Responsible Statecraft | США
Тяга Трампа к диалогу с Россией оказалась верной — и нельзя, чтобы разочарование затуманило его рассудок, пишет RS. Для успеха предприятия ему следует переориентировать переговоры с немедленного урегулирования конфликта на основные стратегические вопросы Москвы и Вашингтона, считает автор статьи.
Марк Эпископос
В российско-украинском конфликте настало время выбора.
Трамп бросил вызов Медведеву. Началась схватка века
Решение президента Дональда Трампа значительно сократить 50-дневный срок, отведенный России для заключения безоговорочного перемирия с Украиной, отражает зреющее разочарование в том, насколько непростым оказался мирный процесс.
Как признал в понедельник сам президент, этот шаг вряд ли изменит позицию России. “Если знаешь, каким будет ответ, зачем ждать?” — спросил он риторически.
Пока Белый дом обдумывает дальнейшие шаги, стоит задуматься о геополитическом моменте, в котором оказался президент Трамп. Всего восемь месяцев назад любые разговоры о дипломатическом урегулировании предыдущая администрация отвергала как капитуляцию перед деспотией, наивную и опрометчивую.
Администрация Трампа заслуживает всяческих похвал за то, что прорвала трехлетнюю блокаду какого бы то ни было диалога с Россией: этот серьезный просчет западных лидеров усугубил дипломатический тупик, в котором оказалась Украина.
Прямые каналы связи на высоком уровне между Россией и США были восстановлены практически сразу же после вступления Трампа в должность. Многомесячный диалог между Трампом и его российским коллегой Владимиром Путиным, а также неустанные дипломатические усилия спецпредставителя Стива Уиткоффа способствовали разрядке напряженности между США и Россией и сформировали более четкое, пусть и не слишком лестное, представление о мирном урегулировании.
Самое же главное — президент Трамп окончательно опроверг стратегическую несостоятельность и политический нигилизм рефрена “столько, сколько потребуется”, которым определялся подход Запада к Украине при предыдущей администрации. Сегодня существует широкий консенсус — и это заслуга Белого дома — что конфликт должен быть прекращен посредством содержательной дипломатии.
Но администрация столкнулась с дилеммой, которая, если ее не решить, грозит перечеркнуть реальный дипломатический прогресс, достигнутый с января. На Украине развернулся двусторонний конфликт, но в некотором смысле это еще и противостояние между Россией и Западом. Оба эти момента должны учитываться в рамках долгосрочного урегулирования.
Уделять первоочередное внимание первому и решительно игнорировать второй, рассматривая конфликт как узкую проблему деконфликтизации и делимитации, — это прямой путь к провалу.
Безусловно, Трамп вполне обоснованно считает, что этот кризис был усугублен игроками, повлиять на которых он никак не мог, — включая самых горластых распространителей утки о “Рашагейте” (продуктивный суффикс “-гейт” вошел в американский и всемирный обиход после скандала в гостинице “Уотергейт”, приведшего к отставке Ричарда Никсона. — Прим. ИноСМИ), которая поставила под угрозу срыва его первый президентский срок и самым пагубным образом сказалась на дискуссиях о национальной безопасности США.
Сегодня эти же деятели призывают Трампа наперекор здравому смыслу и давнему обещанию уберечь Америку от “бесконечных войн” принять слегка переработанную версию провальной доктрины Байдена, которую он справедливо осудил.
Этот кризис был навязан Трампу силами, ему неподвластными, однако он, тем не менее, обязан его разрешить, и решения, которые Белый дом примет в ближайшие недели, окажутся судьбоносными не только для мирного процесса на Украине, но и для того, сможет ли администрация реализовать свою масштабную внешнеполитическую концепцию. Нерационально перераспределять ресурсы США из Европы в Индо-Тихоокеанский регион, пока конфликт продолжается — или если он закончится тем, что нестабильная Европа окажется на грани прямой конфронтации с Россией.
