Скульптура, которую было сложно забыть — даже если очень хотелось.
Было — и нет. В конце июля 2025 года с Болотной набережной в Москве исчезла та самая скульптура, которую москвичи дружно называли «груда г…лины» (варианты на букву Г каждый выбирал сам). Официально — «Большая глина №4» швейцарского художника Урса Фишера. Неофициально — самый обсуждаемый арт-объект столицы последних лет.
Разбираемся: откуда она взялась, что означала, кто её поставил и почему москвичи её так невзлюбили.
Что это вообще было?
«Большая глина №4» — это огромный кусок «глины», слепленный руками художника, а потом увеличенный в 12-метрового гиганта и отлитый из алюминия. На деле — не глина, а тяжёлый металл, серого цвета, с выраженной фактурой «пожамканного руками». Так себе впечатление, будто кто-то прилюдно бросил кусок старого пластилина и ушёл в сторону ГЭС‑2 пить капучино.
Кто такой Урс Фишер и зачем он это придумал?
Урс Фишер — швейцарский художник, один из любимцев мировой арт-сцены. Его работы выставлялись в нью-йоркском Музее современного искусства (MoMA), на Венецианской биеннале, да где только их не было. Он знаменит тем, что делает странные, большие и временами пугающе нелепые вещи. Например — свечи в виде людей, которые медленно сгорают.
Или огромный рот, глотающий посетителей галереи. Или вот — глина размером с трёхэтажный дом.
Фишер — художник не про красоту, а про эффект. Про то, чтобы вы посмотрели, сказали: «Что это за чертовщина?» — и потом всё равно продолжили думать об этом. Его скульптуры — как загадки без ответа. Или без вопроса.
Москве досталась одна из четырёх «Глин», номер четыре. Прежде она побывала во Флоренции и Нью-Йорке, где тоже вызвала неоднозначную реакцию, но без массового культурного шока.
Откуда взялась и зачем её поставили?
Скульптура появилась в Москве в 2021 году. Привез её Фонд V-A-C (основатель — бизнесмен Леонид Михельсон, NOVATEK), к открытию нового арт-пространства — ГЭС‑2, бывшей электростанции, которую превратили в культурный центр.
Идея была красивая: показать, что современное искусство — это не только картины с вензелями, а ещё и вот такие неожиданные формы. По задумке, «Глина» должна была символизировать творческий импульс: вот, мол, взял человек кусок материала и начал лепить. Как символ начала. Ну или как минимум попытки.
А что москвичи? А москвичи — не оценили
Скульптура, мягко говоря, не понравилась горожанам. Комментарии в интернете были колкими:
«Похоже на то, что собака оставила после прогулки».
«Это что, памятник безответственности?»
«Когда уже это уберут с набережной?»
И даже депутаты Госдумы высказались в духе: «никаких чувств, кроме негодования».
Особенно раздражал контраст: с одной стороны — сталинская архитектура, купола и классика, с другой — эта странная серая глыба. Ни красоты, ни понятного послания. Ну не прижилось.
Зачем её убрали?
28 июля 2025 года рабочие с кранами начали демонтаж. Без пресс-релизов, без торжественного прощания. Просто убрали — как будто ничего и не было.
Хотя изначально скульптура была временной инсталляцией, планировалась максимум на год. В итоге простояла четыре. Говорят, что на её месте будет другая работа — возможно, более дружелюбная к глазу. Если будет объявлен конкурс, то наша студия - в деле.
Итог истории
Современное искусство — штука тонкая. Кто-то видит в этом «метафору творческого жеста», а кто-то — груду алюминия, уродующую пейзаж. Но если работа вызывает столько эмоций — от негодования до хохота — может, она всё-таки сработала?
Хотя лично нам ближе мысль: хорошо, когда искусство не требует объяснений на три страницы. Оно просто нравится — или нет. А «Большую глину» москвичи не полюбили. И ничего страшного. Не всё обязано оставаться навсегда