Найти в Дзене
Еще один книголюб

А всем ли нравится Большая грудь и Широкий зад? (отзыв на роман Мо Яня)

✅ Нобелевская премия в 2012 году ✅ Можно отнести и к историческому роману с вкраплением магического реализма ✅ Кричащее название ✅ И толстенькое, больше 700 страниц... Что может пойти не так? Это я про свои индивидуальные предпочтения: я люблю исторические тематики, объёмные романы и магреализм 😋 ✅ А! Еще и озвучка Игоря Князева. Казалось бы, все звезды сошлись, чтобы написать восторженный отзыв! Читала в рамках марафона "Шелковый путь" на канале Юли "Книжная Юла" Не срослось. Прочитала целиком, но теперь хожу и извиняюсь перед своими тысячами книг домашней библиотеки, что в очередной раз повелась на "Нобелевку". Сразу отберу на мой взгляд похожие книги: И тем не менее, никак не преуменьшаю значение этих книг и талант их авторов, особенно учитывая то, что внятно объяснить, почему две первые - безусловное ДА, а три (включая прочитанную Большую грудь) - НЕТ, я не могу. Просто там у меня была восторженная улыбка, как только я брала книгу в руки, а ночами образы всплывали, сцены и м
Оглавление

✅ Нобелевская премия в 2012 году

✅ Можно отнести и к историческому роману с вкраплением магического реализма

✅ Кричащее название

✅ И толстенькое, больше 700 страниц...

Что может пойти не так? Это я про свои индивидуальные предпочтения: я люблю исторические тематики, объёмные романы и магреализм 😋

✅ А! Еще и озвучка Игоря Князева. Казалось бы, все звезды сошлись, чтобы написать восторженный отзыв!

Читала в рамках марафона "Шелковый путь" на канале Юли "Книжная Юла"

Не срослось. Прочитала целиком, но теперь хожу и извиняюсь перед своими тысячами книг домашней библиотеки, что в очередной раз повелась на "Нобелевку".

Сразу отберу на мой взгляд похожие книги:

  • Габриэль Гарсия Маркес "100 лет одиночества - ❤❤❤❤❤
  • Гюнтер Грасс "Жестяной барабан - ❤❤❤❤❤
  • Салман Рушди "Дети полуночи" - ❤
  • Хатльгрим Хельгассон "60 кг солнечного света" - ❤

И тем не менее, никак не преуменьшаю значение этих книг и талант их авторов, особенно учитывая то, что внятно объяснить, почему две первые - безусловное ДА, а три (включая прочитанную Большую грудь) - НЕТ, я не могу. Просто там у меня была восторженная улыбка, как только я брала книгу в руки, а ночами образы всплывали, сцены и моменты, которые стоит продумать и повертеть со всех сторон. А тут... а тут кроме некоторой оторопи нет никаких эмоций.

По-разному интерпретируют роман, мол вся история Китая 20 века в нём поместилась. Там многодетная женщина с кучей девочек и одним мальчуганом "с особенностями". Автор удобненько направил всех дочерей в разные стороны, наделил их разными взглядами и яркими (в основном трагическими) судьбами, и тем самым действительно что-то удалось узнать о жизни Китая прошлого столетия, но совсем немного. Вообще не так я себе представляла знакомство с Китаем. По-моему, мне больше удалось узнать из книги про Чингисхана, когда он Китай покорял 😅 Ну ладно, в конце концов я не ожидала от этой книги знакомство с целой страной, всё же, это художественная литература, и у неё совсем другие задачи. Поэтому, давайте, я постараюсь перед личными впечатлениями рассказать немного об авторе и о сюжете.

Об авторе

Мо Янь
Мо Янь

Мо Янь - это псевдоним. Мо (莫) в переводе с китайского — это запретительное отрицание: «не надо», «не смей», «нельзя». Янь (言) — глагол, означающий «говорить», «вести беседу». В русском языке псевдоним писателя превратился в повелительное «молчи» (ох и напрашивается мне комментарий относительно "молчи" и огромного романа, на который я угрохала пару месяцев, но не буду ))) Настоящее имя автора - Гуань Мое.

Родился писатель в 1955 году в волости Далань уезда Гаоми провинции Шаньдун (где и будет разворачиваться действие всех его произведений) в семье зажиточных крестьян, по-нашему — кулаков. Как и в СССР 20-х — 30-х годов, в Китае середины века таких людей лишали имущества. Мо Янь в своей Нобелевской речи признался, что самой большой мечтой детства была тарелка пельменей, а одним из самых страшных воспоминаний — эпизод, когда солдаты отобрали колосья, которые они с матерью собирали на коллективном поле. В 11 лет ему пришлось оставить школу и пойти в пастухи на колхозную ферму.

в 1976 году он был принят в Народно-освободительную армию Китая (НОАК) и стал кадровым политработником. Увы, служба была единственным социальным лифтом для голодающего мальчишки ненадежного происхождения.

