Вспомним ленинградского артиста Павла Кадочникова, народного артиста СССР, 29 июля был его день рождения – 110-летие.
Любимый многими поколениями актер сыграл более чем в ста фильмах, среди которых «Подвиг разведчика» (майор Алексей Федотов), «Повесть о настоящем человеке» (летчик Алексей Мересьев), «Снегурочка» (царь Берендей), «Сибириада» (Вечный Дед). Кстати, Кадочников, живший на Каменноостровском проспекте напротив памятника Максиму Горькому, играл пролетарского писателя в фильмах «Яков Свердлов» и «Педагогическая поэма».
Как пишут сегодня в соцсетях зрители: «Хорошо играл Кадочников - и мерзавца, и порядочного человека. Актер с душой и глубиной, талант!!»
Книга «Жизнь как вспышка»
В Петербурге живет внучка артиста Наталия Кадочникова – актриса театра и кино, руководитель творческой мастерской «Династия» имени Павла Кадочникова. Ей было 12 лет, когда умер отец – актер Петр Кадочников, сын Павла Кадочникова и актрисы Розалии Котович. Воспитали девочку бабушка и дедушка.
Павел Петрович Кадочников ушел из жизни в 1988 году, в то время Наташа заканчивала первый курс Ленинградского театрального института (ЛГИТМиКа). Позже она написала книгу о своем знаменитом дедушке - «Жизнь как вспышка».
- Моя книга – это не мемуары, сочинять их мне еще рановато, хотя уже стала бабушкой, - рассказала Наталия Кадочникова. - Книгу я начала писать еще когда училась в театральном институте, больше тридцати лет назад, писала много лет. Она складывалась из детских воспоминаний. Конечно, в процессе взросления и вхождения в театральную и киношную профессию менялись мои взгляды на какие-то события, что-то переосмысливалось. Всегда кажется, что папа с мамой, бабушка с дедушкой вечно будут рядом, и я еще успею поговорить, что-то узнать, записать какие-то рецепты. Но не успеваешь спросить, сказать, признаться в любви – близкий человек внезапно уходит из жизни. Эта книга – мое признание в любви людям, которые меня воспитали, помогли сохранить важные в жизни ценности. Это память о Павле Петровиче, о всей семье, о тех людях, которые были рядом.
Рассказы о том, как проходили съемки фильмов «Неоконченная пьеса для механического пианино» Никиты Михалкова, «Сюда не залетали чайки» Булата Мансурова. Включены воспоминания самого Павла Кадочникова… Например, о том, как он снимался в Алма-Ате у Сергея Эйзенштейна в «Иване Грозном» вместе с Николаем Черкасовым, игравшем царя Всея Руси. Есть рассказ о том, как рождался фильм «Серебряные струны».
По словам Наталии Кадочниковой, это «лебединая песня» ее дедушки. Идею снять картину о Василии Андрееве, создателе первого в России оркестра народных инструментов, он вынашивал всю жизнь, написал сценарий и снял вместе с Олегом Дашкевичем в 1987 году. Сыграл там сам, а также его жена, внучки Наташа и Юля.
Из нашего интервью
- Павел Петрович находил время на общение с внучкой?
- Дедуля часто брал меня с собой в экспедиции. Там же большие перерывы бывают, и мы могли общаться.
В моей записной книжке (ее вела 11-12-летняя девчонка) есть тетя Света Крючкова, дядя Юра Богатырев, дядя Паша Лебешев… Это моя жизнь. Тогда я смотрела на них не как на великих актеров, режиссеров, операторов, а как на друзей моих родителей. С ними было интересно, они уделяли время нам, детям, несмотря на свою занятость.
- Где вы с ним побывали?
- По всей стране! Сибирь, Урал, юг, Украина, огромное количество городов, не перечислить.
- О чем он рассказывал?
- Обо всем. О жизни, об искусстве, о театре, о своих переживаниях, прочитанных книгах, рецепты вкусных блюд давал…
- Говорят, Павел Петрович моржеванием занимался?
- Да, для поддержания здоровья. Рассказывал, что это у него еще в молодости на Урале началось. Всегда, сколько помню, утром ему надо было обязательно окунуться в холодную воду, как кому-то – начать день с чашечки кофе. Когда ему уже тяжело было ходить к проруби у Петропавловской крепости, он наливал ледяную воду в ванну, обливался…
Дома, с семьей
В 1935 году Павел Кадочников и Розалия Котович играли вместе в спектакле Ленинградского «Нового ТЮЗа» «Снегурочка» по пьесе А. Островского: он – Леля, она – Купаву. Актеры поженились и прожили 53 года, до самой смерти Павла Петровича. Их единственный сын Петр погиб на отдыхе в 1981 году, упав с дерева.
- Дедушка заменил мне отца. До моих 13 лет мы жили вместе. А когда погиб папа, дедуля помог нам с мамой и сестрой получить квартиру (у взрослых были конфликты), но я захотела жить с бабушкой и дедушкой.
- Мне часто задают вопрос: «А каким Павел Петрович был дома? Какие у него были отношения с женой?».
Когда я болела, то лежала на их кровати, на нее клали доску, и на ней мы собирали мозаику из пуговиц. Вспоминаю, как мы на выставки ходили, в музеи, на рыбалку, на охоту, за грибами… Как на Новый год дедуля переодевался в Деда Мороза…
Дедушка был бесконечно добрым, на нем все ездили. Но как он мог вспылить, если я, вредный подросток, нахамила бабушке! Просто сатанел, кричал страшным голосом: «Наташа, иди сюда! Это что такое? Чтобы я этого больше не слышал!» И кулаком по столу – у нас в прихожей стоял небольшой журнальный стол со стеклянной столешницей. И каждый раз стекло – вдребезги. Бабушка убирает, ставит новое стекло, я трясусь в своей комнате. Потом приходит бабушка: «Иди, Дидя тебя зовет».
