Найти в Дзене
K. Shpentendelmauzer

Будущее архитектуры в эпоху глобализации

В XX веке человечество вступило в активную фазу объединения, которая носит, однако, противоречивый характер. С одной стороны, заметно, насколько шире стал мир в глазах человека: люди больше не воспринимают отдаленные от них места как нечто невообразимо диковинное, даже если никогда там физически не бывали. В общественном сознании реальный мир расширился до размеров всей Земли и частично вышел за ее пределы. Запуск космических аппаратов, изучение далеких астрономических объектов, путешествия в околоземное пространство - все это уже прочно вошло в обиход. Фантастические путешествия между планетами, так живо описанные средствами искусства благодаря научным изысканиям, тоже больше не выглядят как нечто сказочное, но скорее как что-то, к чему все психологически давно готовы: человечество уже скупило все билеты на космическую одиссею, и спокойно ожидает, когда объявят номер гейта. Что уж говорить, даже "Звездные войны" для современных людей - это нечто, что уже случалось когда-то "давным-дав
Шэньян, Китай, июль 2025. Фото автора
Шэньян, Китай, июль 2025. Фото автора

В XX веке человечество вступило в активную фазу объединения, которая носит, однако, противоречивый характер. С одной стороны, заметно, насколько шире стал мир в глазах человека: люди больше не воспринимают отдаленные от них места как нечто невообразимо диковинное, даже если никогда там физически не бывали. В общественном сознании реальный мир расширился до размеров всей Земли и частично вышел за ее пределы. Запуск космических аппаратов, изучение далеких астрономических объектов, путешествия в околоземное пространство - все это уже прочно вошло в обиход. Фантастические путешествия между планетами, так живо описанные средствами искусства благодаря научным изысканиям, тоже больше не выглядят как нечто сказочное, но скорее как что-то, к чему все психологически давно готовы: человечество уже скупило все билеты на космическую одиссею, и спокойно ожидает, когда объявят номер гейта. Что уж говорить, даже "Звездные войны" для современных людей - это нечто, что уже случалось когда-то "давным-давно в далекой-далекой галактике" :)

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Тем не менее, локально человечество далеко от единения в подлинном смысле этого слова. Существование множества государств с подчас неприступными границами, деление мира на сферы влияния с фундаментально непримиримыми мировоззренческими позициями, идейная вражда в политической, экономической и религиозной сферах, приводящая к неравенству, торжество капитала над правом и исторических предрассудков над реалиями сегодняшнего дня - это крупные преграды общего характера на пути подлинного объединения. Принимая их во внимание, следует подобрать иной термин, одновременно учитывающий нарастающее "масштабирование человека" и текущую, по большей части, административно-политическую разобщенность. Это глобализация. Термин включает в себя торговые связи, политические и проч., однако он больше соответствует тому, что наблюдается - "расширение" общества с "запаздывающей" сплоченностью.

Russian Doomer Aesthetics as Melting Pot Eclecticism
Russian Doomer Aesthetics as Melting Pot Eclecticism

Что касается сплоченности человечества, в сфере культуры она выражается прежде всего моделью плавильного котла: элементы различных культур взаимно проникают и смешиваются, образуя нечто, лишенное исторического обоснования и вразумительного объяснения. Аниме-персонажи на фоне постсоветских панельных домов с подписями на английском - таков культурный символ современной цивилизации в шпенглеровском смысле. Массовая культура теряет национальность, становясь общемировой. Сплоченность выражается в потере идентичности отдельных культур в результате их слияния и подавления "слабых" "сильными". Традиции германцев с сооружением храмов не были лучше или хуже поклонения кельтских друидов природе на открытой местности, но они оказались "исторически сильнее" - храмы остаются, они материальны. Галлы растворились во франках, оставив в будущей Франции частичку своей культуры. Многие культуры исчезли не в силу активного подавления путем запрета их проявлений, а из-за политико-экономической бесперспективности приобщения и последующей потери интереса к ним у потенциальных носителей. После утверждения христианства в статусе доминирующей религии в Древнем Риме император Юлиан попытался вернуть прежнее языческое устройство. В историю он вошел как Юлиан Отступник. Его действия в исторической перспективе являются безрезультатной попыткой свернуть с магистрали будущего.

