Когда мы впервые упомянули о выходе фильма "Роднина", всё ещё сохранялась надежда, что зрителю представят не очередную «биографическую халтуру», а действительно качественное кино о великой спортсменке. Поводом для ожиданий послужила автобиографическая книга Ирины Константиновны Родниной — «Слеза чемпионки». Эта откровенная и резкая мемуаристика могла бы стать основой для серьёзного многосерийного проекта о советском фигурном катании. Но, увы, вышло иначе.
Несмотря на тревожные сигналы в виде странного кастинга и молчаливой рекламной кампании, всё же надеялись на лучшее — ведь в основе, якобы, лежала та самая книга Родниной. Однако фильм к ней никакого отношения не имеет. Это не экранизация, а абсолютно самостоятельная выдумка, лишённая глубины и исторической точности.
Возможности были — желания не было
Книга Родниной — это фактически готовый киносценарий: яркие персонажи, конфликты, спортивные интриги. Достаточно было бы режиссёра с видением и команды профессионалов, чтобы создать насыщенную драму. Но создатели пошли другим путём. Вместо реализма — шаблонный набор сцен без внутренней логики. Вместо персонажей — картонные фигуры. Вместо глубоких чувств — пустота.
Бюджет фильма составил внушительные 425 миллионов рублей (100 из которых — безвозвратная ссуда Фонда кино), плюс около 80 миллионов на продвижение. На выходе — кассовый провал. При сборах в 200 миллионов картина не окупила и половины затрат. В среднем на сеанс приходилось 7–11 зрителей.
Почему провал?
Критики объясняют неудачу тем, что общественное отношение к Родниной якобы неоднозначное. Народ, мол, не простил ей депутатство от "Единой России", участие в непопулярной пенсионной реформе, критику адресованных Камилле Валиевой оправданий, а также громкие высказывания о Москве и эмиграции. Добавляют и слухи про американское гражданство её дочери. Всё это, по мнению обозревателей, якобы "оттолкнуло зрителя".
Но дело не только в личности Родниной. Главная проблема — в самом фильме. Он просто плохо сделан. Моя дочь — студентка, кандидат в мастера спорта по одиночному катанию — посмотрела фильм по «Пушкинской карте» и назвала его «кино для недалёких». Единственное, что произвело впечатление — знакомый ледовый дворец в Первоуральске.
Актёры и персонажи
Роль Родниной исполнила Владислава Самохина. При всех огрехах кастинга она хотя бы старалась. Претензий к ней нет — проблема не в актрисе, а в том, что ей дали играть. Комикс вместо характера. Лучшая сцена — финал в Лейк-Плэсиде. По сюжету — момент триумфа и свободы. По факту — пустая картинка.
Парные элементы на льду исполнили юные спортсмены Варвара Черемных и Даниил Бутенко — им отдельное спасибо за работу.
Впрочем, наибольшее недоумение вызывает образ тренера. Станислав Жук выведен под именем Вячеслав Жуков, а сыграл его Евгений Ткачук. Вместо сложного, противоречивого наставника зрителю показали карикатуру — шумного и грубого персонажа, больше похожего на колхозного бригадира. Пародия удалась, но вот уважения к реальному человеку в ней нет.
Кстати, судьба самого Ткачука после съёмок оказалась тоже непростой — условный срок и штраф за перевозку наркотических веществ. Совпадение или нет, но символично.
Итог
Фильм "Роднина" — это не кино о великой спортсменке. Это недоработанная, поверхностная пародия на былое величие. Многомиллионный бюджет потрачен на продукт, который не смог ни заинтересовать молодёжь, ни пробудить воспоминания у старшего поколения. Если кратко — зрителю предложили не биографическую драму, а шумную и невнятную фальшь.