Найти в Дзене
ЕГЭ на 90+ , получается

Текст Бруштейн с реального ЕГЭ по русскому языку 2025 (про затруднительное положение)

Текст с реального ЕГЭ (30 мая 2025) А.Я.Бруштейн. Проблемный вопрос: "Как поступить по отношению к человеку, попавшему в затруднительное положение?".
Полный список текстов и проблемных вопросов с ЕГЭ 2025 по русскому языку будет опубликован в этом канале: https://t.me/egerusskiy90
Авторская позиция. Если человек попал в затруднительное положение, надо проявить отзывчивость и постараться помочь ему.
(1)Слон опускается на колени, и старик из Бомбея раскланивается с публикой. (2)Он смугло-кофейного цвета и, по-моему, очень славный старичок. (3)Приложив к губам дудочку, он играет что-то протяжно-грустное, и слон медленно приплясывает в такт. (4)Дрессировщик показывает всё новое искусство своего слона. (5)Слон бьёт в барабан, звонит в колокольчик, жонглирует стулом и проделывает ещё много других номеров. (6)Наконец кофейный старичок подходит к краю эстрады и обращается к зрителям на ломаном русском языке. (7)Он просит, чтобы одна дама взошла на эстраду, и тогда слон ей что-то скажет. (8

Текст с реального ЕГЭ (30 мая 2025) А.Я.Бруштейн. Проблемный вопрос: "Как поступить по отношению к человеку, попавшему в затруднительное положение?".

Полный список текстов и проблемных вопросов с ЕГЭ 2025 по русскому языку будет опубликован в этом канале: https://t.me/egerusskiy90

Авторская позиция. Если человек попал в затруднительное положение, надо проявить отзывчивость и постараться помочь ему.

(1)Слон опускается на колени, и старик из Бомбея раскланивается с публикой. (2)Он смугло-кофейного цвета и, по-моему, очень славный старичок. (3)Приложив к губам дудочку, он играет что-то протяжно-грустное, и слон медленно приплясывает в такт.

(4)Дрессировщик показывает всё новое искусство своего слона. (5)Слон бьёт в барабан, звонит в колокольчик, жонглирует стулом и проделывает ещё много других номеров. (6)Наконец кофейный старичок подходит к краю эстрады и обращается к зрителям на ломаном русском языке. (7)Он просит, чтобы одна дама взошла на эстраду, и тогда слон ей что-то скажет.

(8)Лёгким движением смуглых рук дрессировщик делает приглашающий жест:

– Сюда, сюда!..

(9)Но проходит секунда, две, три - и никто не выражает желания идти на эстраду. (10)Из толпы доносятся крики: «Эфиоп!.. (11)Басурман!»

(12)Глаза индийского старика с кофейной кожей становятся грустными, испуганными, в них почти отчаяние. (13)Он беспомощно оглядывается. (14)Ведь срывается, срывается номер!

– (15)Одна дама... (16)Сюда!

(17)Это он просит упавшим голосом, почти тихо. (18)Мы с мамой стоим около самой эстрады. (19)И вдруг неожиданно для самой себя я говорю громко, протягивая руки:

– Я... я пойду!

(20)Мама обомлела, она даже не успевает удержать меня хоть за рукав. (21)Старый индиец, просияв, поднимает меня под мышки на эстраду и ставит на стул:

– Мерси...

(22)Он отдаёт короткий приказ слону и вкладывает ему что-то в хобот. (23)Слон опускается на передние колени - и протягивает ко мне хобот с букетиком весенних цветов. (24)Публика аплодирует - ей понравилось.

(25)Старый индиец говорит мне с улыбкой:

– Мой слон говорит: вы самая прекрасная дама!

(26)Надо что-то сказать ему: поблагодарить за цветы, попрощаться. (27)Взрослые это умеют: мама бы сказала очень мило всё, что нужно. (28)Но я, конечно, этого не умею! (29)Я привстаю и от души целую его в щёку кофейного цвета. (30)И, как всегда, когда волнуюсь, говорю одно вместо другого: не «спасибо за цветы», а «с добрым утром»!

(31)Публика смеётся и аплодирует.

(32)Слон и старик уходят с эстрады.

– (33)Леночка... – говорит маме потрясённая, перепуганная Серафима Павловна, – это же... (34)Дорогая моя, это же просто не знаю что! (35)Такая послушная, скромная девочка, и вдруг... (36)Это она в отца такая отчаянная растёт!

(37)Рита пренебрежительно вздёргивает плечом.

– (38)Подумаешь, какая смелая! (39)Я бы тоже пошла на эстраду, но я этого паршивого слона ненавижу: он мою шляпку сжевал! (40)Не хочу иметь с ним дела!

(41)Мама от волнения не может вымолвить ни слова. (42)Она только непрерывно расстёгивает и застёгивает пуговицу на своей левой перчатке.

– (43)Зачем ты это сделала? – спрашивает она наконец. – (44)Я чуть не умерла от страха! (45)Ну зачем ты это сделала?

– (46)Не знаю... – признаюсь я от души. – (47)Мамочка, не сердись... (48)Такой умный слон! (49)И старичок этот, индиец, стоит, просит, а никто не идёт к нему...

(50)Пожилой мужчина в картузе, держа за руку внука, подходит к маме:

– Вы, мадам, не огорчайтесь. (51)У вас неплохой ребёнок растёт! (52)Я, знаете, не учёный человек, но я переплётчик, читаю много книг и кое-что понимаю в жизни! (53)Вот все тут говорили: «эфиоп», «басурман», а кто его пожалел? (54)Ребёнок...

(По А.Я. Бруштейн*)

* Александра Яковлевна Бруштейн (1884—1968) - советский писатель, драматург, общественный деятель.