Александр Владимирович Маковский (1869–1924) — русский живописец из знаменитой дворянской семьи Маковских.
Родившийся в богато одаренной талантами семье Маковских Александр рос в атмосфере творчества, любви к искусству в самых разных его проявлениях. Живопись отца и его знаменитого брата Константина, посещение итальянской оперы и балета, коллекция рисунков и гравюр его деда Егора Ивановича – все располагало к тому, чтобы и Александр стал художником, а главное – широко образованной личностью.
Как только стало ясно, что маленький Саша обладает талантом к живописи, для занятий с ним пригласили лучших учителей.
Позже Александр поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где учился у В. Д. Поленова, И. М. Прянишникова и своего отца Владимира Егоровича Маковского. Отец не делал сыну поблажек и относился к нему на занятиях как к любому другому ученику, строго следуя педагогическим принципам.
Вскоре стало очевидно, что талант Александра ничуть не уступал таланту его отца и знаменитого дяди, Константина Егоровича Маковского, бывшего в то время самым высокооплачиваемым художником России и зарабатывавшего поистине большие деньги. В училище Александр несколько раз был удостоен серебряных медалей, и нет сомнений, что это произошло не по протекции отца.
Затем он продолжил обучение в Париже у реалиста Фернана Кормона, основавшего собственную частную художественную школу, из стен которой вышло множество прекрасных художников, включая Тулуз-Лотрека, Борисова-Мусатова, Рериха и других. А венчало художественное образование молодого художника обучение в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге у Ильи Ефимовича Репина.
Неудивительно, что при таких связях, таланте, знаниях и родне дальнейший жизненный путь Александра напоминал гладкую дорогу к успеху. Он писал картины, открыл собственную частную художественную школу, вступил в Товарищество передвижных художественных выставок (передвижников). Однако к тому времени – концу XIX – началу XX века – передвижники уже начали сходить со сцены, их живопись казалась устаревшей, а приёмы – избитыми.
Выставки ещё привлекали публику в провинции, но в столицах искушённая публика больше интересовалась модерном и авангардом. Тем не менее Александр Маковский не умел и не хотел писать по-новому. Но его творчество и знания всегда были востребованы: он стал академиком живописи и возглавил учебную художественную мастерскую при Петербургской Академии художеств.
Маковский охотно писал пейзажи, портреты и жанровые сцены. Но если в портретах он часто изображал членов династии Романовых, то в жанровых сценах отдавал предпочтение простым людям: рабочим, крестьянам, ремесленникам, запечатлевая самые обыденные, но очень точные сцены, свидетелем которых он сам становился.
Творчество Александра Маковского – не о страданиях униженных и оскорблённых, а о взгляде прохожего, который не прочь ненадолго остановиться и полюбоваться заинтересовавшей его сценкой, но он вряд ли станет в ней активно участвовать.
Помимо жанровых сцен, Маковский любил писать самые разные пейзажи, часто изображая величественные храмы и монастыри, находившиеся в поразительной гармонии с окружающей природой, словно созданные не человеком, а волей Божией.
В поисках красивых видов он много путешествовал по России, побывал на Соловецких островах. Под впечатлением от увиденного там художник создал несколько замечательных картин с видами знаменитой местной обители.
Маковский не приветствовал революцию 1917 года, однако остался в России, пережил разруху и Гражданскую войну и умер в 1924 году.
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.