маковский Владимир Егорович (1846-1920)Портрет А.В. Маковского, 1895, холст, масло,127 x 81 см, Третьяковская галерея, МоскваВладимир Маковский представил сына в привычной для художника обстановке – его мастерской. На мольберте подготовленные для работы холсты, аккуратно сложенные кисти, они ждут прикосновения к палитре, а сам художник изображен не в рабочей одежде, а в строгом костюме, словно готовясь принять гостей. Собранность, сосредоточенность молодого человека подчеркнуты сдержанной красочной гаммой, основанной на сочетании черного и белого цветов. Но в том, как художник пишет сына, чувствуется безмерное уважение отца к его личности и творчеству. Можно предположить, что портрет написан в связи с завершением учебы в Академии художеств у Репина и получением звания художника. На портрете Александру 26 лет и его жизнь еще впереди, он оставит большое и интересное творческое наследие (ист.: ГТГ).
Маковский Владимир Егорович (1846-1920)Портрет А.В. Маковского, 1895, холст, масло,127 x 81 см, Третьяковская галерея, МоскваВладимир Маковский представил сына в привычной для художника обстановке – его мастерской. На мольберте подготовленные для работы холсты, аккуратно сложенные кисти, они ждут прикосновения к палитре, а сам художник изображен не в рабочей одежде, а в строгом костюме, словно готовясь принять гостей. Собранность, сосредоточенность молодого человека подчеркнуты сдержанной красочной гаммой, основанной на сочетании черного и белого цветов. Но в том, как художник пишет сына, чувствуется безмерное уважение отца к его личности и творчеству. Можно предположить, что портрет написан в связи с завершением учебы в Академии художеств у Репина и получением звания художника. На портрете Александру 26 лет и его жизнь еще впереди, он оставит большое и интересное творческое наследие (ист.: ГТГ).

Родившийся в богато одаренной талантами семье Маковских Александр рос в атмосфере творчества, любви к искусству в самых разных его проявлениях. Живопись отца и его знаменитого брата Константина, посещение итальянской оперы и балета, коллекция рисунков и гравюр его деда Егора Ивановича – все располагало к тому, чтобы и Александр стал художником, а главное – широко образованной личностью.

А.В.Маковский: На пасеке. 1916
А.В.Маковский: На пасеке. 1916

Александр Владимирович Маковский: Жатва, 1896 Национальный музей в Варшаве
Александр Владимирович Маковский: Жатва, 1896 Национальный музей в Варшаве

А.В.Маковский: Сельский пейзаж. Конец XIX-начало XX вв. Холст, масло. 50 x 60 см. Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник
А.В.Маковский: Сельский пейзаж. Конец XIX-начало XX вв. Холст, масло. 50 x 60 см. Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник

Как только стало ясно, что маленький Саша обладает талантом к живописи, для занятий с ним пригласили лучших учителей.

Александр Владимирович Маковский:  Надоела. 1897 Холст, масло. Одесский художественный музей
Александр Владимирович Маковский: Надоела. 1897 Холст, масло. Одесский художественный музей

Позже Александр поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где учился у В. Д. Поленова, И. М. Прянишникова и своего отца Владимира Егоровича Маковского. Отец не делал сыну поблажек и относился к нему на занятиях как к любому другому ученику, строго следуя педагогическим принципам.

А.В.Маковский: «Крестный ход на Флора и Лавра», (1921-1923), холст, масло — Государственный музей истории религии.
А.В.Маковский: «Крестный ход на Флора и Лавра», (1921-1923), холст, масло — Государственный музей истории религии.

Вскоре стало очевидно, что талант Александра ничуть не уступал таланту его отца и знаменитого дяди, Константина Егоровича Маковского, бывшего в то время самым высокооплачиваемым художником России и зарабатывавшего поистине большие деньги. В училище Александр несколько раз был удостоен серебряных медалей, и нет сомнений, что это произошло не по протекции отца.

А.В.Маковский: Чаёвничающие, 1916
А.В.Маковский: Чаёвничающие, 1916

Затем он продолжил обучение в Париже у реалиста Фернана Кормона, основавшего собственную частную художественную школу, из стен которой вышло множество прекрасных художников, включая Тулуз-Лотрека, Борисова-Мусатова, Рериха и других. А венчало художественное образование молодого художника обучение в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге у Ильи Ефимовича Репина.

