Найти в Дзене

Ретро-обзор: советский многоцелевой вертолет Ми-24Е (Звезда, 7212)

Приветствую! Нечасто в мои руки попадают реальные раритеты, но недавно мне удалось раздобыть несколько весьма редких наборов (тизерил их накануне в тг-канале). И одним из таких наборов, в коробку которого мы заглянем сегодня, будет вертолёт Ми-24Е от Звезды. Эта модель появилась в ассортименте фирмы где-то в середине 90-х (1995 или 1996 год) и она, по сути, является репаком набора от Итальери. Не буду долго тянуть с прелюдией, давайте же поскорее откроем коробку и взглянем на её содержимое!

Рисунок на коробке, он же бокс-арт, притягивает взгляд - всё такое яркое, да и сюжет в голове сразу рисуется глядя на вертолёт, приземляющийся на потрескавшуюся пустынную землю. Судя по всему, локацией фона является Афганистан. Картон матовый, немного шершавый. По бокам можно увидеть изображения когда-то выпускаемых моделей (ох уж этот Як-6, породивший дискуссию в комментариях поста про "старую" Звезду или Ил-4). А особенностью конкретно этого набора является ещё и уникальная нижняя крышка, сделанная из верхней части коробки от гаубицы М-30. Более того, такой бокс-арт гаубицы (с нарисованным задним фоном) я в принципе впервые увидел.

Инструкция напечатана на продолговатом листке тоненькой бумаги, сложенном пополам. К слову, на моей памяти это первая инструкция, на которой присутствует "расположение деталей на платах". Это особенно удобно, учитывая, что часть деталей в коробке отломана и для восстановления картины такая раскладка точно не лишняя. Кроме того, на листке имеется и довольно подробная историческая справка о прототипе:

Машина имеет высокие скоростные и маневренные характеристики. На одном из вариантов, который имел обозначение А-10 установлен абсолютный для вертолетов рекорд скорости - 367 км/ч. МИ-24 снабжен двумя газотурбинными двигателями ТВ-3-117 с пылезащитными устройствами воздухозаборников, сопла двигателей имеют систему уменьшения инфракрасного излучения. Вертолет имеет бронированную кабину с фонарями из оргстекла. Кабина снабжена системой герметизации и кондиционирования, что позволяет выполнять боевые задачи в условиях химического и радиоактивного заражения. Многие конструктивные элементы выполнены из алюминиевых сплавов и стеклопластика. Тандемная компоновка кабины обеспечивает наилучший обзор экипажу, который состоит из пилота, штурмана-оператора и бортового техника. Место пилота размещается выше места оператора и дает возможность аварийно покинуть вертолет после сбрасывания фонаря или через грузовую кабину. На вертолете установлено трехколесное шасси, полностью убирающееся в полете. Крылья позволяют разгрузить несущий винт, а также разместить средства поражения: контейнеры с неуправляемыми ракетами, ПТУРСы. Летчик-оператор находится в передней части кабины и управляет системой вооружения, куда кроме ракетного вооружения входит четырехствольный 12,7-мм пулемет на модификации МИ-24Д (модель этого вертолета выпускается предприятием "Звезда" KaT.N 7213). На модификации МИ-24Е вместо четырехствольного пулемета на правом борту установлена двуствольная 30-мм пушечная установка ГШ-30. Высокая боевая живучесть вертолета обеспечивается бронированием кабины и жизненно важных агрегатов, а также дублированием систем и применением средств, уменьшающих вероятность взрыва и пожара при повреждениях. На вертолетах также устанавливается система речевой индикации, сообщающая информацию пилоту и штурману-оператору, в том числе и о боевых повреждениях полученных машиной. Вертолет проектировался для использования в транспортном и десантном вариантах. Грузовая кабина позволяет разместить восемь десантников или до 1500 кг груза. МИ-24 эффективно применялся во время боевых действий в Афганистане. Вертолет поставлялся в страны Юго-Восточной Азии, Индокитая, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки не говоря уже о странах бывшего Варшавского Договора.

На литнике А расположена одна половина фюзеляжа, ротор вертолёта, детали интерьера и подвесное вооружение. По сегодняшним меркам литьё вызывает спорные чувства, но вот если бы мне такую модель подогнали в середине 90-х...(шучу, я тогда ещё под стол ходил и мой путь в хобби начнётся примерно лет 10 спустя). В общем, для своего времени, как мне кажется, детализация вполне себе норм. Клепка на фюзеляже объёмная, на деталях интерьера присутствует рельеф, ну а блоки подвесного вооружения и пушки требуют тонкого сверла. И да, посередине литника обильно разлился облой.

Литник В содержит в себе вторую половину фюзеляжа машины, лопасти и детали оперенья. Также, на нём есть деталь под кресла пилотов. А вот самих пилотов, которых производители частенько подкладывают в наборы в 72-м масштабе, тут нет. Но зато есть облой, как и на литнике А. В остальном же, детали отлиты нормально, рельеф хорошо читается. И ещё обратил внимания на цвет пластика - зелёный, но не тёмный, как в более поздних наборах фирмы.

-5

Ну и последний литник - литник С. На нём находятся детали остекления кабины пилотов и десантного отсека. Качество прозрачного пластика мне очень понравилось - могло быть значительно хуже. Так что Звезду тут можно лишь похвалить.

-6

Декаль от времени пожелтела, но не повредилась (во всяком случае, на первый взгляд). Никаких номеров под декалями тут не предусмотрено - всё нужно клеить строго опираясь на инструкцию и интуицию. Возможно, нумерация тут и ни к чему - декалей на листочке совсем немного.

Что ж, вот такой набор когда-то собирали моделисты девяностых и нулевых. Мне же немного жалко, что в те времена это всё обошло меня стороной, но зато сейчас у меня появилась возможность прикоснуться, без преувеличения, к живой истории. Всегда, когда берёшь в руки что-то старенькое, ты будто совершаешь путешествие во времени и можешь подумать об этом. В этот раз мы с вами побывали в середине 90-х.

__________________________________________________________________________________________

Благодарю, что дочитали пост до конца. Традиционно, пишите комментарии, ставьте лайки этому (и не только) посту, ну и подписывайтесь на канал, если ещё не - любая ваша активность мотивирует меня писать новые посты. Кроме того, подписывайтесь на мой телеграм-канал, где я делаю анонсы свежих обзоров, время от времени комментирую новости моделизма, которые меня наиболее заинтересовали, пишу про рабочий процесс, когда на столе кипит работа над новой моделью. Ссылка на канал: https://t.me/inscalepro