Найти в Дзене
RT на русском

«Совершённое невозможное»: как в фильме Оганесяна «Три плюс два» по пьесе Михалкова угадывается дух Победы и покорения космоса

«Получилась ещё одна сказка-быль. Невероятно трогательная, романтичная, пронизанная солнцем и духом Крыма, волнами морскими, любовными охами-вздохами, ночными пейзажами при луне, милыми дурачествами и той свободой, которая одна только и принадлежит поколениям победителей». В бутылке. Из прошлого: «Крым! Советское шампанское, полусухое!» «Три плюс два» Генриха Оганесяна по сценарию (и более чем успешной пьесе) Сергея Михалкова. Автор текстов нашего гимна тут уж развернулся так развернулся! Равно как и режиссёр. Картинка солнечная, картинка совершенно невозможного, казалось бы, но между тем случившегося счастья. Год, заметим, 1963-й. Выходной в неделе пока только один, но месяц обязательного ежегодного отпуска — вынь да положь каждому советскому человеку. Космос наш, и хоть в ленте его как бы и нет, но вся она именно об этом — о совершённом невозможном, о зримой Победе, о торжестве жизни здесь и сейчас. И там, где было суровое Чёрное море, нынче, в 1963-м, оно приветливое и безопасное, н
  РИА Новости Владимир Сергеев
РИА Новости Владимир Сергеев

«Получилась ещё одна сказка-быль. Невероятно трогательная, романтичная, пронизанная солнцем и духом Крыма, волнами морскими, любовными охами-вздохами, ночными пейзажами при луне, милыми дурачествами и той свободой, которая одна только и принадлежит поколениям победителей».

В бутылке. Из прошлого: «Крым! Советское шампанское, полусухое!» «Три плюс два» Генриха Оганесяна по сценарию (и более чем успешной пьесе) Сергея Михалкова. Автор текстов нашего гимна тут уж развернулся так развернулся! Равно как и режиссёр. Картинка солнечная, картинка совершенно невозможного, казалось бы, но между тем случившегося счастья.

Год, заметим, 1963-й. Выходной в неделе пока только один, но месяц обязательного ежегодного отпуска — вынь да положь каждому советскому человеку. Космос наш, и хоть в ленте его как бы и нет, но вся она именно об этом — о совершённом невозможном, о зримой Победе, о торжестве жизни здесь и сейчас. И там, где было суровое Чёрное море, нынче, в 1963-м, оно приветливое и безопасное, но помнит годы тьмы и вражеского нашествия, помнит жесточайшие бои за рай земной.

«Мы, презирающие и осуждающие все виды отдыха, кроме дикого, открыли это место на берегу Чёрного моря 20 июля 1956 года и в тот же день закрепили его за собой пожизненно...» Две девчонки. На белом «Запорожце». Закрепили за собой. Пожизненно. Немаленький кусок пляжа. Просто так. Потому что можно. Потому что не для варварской застройки, не для выжимания всех соков из флоры и фауны, не для исключительно особых гостей.

Такие вот они, советские люди.

В массе своей.

Такие вот послания граду и миру оставляют в бутылках из-под выпитого шампанского на берегу (бутылка закупорена пробкой и закопана в тайном месте — всё как полагается).

И, конечно же, по всем законам жанра, появляются ровно на этом месте, на день буквально опередив тех самых дерзких девчат, трое друзей на кремовой «Волге» — мужчины, все более-менее солидные (хоть и едят по лености и холостяцкому уставу одни концентраты).

Оганесян и Михалков в противовес театральной постановке 1958 года «Дикари» (Московский драматический театр имени М.Н. Ермоловой) героев прилично омолодили — не в последнюю очередь чтобы уйти от стандарта ленты «Верные друзья» (смотрите прошлую мою колонку). И хотя предполагалось, что в фильме всех мужских персонажей сыграют те же актёры, что и в театре (а это, на минуточку, были Георгий Вицин, Вячеслав Тихонов и Николай Рыбников), известными маршрутами создатели не пошли. И даже Никиту Михалкова на роль ветеринара Романа не утвердили. Эту роль отдали почти никому ещё не известному Андрею Миронову.

И получилась ещё одна сказка-быль. Невероятно трогательная, романтичная, пронизанная солнцем и духом Крыма, волнами морскими, любовными охами-вздохами, ночными пейзажами при луне, милыми дурачествами и той свободой, которая одна только и принадлежит поколениям победителей. Мы же понимаем, что все герои (и актёры) — дети войны и предвоенного времени. А значит, Советы смогли, значит, одолели, шагнули к звёздам.

То было время молодых, время Гагариных и Титовых, время надежд и устремления в светлое будущее. Которое и наступило, да быстро закончилось. А почему — разве не к нам всем вопрос?

Музыку к фильму (скорее, мелодии и одну незамысловатую студенческую песенку) написал Андрей Волконский, вполне себе серьёзный композитор, а аранжировал её Раймонд Паулс (в то время ресторанный пианист).

Судьба не лишена иронии. Шутить в то время умели — взяли да и сделали нечто предельно простое, только вот попробуй повтори...

Все говорят: «Любовь — это яд.

Любовь — это яд. Любовь — это яд».

Но сердцу любить нельзя запретить...

Ведь не любить — значит не жить.

Кто даст ответ — так или нет?

Нет ответа. А замечательный фильм — есть. Историю его обычной и широкоэкранной версий разворачивать не буду. Главная, она же и широкоэкранная, со всеми хитрыми штучками в начальных и финальных титрах, к счастью, общедоступна. Будете смотреть-пересматривать — не ошибётесь: 99 минут.

И ещё важно: это ведь не выцветшая «открытка на память о побережье». Это действенное вполне напоминание: жизнь и может быть, и бывает очень разной. Какой именно — зависит только от нас.

И ещё не менее важно: сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам и задорным девчатам — целеполагание жизни.

И да, в фильме странное слово постоянно используется — «товарищ», «товарищи». Этого, к сожалению, объяснить уже не смогу... Видимо, архаизм какой-то.

И почти ничего не сказано у меня о сюжете... Но если посмотреть, многое станет понятно и без комментариев.

Тот, кто влюблён, навек покорён...

Он ночью и днём с любовью вдвоём.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.