А.В.Маковский: На пруду
А.В.Маковский: На пруду

А.В.Маковский: Базарный день в приволжском городе
А.В.Маковский: Базарный день в приволжском городе

Неудивительно, что при таких связях, таланте, знаниях и родне дальнейший жизненный путь Александра напоминал гладкую дорогу к успеху. Он писал картины, открыл собственную частную художественную школу, вступил в Товарищество передвижных художественных выставок (передвижников). Однако к тому времени – концу XIX – началу XX века – передвижники уже начали сходить со сцены, их живопись казалась устаревшей, а приёмы – избитыми.

А.В.Маковский: Деревенская сценка
А.В.Маковский: Деревенская сценка

А.В.Маковский: Интерьер (?), 1905
А.В.Маковский: Интерьер (?), 1905

А.В.Маковский: Танцующий журавль
А.В.Маковский: Танцующий журавль

Выставки ещё привлекали публику в провинции, но в столицах искушённая публика больше интересовалась модерном и авангардом. Тем не менее Александр Маковский не умел и не хотел писать по-новому. Но его творчество и знания всегда были востребованы: он стал академиком живописи и возглавил учебную художественную мастерскую при Петербургской Академии художеств.

А.В.Маковский: «Император Николай II в форме Его Императорского Величества Лейб-Гвардии Гусарского полка», (1907), холст, масло — Государственный Русский музей.
А.В.Маковский: «Император Николай II в форме Его Императорского Величества Лейб-Гвардии Гусарского полка», (1907), холст, масло — Государственный Русский музей.

А.В.Маковский: Портрет императрицы Александры Федоровны, 1914, Государственный Исторический музей
А.В.Маковский: Портрет императрицы Александры Федоровны, 1914, Государственный Исторический музей

Маковский охотно писал пейзажи, портреты и жанровые сцены. Но если в портретах он часто изображал членов династии Романовых, то в жанровых сценах отдавал предпочтение простым людям: рабочим, крестьянам, ремесленникам, запечатлевая самые обыденные, но очень точные сцены, свидетелем которых он сам становился.

А.В.Маковский: Новая обязанность, 1916
А.В.Маковский: Новая обязанность, 1916

А.В.Маковский: «Плёс», (1918), холст, масло — частное собрание.
А.В.Маковский: «Плёс», (1918), холст, масло — частное собрание.

А.В Маковский: Прачки на берегу реки, 1922
А.В Маковский: Прачки на берегу реки, 1922

Творчество Александра Маковского – не о страданиях униженных и оскорблённых, а о взгляде прохожего, который не прочь ненадолго остановиться и полюбоваться заинтересовавшей его сценкой, но он вряд ли станет в ней активно участвовать.

А.В.Маковский: «Перевоз на Волге», (1918), холст, масло — Государственный Литературный музей
А.В.Маковский: «Перевоз на Волге», (1918), холст, масло — Государственный Литературный музей

А.В.Маковский: Летний день
А.В.Маковский: Летний день

А.В.Маковский: Над рекой
А.В.Маковский: Над рекой

Помимо жанровых сцен, Маковский любил писать самые разные пейзажи, часто изображая величественные храмы и монастыри, находившиеся в поразительной гармонии с окружающей природой, словно созданные не человеком, а волей Божией.

Александр Владимирович Маковский Пасхальный стол, 1915, х.м.Тверская картинная галерея
Александр Владимирович Маковский Пасхальный стол, 1915, х.м.Тверская картинная галерея

А.В.Маковский:  Пейзаж с церковью, (1900), холст, масло — частное собрание.
А.В.Маковский: Пейзаж с церковью, (1900), холст, масло — частное собрание.

А.В.Маковский:Симонов монастырь
А.В.Маковский:Симонов монастырь

В поисках красивых видов он много путешествовал по России, побывал на Соловецких островах. Под впечатлением от увиденного там художник создал несколько замечательных картин с видами знаменитой местной обители.

А.В.Маковский: Соловецкий монастырь
А.В.Маковский: Соловецкий монастырь

А.В.Маковский: Женский портрет,  1921
А.В.Маковский: Женский портрет, 1921

Маковский не приветствовал революцию 1917 года, однако остался в России, пережил разруху и Гражданскую войну и умер в 1924 году.

🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.