Традиционный анекдот в тему:
Пенсионер приходит устраиваться на работу в офис. Менеджер по персоналу его спрашивает:
- Скажите, а какой у вас опыт работы с компьютером?
- Опыт? - задумался пенсионер. - Ну, в войну я был шифровальщиком в разведке...
- Ого, серьезно? А какие программы использовали?
- Программы? Да никаких программов! Мы шифровали вручную... в голове держали. Один раз только ошибка вышла - так потом полгода в штрафбате отдувался.
- Лучше скажите, сколько вы платить собираетесь?
Менеджер назвал сумму, дед усмехнулся:
- В шрафбате платили больше. И паек давали. Ищите другого шифровальщика.
Когда-то один очень неглупый человек сказал, что если хочется гарантированно потерять деньги, то лучше всего вложить их в сельское хозяйство. Мол, земля голодным не оставит, но капитал потратишь гарантированно. Наверное именно поэтому современная молодёжь категорически не хочет начинать бизнес в производстве. Зато открыть модную кофейню, чтобы каждое утро встречать молодых, активных и состоятельных, заскочивших на чашечку бодрящего, крепкого кофе, это прям голубая мечта всех двадцатилетних.
Есть только одна небольшая проблема... молодых, активных и состоятельных, готовых каждое утро платить за кофе и круассан в районе 700-800 рублей у нас, конечно, много, но не столько, чтобы на каждом углу открывать модную кофейню.
Так что фразу из начала статьи можно переделать так: хочешь гарантированно потерять деньги - открой модную кофейню.
Собственно говоря, герой сегодняшней статьи так и поступил. Три года назад Артёму досталась в наследство от любимой бабушки однушка в Ленинском районе. Некогда престижный район, квартиры там всегда ценились, даже несмотря на то, что дома сталинские, а район ленинский.
Ну а поскольку своя недвижимость у парня уже была, мамкин бизнесмен рассудил здраво: пускать жильцов в квартиру в старом доме сегодня не такое уж прибыльное дело, а вот организовать модный и стильный бизнес, который бы кормил всю оставшуюся жизнь - то, что Карл Маркс и Фридрих Энгельс прописали.
В мечтах молодому предпринимателю казалось, что ему принадлежит уже сеть кофеен, он весь такой на стиле, ездит на БМВ, отдыхает на мальдивах, за него всем распоряжается администратор, баристы вкалывают, у него профит. Осталось дело за малым спихнуть подороже бабулькину недвигу и организовать кофейню.
Всё это было сделано буквально за 3 месяца.
Дымка утреннего кофе, стильная мебель из светлого дерева, логотип с дерзким названием "City-кофе" и надписью "Заряди свой день" – так виделось Артему его будущее. Мечтал о месте, где будет кипеть жизнь: студенты с ноутбуками, фрилансеры на мозговых штурмах, компании молодежи за разговорами и экспериментальным кофе. Место он выбрал… необычное. Недорогое помещение на первом этаже старой пятиэтажки в тихом, почти сонном районе города но рядом с университетом.
"Прекрасно!" – думал Артем, – "Близко к МГТУ, но аренда копеечная. И народу вокруг много!". Он не учел одного: "народа" вокруг было действительно много, но состоял он почти исключительно из пенсионеров и владельцев таких же "сонных" лавочек – парикмахерской "У Людмилы", мастерской по ремонту обуви и здоровенного магазина Перекрёсток в помещении бывшего кинотеатра Комсомолец.
Открытие прошло ярко. Пришли друзья, знакомые друзей, человек 15 любопытных местных. Но уже через неделю стало ясно: что-то не так. Стильные кирпичные стены и лаконичные светильники казались чужими на фоне выцветших обоев соседних подъездов. Молодежная музыка, которую Артем считал атмосферной, скорее отпугивала прохожих почтенного возраста, заставляя их ускорить шаг. Цены, казавшиеся Артему демократичными для столичного формата, для местных жителей были запредельными.
С первого же месяца посетителей – кот наплакал. Пару студентов из соседнего колледжа, редкого заблудшего курьера, сразу же вылетавшего ВОООООТ с такими глазами. Основную "клиентуру" составляли все те же друзья, чей энтузиазм таял на глазах вместе с Артемовыми сбережениями. Даже его бариста, талантливый парень Саша, который верил в проект сначала, стал мрачнеть. Однажды утром его просто... короче, он уволился.
Пришлось оперативно искать на его место нового бариста. Однако оперативно не получилось. Если Саша в кофе разбирался, то все новоприбывшие либо тупо не хотели работать, весь день зависая в телефоне, обслуживая немногочисленных клиентов не поднимая головы. Либо... либо могли вообще не выйти, а на звонок владельца кофейни, поясняли, что сегодня они... видите ли... не в ресурсе.