Некоторое время Мо Янь работал гарнизонным библиотекарем и заполнил пробелы в образовании благодаря книгам, а в 1984-м стал слушателем факультета литературоведения Академии искусств НОАК. Спустя семь лет он окончил аспирантуру уже в Пекинском университете. Из армии писатель уволился только в конце 90-х, когда занял должность редактора в «Газете прокуратуры».

Изысканное собрание в абрикосовом саду. Фрагмент. Китай, ок. 1437. Художник – Се Хуань (1377–1452). Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Изысканное собрание в абрикосовом саду. Фрагмент. Китай, ок. 1437. Художник – Се Хуань (1377–1452). Музей Метрополитен, Нью-Йорк

О сюжете

Действие романа происходит на фоне значимых исторических событий Китая в 20 веке: падение империи, японская оккупация, гражданская война и культурная революция. В центре внимания семья, пытающаяся выжить в условиях голода, лишений, политических репрессий и насилия.

Главная героиня - Шангуань Лу, сильная и стойкая женщина, родившая восемь девочек и одного мальчика, проходит через множество испытаний, чтобы прокормить своих детей (и внуков).

-4

Личные впечатления

С одной стороны, есть какая-то прелесть в том, что в книге нет философии и рефлексии. Никакими своими взглядами автор текст не перегружает. С другой стороны, есть действительно достойные главы, связанные с наделением персонажей силой из сказок и китайского фольклора. Например, читать про сестру, которая стала "Птицей-оборотнем" было увлекательно.

Сбрасывая состояние птицы-оборотня, сестра в целом вела себя как человек, но странных выражений лица и телодвижений у нее было предостаточно. Говорила она немного, постоянно щурилась, предпочитала сидеть на корточках, пила чистую холодную воду, причем с каждым глотком запрокидывала голову, как делают птицы. Хлеба не ела, да и мы его не ели, потому что в доме не было ни зернышка. Все посетители подносили нашей семье то, что любят птицы. Из мясного это были цикады, червячки шелкопряда, бобовая тля, майские жуки, светлячки. Подносили и вегетарианское: конопляное семя, кедровые орешки, семечки подсолнуха. Все эти подношения мы, конечно, сначала передавали третьей сестре, а остатки делили между матушкой, сестрами и сопляком Сыма. Сестры, как примерные дочери, часто краснели до ушей, но отказывались от своего червячка шелкопряда или бобовой тли. Молока у матушки стало очень мало, но по качеству оно оставалось превосходным. В эти «птичьи» времена она пыталась отнять меня от груди, но, поняв, что я могу обораться до смерти, отказалась от своей затеи.
В благодарность за горячую воду и другие удобства, а главное – за то, что Птица-Оборотень помогла решить их проблемы, люди с моря оставили нам на прощание целый мешок вяленой рыбы. Бесконечно признательные, мы проводили их до самой дамбы.

При этом нарочитая черствость описания жестокостей не может не шокировать. Точнее переживания наверно есть, но автор их не описывает. Это еще как-то можно понять с того момента, когда повествование переключается с авторского на сына ЦзиньТуна. Того самого мальчика с особенностями, точнее с патологической помешанностью на женской груди. Материнской грудью он кормился чуть ли не до 20 лет, и озабочен только этим, какие уж тут переживания. Видимо так автор показывает силу Женщины и ее власть над мужчинами.

Высокорослый и представительный, но слабовольный, он на всю жизнь остался духовным карликом, так и не сумев оторваться от груди матери.

Кстати, во всей книге ярких героев-мужчин нет, а вот женские образы очень многогранны.

Желание облобызать женскую грудь возникает у ЦзиньТуна при встрече с каждой женщиной, собственно он особенно себе в этом и не отказывает, особенно, когда дядя его устраивает в магазин женского белья 😂 Так как повествование ведется от него, то общая тема о груди будет примерно через страницу.

У Сыма Ляна был немалый опыт по женской части, и он знал, что именно шея выдаёт возраст женщины. У пятидесятилетних она смахивает если не на жирный кусок колбасы, то уж на трухлявый ствол точно. Главное для женщины — иметь развитую грудь. Грудь — результат прогресса человечества. Любовь к груди и забота о ней есть основное мерило развития общества в любую эпоху. Грудь — это гордость женщины, гордиться женской грудью должны и мужчины. Женщине хорошо, лишь когда комфортно груди. А если хорошо женщине, будет хорошо и мужчине. Поэтому если ухаживать за грудью, всем будет хорошо. Общество, которое не заботится о груди, — нецивилизованное общество. Если в обществе нет любви к груди, это негуманное общество.

Ладно, вся эта тема с грудью мной точно быстро позабудется. Думаю, в голове после прочтения книги останется только Птица-оборотень, ну и что уж молчать - описание некрофильского сексуального опыта. Удивительно, конечно, что это описано в книге автора, который получил нобелевку...

С Китаем, может, и пора нам всем сближаться, но я пока всех пропущу и встану в конец очереди 😃

Кстати, есть у меня еще про Китай книга Эдварда Резерфорда. Уверена, там обойдется без некрофилии.

А Вы читали произведения Мо Яня? Если можно, будьте добры написать о парочке китайских авторов, которые, на Ваш взгляд, очень достойные.

Всем хороших книг! 🤗