Марксистский подход к описанию развития общества считает основными движущими силами любых процессов в обществе экономические выгоды и классовую борьбу. Культурная магистраль развития не всегда связана с выгодой, во многом ее определяет случай и реальное влечение к определенным "знакам" и ценностям, к числу которых относится, безусловно, эстетическая составляющая. Тем не менее, если взглянуть на архитектуру, экономический подход представляется верным. Действительно, многие десятилетия развитие архитектурной мысли шло в направлении упрощения форм не просто так. Этот тренд был задан индустриальными возможностями, позволившими удешевить и ускорить строительство. Во все времена именно экономико-географические возможности и условия задавали национальный колорит, из которого развивался исторический стиль. Но в XX веке, когда торговля вышла на общемировой уровень, бетон, стекло и железо стали теми столпами, на которых было возведено архитектурное представление о современности в глазах людей. Дешевые, большие, утилитарные - такие здания практически не имеют конкурентов.

Шэньян, Китай, июль 2025. Фото автора
Шэньян, Китай, июль 2025. Фото автора

И сегодня возводятся сооружения в других архитектурных стилях, которые можно было бы назвать "устаревшими". Возведение величественных соборов, как Саграда Фамилия, полное восстановление прежней застройки, как в Дрездене, или возвращение городу аутентичного облика, как в Рыбинске, - все это примеры усилий по сохранению исторического облика и самобытности окружающего пространства, кажущегося таким приятным и "человечным".

Однако будущее не за этим. В странах, вышедших на мировую политическую арену в роли активных участников сравнительно недавно по равнению с Европой, наблюдается бум строительства мегапроектов. Масштабные стройки СССР не угасли, они "релоцировались". Вместе с мегапроектами наподобие ГЭС "Три ущелья" или небоскреба Бурдж-Халифа идет строительство мегадомов. Впрочем, обычные люди привыкли именовать их человейниками. Для большинства людей застройка в питерском Кудрово представляется антимечтой, но спальные районы с "домами-коробками" есть не только там. Легче перечислить, где их нет. Во всем мире подобных мест становится все больше. Спальные районы идут следом за бизнес-центрами крупных городов, которые уже не отличить друг от друга. Москва-сити, Тель-Авив, Лондонский Сити, Шэньчжэнь, Нью-Йорк и т.д. - архитектура этих мест сбивает с толку, настолько они друг на друга похожи.

На этапе глобализации облик города теряет свою индивидуальность. Города движутся в направлении моды, не имеющий корней ни в одной из наций, но имеющей общий вектор. Практичность, функциональность, экономичность - таков лозунг архитектуры настоящего. Творческая мысль архитектора сводится к инженерному решению: важен максимум функций при минимальных издержках. А как же красота? Красота не окупается. Быстрый рост населения, массовая урбанизация, государственные планы по обеспечению жильём со стремлением к футуристическому имиджу и стандартизированными технологиями - всему этому не до излишеств, поэтому проверенные "коробочные" решения оказываются в приоритете.

Минас Тирит, Гондор. Вселенная Средиземья
Минас Тирит, Гондор. Вселенная Средиземья

Однако, как во сне Арвин, возможно иное будущее. Оно сочетает современные технологии и осознание важности окружающего пространства для внутреннего мира человека. Шаблонная архитектура может являться лишь временным явлением, обусловленным вступлением в глобализационный процесс. Если обобщать пирамиду Маслоу на уровень обществ, то рано или поздно, когда удовлетворены базовые потребности в жилье и инфраструктуре, наступает время для чего-то большего. Архитектура еще способна поразить не только масштабами, но и изяществом. Зарождающиеся ориентиры на экологичность, возвращение к "природным" материалам, таким, как дерево, адаптивность, усложнение форм и гуманность, выраженная в ориентире на комфорт человека, а не на "массовость", представляются добрым знаком позитивных изменений. Как в монологе Карцева: "Болезнь приобретает здоровые формы" :)

Хочется верить, что в основе концептуальной идеи новых сооружений будет лежать представление о том, что здание - это функционирующее произведение искусства, а не просто "машина для жизни".

Kruzenshtern Shpentendelmauzer

июль 2025

Понравилась статья? Вы можете поддержать автора:
💳 Карта Сбер:
2202 2011 9577 6436
💳 DonationAlerts:
https://www.donationalerts.com/r/shpentendelmauzer
💳 Кошелек ЮMoney: 4100118197743285
https://yoomoney.ru/to/4100118197743285
Подписывайтесь в других соцсетях:
➤ YouTube: https://www.youtube.com/@shpentendelmauzer
➤ Telegram: https://t.me/shpentendelmauzer
➤ VK: https://vk.com/anthologie_der_gedanken
➤ RuTube: https://rutube.ru/channel/50275865/