Как ни в чем не бывало дед говорит мне: «Ласточка моя, ну давай – спокойной ночки!» - «Дидя, прости меня». – «Ну ладно. С кем не бывает? И ты меня прости. Какие у тебя завтра планы?» Мы каждый вечер перед сном составляли планы.
Звездная фамилия
- Помогала мне в жизни или мешала знаменитая фамилия? И то, и другое я испытала.
В первый раз я не поступила в институт – была не подготовлена. Павел Петрович не очень хотел, чтобы я шла учиться на актрису, сказал бабушке: «Я не буду никуда ходить и просить за Наташу».
Когда я поступала в ЛГИТМиК, были обидные моменты, я даже как-то в слезах прибежала домой и заявила дедушке, что хочу поменять фамилию. Прошел первый тур, смотрим списки. Рядом со мной - мальчик, тычет в строчку «Наталия Кадочникова» и говорит: «Ну, эта точно поступит, блатная!». Я побелела, сжалась, слезы выступили. Он мне: «А ты что переживаешь? Тебя-то возьмут, ты шикарно читала. Как твоя фамилия? Давай посмотрим». Я убежала, никто ничего не понял. Дедуля тогда сказал мне: «Запомни, ласточка моя, ты на всю жизнь обречена нести этот крест, всегда будешь доказывать, что сама чего-то стоишь, но для этого надо работать.
Поменяв фамилию, ты ничего не добьешься, просто проиграешь, покажешь, что сломалась».
Я свою жизнь посвятила памяти деда, занимаюсь его архивами, делаю все, чтобы его имя помнили. Иногда фамилия помогает мне, если нужно что-то организовать.
Отрывок из книги Наталии Кадочниковой «Жизнь как вспышка»
- Вспоминая сейчас съемки фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино», я не могу уйти от ощущения, что мы все, и те, кто работал в картине, и те, кто приехал «довеском», были одним организмом, одним дыханием. Мы, дети группы, присутствовали на съемках, нам разрешали в перерывах ходить по усадьбе, только на втором этаже надо было снимать обувь. Зато мы катались на паркете как на катке. Никто нас не гонял, никто не «шикал». Было только одно неукоснительное правило: по команде «Начали!» мы должны были стоять в строго определенном месте, чтобы не попасть в кадр, и молчать до команды «Стоп!»
Нам разрешалось ездить на операторской тележке, смотреть в глазок камеры под чутким руководством Павла Тимофеевича. А один раз он даже разрешил мне снять кадр. Сказал, что обязательно включит его в картину. Я была неимоверно горда этим и свято верила, что снятое мною обязательно войдет в картину. Когда я рассказала своему старшему сыну эту историю (а он собирается стать оператором) он сначала не поверил: «Ты сидела на операторской тележке у самого Павла Лебешева? И он разрешил тебе посмотреть в свою камеру? Мама, ты хоть понимаешь, КАК тебе повезло!!!» Да, сейчас я понимаю. А тогда я была маленькой семилетней девочкой, которая росла на съемочных площадках, которой все было интересно и которая наивно думала, что это все никогда не закончится. Тогда все казалось простым и легким. Только спустя много-много лет, когда я выбрала кино и театр своей профессией, я поняла, какой это огромный труд. Сколько бессонных ночей пройдет, сколько внутренних споров и конфликтов в себе надо подавить, сколько сомнений надо пройти, прежде чем родится тот или иной кадр, та или иная сцена.
Помню, как гримеры красили волосы дедули в белый цвет, чтобы он был седой. Почему-то красили в его гостиничном номере. Замотали ему голову полотенцем и ушли минут на 20. Дедуля дал мне в руки сценарий и попросил помочь повторить текст. Тогда я узнала, что значит выражение "давай текст покидаем". Потом дедуля пошел смывать краску, а вернулся совсем седым. Я ахнула, а он улыбнулся и сказал: это всего лишь краска, черные волосы потом отрастут, не переживай. Но черные не отросли, он так и остался седым. А я еще лет 10 после этого говорила всем, что дедуля мой седой, потому что его покрасили для роли, а краска впиталась и не хочет выводиться.
Досье
Павел Кадочников – народный артист СССР, трижды лауреат Сталинской премии.
Родился 29 июля 1915 года в Петрограде. Умер 2 мая 1988 года в Ленинграде. Похоронен на Серафимовском кладбище. Рядом могилы его жены – актрисы Розалии Котович и их сына – Петра Кадочникова, актера, сыгравшего в фильмах «Сюда не залетали чайки», «Благочестивая Марта», «Сильва».
Фильмы, в которых снимался Павел Кадочников:
«Подвиг разведчика», «Повесть о настоящем человеке», «Далеко от Москвы», «Антон Иванович сердится», «Запасной игрок», «Карантин», «Укротительница тигров», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Сибириада», «Очи черные», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» («Сокровища Агры»).
Был режиссером фильмов «Музыканты одного полка», «Снегурочка», «Я тебя никогда не забуду», «Серебряные струны».
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал ЗДЕСЬ , чтобы не пропустить новые публикации!
Читайте также:
«Очень часто он колючий…» Вспоминая режиссера Алексея Германа-старшего