Найти в Дзене
Учись Легко

Иррациональные неравенства Алгебра 9 класс: секрет, который меняет понимание темы

Оглавление

Вы сидите над тетрадью, смотрите на задание: «Решите иррациональное неравенство» — и кажется, что это закодированное послание из параллельной вселенной? Почему одни ребята щёлкают их, как орешки, а другие застревают на первом шаге?

иррациональные неравенства перестали быть страшным сном и стали темой, в которой вы уверены на все 100. А ещё я поделюсь парой приёмов, которые не рассказывают в школе, но которые реально работают.

✔ Наша группа ВК заходите и подписывайтесь: 👉 ВК Учись Легко
✔ Наш Telegram-канал с новостями, подписывайтесь: 👉 Учись Легко

Почему иррациональные неравенства пугают школьников

В 9 классе алгебра уже не просто про «2+2=4». Появляются корни, параметры, сложные условия. А иррациональные неравенства — это комбинация корней и знаков больше/меньше, где нужно не просто решить пример, но и учесть все ограничения.

Ошибки случаются, потому что:

  • забывают про область допустимых значений (ОДЗ);
  • механически возводят обе части в квадрат, не проверяя потом посторонние корни;
  • путаются в том, где меняется знак неравенства.

Что нужно знать, чтобы начать решать уверенно

1. Всегда начинаем с ОДЗ

неотрицательным. Если под корнем отрицательное число — решения нет.

ОДЗ: x - 3 ≥ 0 → x ≥ 3.

2. Аккуратно возводим в квадрат

Чтобы избавиться от корня, обе части возводим в квадрат. Но! Только после того, как проверили, что обе части неотрицательны.

ОДЗ: 2x - 1 ≥ 0 → x ≥ 1/2.
Возводим в квадрат: 2x - 1 < 25 → 2x < 26 → x < 13.
Ответ: 1/2 ≤ x < 13.

3. Проверка — обязательна

Посторонние корни появляются чаще, чем кажется. Решили — подставьте результат в исходное неравенство.

Лайфхаки, которые экономят время

Помогает наглядно понять, какие промежутки подходят.

Это точки, где подкоренное выражение становится нулём или отрицательным. Их пропуск — частая причина ошибок.

Если в ОДЗ появляется что-то вроде x ≥ 7/3, работаем с ним так же, как с целыми.

Разбор типичного задания

Решить: √(x + 2) ≥ x - 1.

  1. ОДЗ: x + 2 ≥ 0 → x ≥ -2.
  2. Значит, рассматриваем только x ≥ 1.
  3. Получаем: x + 2 ≥ x² - 2x + 1.
    Переносим: 0 ≥ x² - 3x - 1.
  4. Корни: (3 ± √13)/2.
  5. Получаем: 1 ≤ x ≤ (3 + √13)/2.

Частые вопросы от учеников

Нет, сначала проверяйте знаки и ОДЗ.

Потому что после возведения в квадрат появляются лишние решения, которых в исходном неравенстве нет.

Можно переносить, возводить в квадрат, иногда дважды. Главное — не забыть про ОДЗ.

Провокационный момент для размышления

В реальности чаще проблема не в «способностях», а в том, что тему объяснили скучно и непонятно. Иррациональные неравенства — отличный пример: пока не видишь логику и алгоритм, кажется, что это магия. А на самом деле это всего лишь набор шагов.

Что делать прямо сегодня

  1. Возьми 3-4 задачи на иррациональные неравенства из учебника.
  2. Начни с ОДЗ.
  3. Реши, возводя в квадрат и проверяя ответ.
  4. Отметь на числовой прямой подходящий промежуток.

Попробуй, и ты увидишь: тема не такая страшная, как казалась.

А теперь расскажи в комментариях — как тебе эта тема в школе? Легко даётся или вызывает боль в глазах при одном упоминании?

Хочешь, сделаем?

⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮
🎓 Популярные онлайн-сервисы для образования и подготовки к экзаменам:

✔ Наша группа ВК заходите и подписывайтесь: 👉 ВК Учись Легко
⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮⋮ Реклама: ООО "ФОКСФОРД" ИНН: 7726464100, ООО "Сотка" ИНН 4703075007, ОАНО ДПО «СКАЕНГ» ИНН: 9709022748, ООО "Мобильное Образование" ИНН: 7736641912