Найти в Дзене

Резонанс с миром. Теория Розы Хартмут

Экзистенциальный кризис современности В эпоху всеобъемлющего ускорения, когда человечество балансирует на грани экологического, демократического и психического кризисов, немецкий социолог Хартмут Роза (род. 1965) предложил теорию, перевернувшую понимание благополучного существования. Его теория резонанса — живой ответ на патологии отчуждения, порожденные поздним модерном. Как отмечает Роза: "Мы живем в мире, который всё чаще встречает нас молчанием". Для психологов эта концепция может стать ключом к пониманию глубинных причин выгорания, апатии и экзистенциальной пустоты. Сердцевина теории Роза — отчуждение как способ стабилизации в современном обществе. С его точки зрения наше общество стабилизируется лишь через постоянный рост, порождающий три формы отчуждения: - От природы (экологический кризис) - От социума (разрушение отношений, конфликты) - От собственного "Я" (психические патологии) Роза описывает наше состояние через феномен "немого мира" (stumme Welt) — реальности, где действия

Экзистенциальный кризис современности

В эпоху всеобъемлющего ускорения, когда человечество балансирует на грани экологического, демократического и психического кризисов, немецкий социолог Хартмут Роза (род. 1965) предложил теорию, перевернувшую понимание благополучного существования. Его теория резонанса — живой ответ на патологии отчуждения, порожденные поздним модерном. Как отмечает Роза: "Мы живем в мире, который всё чаще встречает нас молчанием".

Для психологов эта концепция может стать ключом к пониманию глубинных причин выгорания, апатии и экзистенциальной пустоты.

Сердцевина теории Роза — отчуждение как способ стабилизации в современном обществе. С его точки зрения наше общество стабилизируется лишь через постоянный рост, порождающий три формы отчуждения:

- От природы (экологический кризис)

- От социума (разрушение отношений, конфликты)

- От собственного "Я" (психические патологии)

Роза описывает наше состояние через феномен "немого мира" (stumme Welt) — реальности, где действия человека как будто совершаются в пустоте и не находят отклика.

Ускорение жизни, по его меткому выражению, превращает нас в "альпинистов, бегущих по склону, который обрушивается за их спинами". Мы движемся так быстро, что не успеваем ощутить обратную связь от реальности, прожить и осмыслить ее. Это укрепляет нашу иллюзию отделённости от мира и его отчуждённости от нас.

В этом контексте резонанс возникает как метакритерий подлинной жизни (gelingendes Leben), противопоставленный инструментальной логике обладания.

Роза выделяет три измерения, диалога с миром:

Горизонтальная ось это Любовь, дружба, сообщества. Ее кризис в современном мире проявляет себя как цифровое одиночество, "диалог глухих" 

Диагональная ось - это ось материи, труда, что включает в себя образование, спорт, практический образ жизни. Кризис этой оси в современном мире проявляется в распространении выгорания, "стерильной активности", материальной, но не проживаемой телесно. Таким образом отклик тела - крайне важный критерий истинного резонанса.

Вертикальная ось - экзистенция, контакт с большим, вселенной, миром, природой, искусством, вечностью. Кризис этой оси в современном мире проявляет себя в характерном постмодернистическом переживании бессмысленности, экзистенциальной пустоты. Фолькхард Креч - один из соратников Розы предлагает рассматривать религию как один из способов налаживания вертикального резонанса. 

Стабильность этих осей — условие подлинной человечности, с точки зрения Розы. Их разрушение ведет к клиническим последствиям: дереализации, эмоциональному опустошению ("бочка без дна"), патологическим формам адаптации (зависимости).

В начале своих рассуждений автор рассматривал три оси как равнозначимые, однако в дальнейшем пришел к утверждению преимущественного значения вертикальной, экзистенциальной оси.

Его теория резонанса также претерпела изменения. Так вначале он не противопоставлял прямо резонанс и отчуждение, после пришел к их противопоставлению в своей книге "Социология отношения к миру". На сегодняшний же день Роза открывает резонанс и отчуждение как просто две фазы единого процесса взаимодействия субъекта и мира.