Сами понимаете, затылок бариста вместо улыбки и живого общения не добавлял кофейне популярности.
Если честно, Тёма где-то глубоко в душе уже попрощался с "City-кофе". Последнюю неделю за стойкой он сидел сам, уткнувшись в телефон, ожидая неизбежного. И вот, в один из таких унылых дней, дверь скрипнула. Вошел мужчина. Не старый дедушка в привычном смысле, а крепкий, подтянутый... нет, не пенсионер, а мужик... ДЕД... лет пятидесяти, может чуть больше. Лицо волевое, глаза живые и умные. А главное – аккуратная, но явно "неформальная" седая борода, уложенная почти как у панка. Одет скромно, но опрятно.
– Здравствуйте, – голос был спокойным и уверенным. – Кофе, пожалуйста. По-Венски, если можно.
Артем, удивленный самим фактом посетителя, лениво поднялся.
– Без проблем.
Мужчина наблюдал. Взгляд был оценивающим. И тут он не выдержал:
- Я вообще-то по объявлению, видел, вы бариста ищете...
- Да ищу, но у нас молодёжное кафе... наверное уже было.
– Знаю. Две недели наблюдаю. Место хорошее, народ тут свой. А у вас… – он обвел взглядом стерильный интерьер, – …как будто не здесь. Не про нас. Меня Николай Петрович. Я лет пятнадцать назад, в Питере бариста работал. В хороших кофейнях. Помню ремесло. Возьмете? Хоть на недельку. Пока не закроетесь. Поработать охота, да и кофе ваш попробовать любопытно.
Артем хотел отказаться.
Зачем?
Лишние расходы, да и что этот дед может?
Но в глазах Николая Петровича горел такой неподдельный интерес и уверенность, что Артем махнул рукой. Отчаяние – плохой советчик, но он подсказал: а почему бы и нет? Пусть хоть на прощание кто-то кофе варит, пока я в Москву к отцу слетаю.
Так они и договорились. Артём уезжал на неделю, обеспечив необходимый запас. А Николай Петрович попросил разрешения немного поменять обстановку и добавить вещей для интерьера. Через неделю, когда Артём вернулся, он не узнал свою кофейню.
В ней сидели люди... звучали негромкие, знакомые каждому советскому человеку мелодии: Леонтьев, даже пластинки с Утесовым и Бернесом появились у откуда-то взявшегося проигрывателя. Музыка была фоном, негромким, ненавязчивым, но узнаваемым, как запах дома.
Оказывается по району со скоростью сарафанного радио разнёсся слух. "В том модном кафе, знаешь, где молодой? Там теперь наш Коля работает! И кофе нормальный, и чай, и стулья удобные, и музыка… И сидишь, никто не гонит!".
Чай?
В смысле чай?
В прямом.
Петрович подавал людям собственноручно заваренный чай из уральских трав, мелиссы и душицы. К чаю шли бутеры и недорогие слойки, заказанные из соседней "Лакомки".
Рядом с людьми, за стойкой стоял Николай Петрович. Он не просто продавал кофе – он создавал пространство. Он запоминал имена, спрашивал о здоровье, о внуках, о делах. Он не работал, а УЛЫБАЛСЯ и ЖИЛ в кофейне. Людям было приятно в ней находиться, так как они получали живой отклик, а не затылок бариста, уткнувшегося в смартфон.
На этом рассказ непосредственно о кофейне позвольте закончить. Она всё равно закрылась через год, но по совершенно иной причине, не связанной с уже несуществующими убытками.
Да, кофейня дала прибыль. Пусть небольшую, но прибыль. И всё это произошло только потому, что в неё пришёл человек с опытом, знаниями и житейской мудростью.
И я искренне не понимаю, почему даже сегодня, когда из каждого утюга говорится, что нехватает работников, в объявлениях пишут: "ТРЕБУЮТСЯ, МОЛОДЫЕ от 18 до 30 лет, АКТИВНЫЕ С ОПЫТОМ РАБОТЫ" и ещё длинная портянка требований к опыту и знаниям.
Откуда у молодых и активных опыт работы и знания? Они поголовно сидят в смартфонах, смотрят ролики, "не в ресурсе" или "ищут себя". Откуда опыт в 5 лет работы у 18-летнего парня? Он что пошёл работать в 13?
Да даже в 20 - 25 лет молодые и активные отдают работе намного меньше, чем более возрастные работники, которые уже вырастили детей, не имеют проблем со школой или с детскими садами, не пойдут в декрет, но, самое главное, обладают большим опытом и знаниями. Почему за рубежом это поняли многие работодатели, а у нас только единицы?
Немного сумбурная получилась статья, но уж какая есть.