От этого невозможно “устраниться” — за исключением чисто тактического использования американской помощи, чтобы облегчить путь к жизнеспособному мирному соглашению. Возвращаться к недугам байденовской эпохи, когда Украина получала один пакет помощи за другим, без четкой цели технически невозможно — да и во всех смыслах нежелательно. Военная помощь США и санкции могут вогнать Россию в дополнительные издержки и затянуть конфликт, но одних этих инструментов недостаточно, чтобы Украина вышла победительницей в изнурительной борьбе на истощение против значительно более сильного противника.
В качестве отправной точки для дальнейшей дипломатии следует признать, что Россия никогда не согласится на безоговорочное тридцатидневное прекращение огня. Установление конкретных сроков любой продолжительности никак не смягчает основополагающую логику: без существенных уступок со стороны Киева и Запада Россия на за что не откажется от своих главных рычагов давления — военного преимущества и контроля над эскалацией на Украине. США практически не в силах повлиять на военную динамику между Россией и Украиной — в частности на то, что Москва в любом случае возьмет силой, если боевые действия продолжатся до 2026 года.
Единственный выход — последовательная и изобретательная дипломатия, учитывающая весь спектр вызовов и возможностей в отношениях США и России. Ставки выходят далеко за рамки собственно Украины: президенту Трампу выпала возможность не только положить конец кровавой бойне и человеческой трагедии, но одновременно достичь стратегических успехов, невиданных со времен разморозки отношений с Китаем при Ричарде Никсоне. Но чтобы этой возможностью воспользоваться, Белый дом должен рассматривать украинский конфликт как проблему сложную и многослойную — коей он и является.
В основе любой дорожной карты к прекращению огня и прочному миру должен лежать вопрос о будущей геополитической ориентации Украины. Отправной точкой переговоров должны стать гарантии, что Украина не вступит в НАТО и никакие войска альянса не будут размещены на ее территории. В обмен Москва подтвердит, что не возражает против стремления Украины к членству в Европейском союзе — и не будет чинить этому препон.
Администрации Трампа следует наметить конкретные шаги по восстановлению торговых связей между США и Россией и ее реинтеграции в западные финансовые институты в рамках пакетного соглашения, основанного на готовности Москвы смягчить свои территориальные претензии. Белому дому также предстоит явственно дать понять, что урегулирование украинского конфликта путем переговоров создаст добрую волю и механизмы укрепления доверия, необходимые для конструктивного диалога по контролю вооружений и расстановке сил НАТО в Восточной Европе — вопросам, вызывающим острую озабоченность Кремля.
Необходимо придумать “творческие” решения для обеспечения безопасности Украины по окончании боевых действий таким образом, чтобы это не способствовало дальнейшей эскалации отношений между Россией и соседями. Мое предложение о размещении арсеналов в поддержку Украины за пределами ее территории направлено именно на это.
Короче говоря, ключ к успешной переговорной позиции по Украине заключается в том, чтобы переориентировать переговоры с немедленного урегулирования конфликта на основные стратегические вопросы в интересах как Москвы, так и Вашингтона. Этого можно добиться, лишь признав тот факт, что основные источники американского влияния находятся за пределами поля боя — и начав действовать соответствующе. Никто не говорил, что это будет легко, но цена бездействия — как для Украины, так и для глобальных интересов США — окажется неизмеримо выше.
Концепция “мира посредством силы” никогда не ограничивалась одной лишь боевой готовностью, как бы важна она ни была. Подлинное мерило силы — это способность задействовать все имеющиеся инструменты для защиты конкретных национальных интересов, — и нигде этот жесткий прагматизм не востребован настолько остро, как в условиях украинского кризиса. Чутье переговорщика помогло президенту Трампу добиться многого — сейчас самое время реализовать это на практике.
Марк Эпископос — научный сотрудник по Евразии Института ответственного государственного управления имени Квинси, адъюнкт-профессор истории Мэримаунтского университета. Имеет докторскую степень Американского университета по истории и степень магистра международных отношений Бостонского университета