Таким образом Роза говорит о «диалектике резонанса и отчуждения». Резонанс возможен только применительно к той части мира, которая говорит своим собственным голосом, и обязательно идет рука об руку с моментами недоступности и противоречия. Способность резонировать основана на предыдущем опыте незнакомого, раздражающего и неподходящего, но прежде всего недоступ-ного, чего-то, чего нельзя получить и ожидать. Отчуждение преобладает, потому что только опыт отчуждения может привести к резонансу. Поэтому понимание Розой резонанса — это не чистая гармония или полная трансформация мира, всегда остаются моменты «непредсказуемого и неконтролируемого».

Терапия - Мост через бездну

Габриэле Вестфаль смогла переложить теорию Розы в работающую клиническую методологию. Её центральный тезис: "Симптом — сигнал о потерянном резонансе". Таким образом "Человек нуждается не в совете, а в резонансе". В отличие от симптомо-ориентированных подходов, её терапия фокусируется на восстановлении разорванных связей, что можно представить себе в виде четырех ступеней к исцелению

1. Диагностика тишины

Картирование "немых зон" через вопросы: "Что остаётся неважным для вас, что вас не затрагивает и почему" - на основе ответов анализируются нарративы отчуждения.

2. Создание резонансного пространства через:

- Диалог с симптомом

- Резонансные ритуалы (созерцания, танцы и иные активности, помогающие пробудить, оживить ту или иную связь)

- Осознанное замедление и фокусировку

3. Трансформация паттернов отчуждения

Работа с "наркоманией продуктивности", спешкой и иными формами зависимости (инструментализированной диссоциации). Развитие взамен них телесной и эмоциональной осознанности и чувствительности.

4. Интеграция в образ жизни

Ведутся дневники резонансов, создаются резонсные пространства и события в жизни, осваиваются практики поддерживающие живое диалогическое состояния в отношениях с людьми, деятельностью и миром в целом. 

Как с точки зрения резонсного подхода переосмысляются клинические случаи?

Выгорание - кризис диагональной оси материи и труда. Работа должна вестись на поиск отклика в работе и отдыхе. 

Травма - разрыв связи с другими людьми и смыслом (горизонтальная и вертикальная оси). Решение - восстановление безопасного отклика на смысловую (энергетическую) часть отношений с людьми и экзистенциальными категориями.

Депрессия - Обрыв или перекрытие вертикальной оси смысла и отказ от отношений людьми.

Все проблемы проявляются как отчуждение, потеря способности выносить неподконтрольную часть жизни. И решаются через восстановление процесса резонса, влючающего в себя:

1. Резонансный отклик (Что вас затрагивает наиболее глубоко?) + ответный отклик - (Как мир, симптом / другие люди вам отвечают?)

2. Переживание - (Что в вас происходит в этих отношениях?). Резонансный подход акцентируется на том, что переживание очень важно исследовать и пройти на собственном опыте в полной мере.

3. Трансформация - (Что меняет этот контакт?) 

О чем стоит подумать? 

Пока неясно как количественно оценить "неподконтрольность"?

Как применять эти идеи в обществах, где выживание первично?

Возможен ли резонанс при экономически необходимой сверхвысокой занятости?

Насколько применим этот подход при тяжелых клинических нарушениях?

Заключение.

Теория Розы и её терапевтическая адаптация Вестфаль знаменуют смену парадигмы: от обладания (ресурсами) к включенности в отношения (резонанс). Она является критической по отношению к инструментальным формам терапии, подчёркивание-значение терапии как неподконтрольного, живого пространства. 

В эпоху цифрового отчуждения она предлагает психологам стать архитекторами резонансных пространств. Как отмечает Роза: "Самый ценный дар — способность быть с Другим". 

Эта концепция требует пересмотра:

- Целей терапии (не оптимизация, а установление "осей взаимозатронутости)

- Методов диагностики (выявление резонансного потенциала)

- Критериев успеха (трансформация вместо адаптации)

Оживлять другого следует не действиями, а откликом — формула, вдохновленная притчей Тарковского о монахе, поливающем сухое дерево, может быть сможет стать путеводной звездой для психологии XXI века. Ибо лишь там, где мир затрагивает нашу душу, рождается подлинное исцеление.