Многие вопросы, волнующие геронтологов в исторической ретроспективе, интересны и простым обывателям, особенно женского пола, озабоченным бесконечным продлением молодости и зачастую отказывающихся принимать природные изменения души и тела.
Такие вопросы «когда в старину на деревне женщины понимали, что стали старухами?», «как это отражалось в их одежде, обязанностях и поведении?» помогут по-новому взглянуть на себя в ключе мудрости предков, ведь они плохому не учат.
Физические изменения
В старину на Руси не было традиции ежегодного празднования дней рождений (праздновали в основном Именины того, ангела заступника, в честь которого были названы (отсюда и название) и ведения отсчета, многие лишь приблизительно знали свой возраст и зачастую ориентировались не на прожитые года, а на внешние изменения.
Не секрет, что нелегкие условия жизни и обилие тяжелого физического труда на улице и в холод и в зной преждевременно старило женщин. Первые морщины появлялись уже в возрасте двадцати с небольшим лет, а тридцатилетние женщины, преддевременно состаренные к тому же непрекращающимися беременностями и родами, порой выглядели хуже, чем нынешние 50-летние. Однако старухами их никто не называл, это были сильные, часто и физически и характером женщины, решавшие многие финансовые и хозяйственные вопросы ничуть не хуже своих мужей, за что имели право называться большухами, о чем я подробно рассказывала в одном из материалов раньше
Так чем же ориентировались наши предки женского пола, в понимании того, что настала старость?
Одним из главных знаков физического старения женщин в старину было угасание «женской силы» — прекращение менструального цикла, которое наступало обычно в 40-45 лет, а иногда из за тяжелых условий жизни и того раньше. Последние детки, равные по возрасту первым внукам обычно появлялись у крестьянок как раз в районе 40 лет и носили ласково печальное название «поскребыши».
Невозможность к зачатию новой жизни была важным фактором, говорящим, что женщина больше не может участвовать в воспроизведении своего рода и настало ее время сохранять то, что имела. Часто к этому времени у подрощенных детей, особенно девушек появлялись свои семьи и они становились в свою очередь матерями. О том, каков был брачный возраст на Руси я подробно рассказывала в этой публикации👇
Поэтому появление в доме внуков официально поднимало статус крестьянки до «бабушки». Иногда это случалось уже в 40 лет, особенно в семьях, где рано выдавали девочек замуж.
Третий верный признак наступления физической старости и необходимости уйти на покой было угасание (часто вследствие тяжелы болезней и изнурительного труда) физической силы. Многий труд по хозяйству такой, как кормление скотины, замес хлеба на всю большую семью, работа в поле и проч. требовал значительной выносливости и физической силы. Поэтому важным шагом сложения с себя полномочий хозяйки дома и передачи их молодому поколению была передача права месить и выпекать хлеб - крайне символического и трудозатратного действа в глазах всей семьи и общины.
Социальные факторы
В старину на деревне сельская община сама часто подсказывала, когда пора менять статус. Зачастую это было вынужденное явление, обойти которое было абсолютно невозможно. Так, если крестьянка теряла по тем или иным причинам мужа, становясь вдовой, она автоматически записывалась в старухи.
Искать себе нового мужа даже в тридцатилетнем возрасте, имея на руках всего одного двух ребятишек (а чаще было, конечно, намного больше) считалось крайне неприлично и на это односельчане смотрели с укоризной. Вдовий платок, надетый в 35–40 лет, мог превратить женщину одномоментно в старуху в глазах соседей, даже если она еще была полна физических сил и бодрости.
Другим фактором, указывающим на преклонный возраст женщины становился ее отказ от посещения шумных посиделок с участием молодежи, где пели и плясали, шутили и устраивали различные забавы. Увеличенная потребность в спокойном отдыхе, сне и тишине для восстановления сил для нового дня добавляла уважения и указывала односельчанам на преклонный возраст.
Так же печальным фактором звания старухи мог стать траур по всем умершим детям, что редко, но бывало на селе. Потерявшая всех детишек и неспособная родить новых так же автоматически становилась в глазах общины рудиментарным ее членом.
Таких женщин за глаза, а иногда и прямо в лицо начинали звать «бабой», «бабкой» или «старухой».
Специальный наряд для тех, кому за
Одежда на селе была отражением состояния души и статуса. Так девушки в самом расцвете щеголяли в ярких сарафанах, преимущественно красного цвета, расшитых цветами, с длинными косами, кокетливо выглядывающими из под косынок, завязанных на затылке. Замужние женщины тщательно прятали волосы под платок, но все еще могли носить яркие наряды. Старухам же предписывалось одеваться скромно, строго и неприметно, словно они попрощались с суетой молодости, обретая новую роль — хранительницы знаний рода и традиций.
Одежды пожилых женщин становились с возрастом все темнее и проще. Яркие цвета потихоньку сменяли сначала на коричневый и темно синий, а затем и вовсе на черный цвет. В центральных губерниях Российской империи, женщины после 45 лет сознательно отказывались от пестрых и кричащих нарядов, чтобы «не смешить народ» и подчеркнуть свое достоинство. Сарафаны и поневы шились самого простого кроя, скрывая фигуру, а вышивка, если и была, становилась строгой — обережные узоры вместо цветов и птичек.
Головной убор — был одним из главных признаков возрастных перемен. Девушки носили маленькие платочки, вплетая в косы яркие ленты, замужние крестьянки тщательно закрывали волосы платком, а старухи водружали на голову плотные чепцы или темные платки, завязанные под подбородком. В Тамбовской губернии черный или белый платок старухи был символом мудрости женщины, а в Псковской — оберегом, где вышитые крестики защищали возможных от бед.
Вдовы в своем облачении шли и того дальше - их наряды зачастую соотносились с монашескими: длинными черными рубахами и платками без украшений, словно они уже принадлежали вышнему миру.
Эти перемены в одежде были не просто данью традиций — они помогали в старину женщинам принять новую себя. Темный платок или скромный сарафан становились ритуалом, отделяющим молодость от зрелости, а суету от жизненной мудрости, которой пожилая женщина могла поделиться с миром.
Согласитесь, гораздо целомудреннее и правильнее, чем сейчас?
Всегда ваша Морозова❤️🩹