Для чего нужно? С помощью чего происходит? И что будет, если его не будет?
Итак, "торможение", мы начинаем!
Напомним, что торможение в нервной системе - это снижение восприимчивости нейронов к проходящим по ним нервным импульсам.
То есть, торможение есть снижение способности к возбуждению.
При этом, точки зрения биоэнергетики клетки, торможение это активный, энергозатратный процесс, в котором участвуют соответствующие нервные структуры (нейроны и синапсы), а также биологически активные сигнальные вещества, нейромедиаторы.
Существует даже определение торможения как особого рода возбуждения, но с противоположным эффектом.
Зачем нужно торможение?
Дело в том, что нервная система, в особенности, головной мозг, представляет собой густо-разветвлённую сеть, где нейроны связаны друг с другом широкой, сложной, взаимосвязанной системой нервных контактов.
И если импульс, или "пакет" импульсов возникает в каком-либо участке мозга, то он потенциально способен широко и хаотично распространятся по всей сопряжённой зоне нейросети, приводя её в состояние возбуждения.
Такое потенциально возможное хаотичное массированное возбуждение непродуктивно, поскольку распространяясь без ограничения, оно теряет "адресность" и, значит, теряет свою сигнальную функцию, превращаясь в "электрофизиологический шум".
Помимо этого, значительное по интенсивности, хаотичное распространение импульсов по головному мозгу, или даже по отдельной его зоне, может быть опасно для жизни.
Именно подобная физиологическая картина хаотичной, неконтролируемой импульсации в головном мозге имеет место в случае эпилептического приступа.
С целью упорядочивания нейрофизиологических процессов возбуждения в нервной системе существует комплекс механизмов торможения.
К нему относятся, например,
- специализированные тормозные нейроны, например, клетки Рэншоу - тормозные вставочные нейроны, которые расположены в передних рогах спинного мозга.
- то́рмозные нейромедиаторы, такие, как глицин, или ГАМК (гамма-аминомасляная кислота).
Существуют и нейромедиаторы, скажем так, двойственного действия, двойственной направленности.
Так, например, серотонин является возбуждающим нейромедиатором.
Но у него есть и свойства то́рмозного.
Он способен подавлять избыточные импульсы, возникающие и распространяющиеся как ореол вокруг основного импульса.
И благодаря этому действию серотонина, импульсы в головном мозге распространяются упорядоченно, чётко и безопасно.
Функция торможения у серотонина имеет ещё и антидепрессивный эффект.
Так, серотонин тормозит активность центров отрицательных эмоций, которые находятся в основном в задней части гипоталамуса, часть из них — в миндалине.
А что же случается, если функция торможения снижена, подавлена?
Например, если количество то́рмозных рецепторов к серотонину снижено (соответственно баланс смещён в сторону возбуждающих рецепторов), то такой человек может быть склонен к импульсивному поведению. Он становится в прямом смысле "расторможенным".
В свою очередь, если намеренно повысить чувствительность возбуждающих рецепторов к серотонину, то есть по сути, искусственно разбалансировать серотониновую регуляцию в сторону возбуждения, то получится следующее.
Электрофизиологический шум в головном мозге усилится и начнут появляться эффекты восприятия изменённого сознания.
Веществом, с помощью которого можно получить такой эффект, является, например, ЛСД (нем. LSD, Lysergsäurediethylamid, диэтиламид d-лизергиновой кислоты).
ЛСД, или "вещество-25", было впервые синтезировано швейцарским химиком, сотрудником фармацевтическрй компании "Sandoz", Альбертом Хоффманом в 1938 году когда он работал над созданием препаратов на основе спорыньи.
Справочно, спорынья - грибок, паразитирующий на злаковых (пшеница, рожь) и вызывающий у людей болезнь, известную как эрготизм.
День, когда Хоффман сознательно применил ЛСД на себе с исследовательской целью, 19 апреля 1943 года, вошёл в историю как "День велосипеда".
Да, поездка на велосипеде в тот день оказалась для него незабываемой.
Путь из лаборатории, где он употребил это вещество домой, по его описанию, было похоже на полёт "над Альпами" Всё окружающее было искривлено, словно он "смотрел на мир через лупу". Ему казалось, что он перемещается очень медленно, хотя его помощник говорил, что тот напротив, двигался очень быстро.
Придя домой и находясь в своей комнате, он наблюдал как окружающая обстановка динамично меняет свои очертания, приобретая "гротескный, угрожающий характер". Свою соседку он не узнал, увидев в ней "злорадную, коварную ведьму в разноцветной маске".
Себя он ощущал захваченным неким демоном.
В попытке освободится от него, он отчаянно кричал и прыгал, но все эти попытки были тщетны и он в бессилии беспомощно опускался на свой диван.
Кроме того, ему было трудно писать и говорить. Он изъяснялся с окружающими через некое внутреннее сопротивление.
Изложенный выше опыт применения ЛСД на себе Хоффман подробно описал в своей книге "ЛСД - мой трудный ребёнок" (1980 год).
ЛСД изначально планировался к использованию в качестве лекарственного препарата для психотерапевтических процедур, потому что он очень мощно растормаживает нервные процессы, связанные не только с сенсорными системами, но и с эмоциями, памятью.
На сегодняшний день очевидно, что такая избыточная, неадекватная растормаживающая стимуляция нервной системы едва ли может нести какой-либо терапевтический эффект.
Ведь она является стихийной, непредсказуемой и опасной для того, кто её применяет, поскольку восприятие действительности человеком, делающим это становится неадекватным и своими действиями он может нанести физический вред себе и окружающим.
А исторический опыт применения ЛСД остаётся наглядным учебным пособием и аналитической моделью реакции психики на токсикогенное растормаживание нервной системы.
Выводы по материалу статьи:
- Торможение - это снижение восприимчивости нейронов к проходящим по ним нервным импульсам.
- Торможение - это активный, энергозатратный нейрофизиологоческий процесс, в котором участвуют соответствующие нейромедиаторы.
- Торможение обеспечивает устойчивое, слаженное, чёткое функционирование нервной системы.
- Ослабление естественной то́рмозной функции может провоцировать развитие импульсивности в поведении, депрессию, галлюцинации.
Использованная литература:
- Википедия;
- Хоффман А., "ЛСД мой трудный ребёнок", 1980;
- Дорогина, О. И. Нейрофизиология : учеб. пособие / О. И. Дорогина ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екате-ринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. — 100 с. - С. 77-78.
С вами Биология и Биомедицина!