Это уникальное крестьянское ремесло зародилось в Тирольских Альпах в начале XVI века и эволюционировало от религиозных образов, украшавших стены древних монастырей, к пасторальной живописи, изображавшей простую сельскую жизнь Западной Австрии и Северной Италии. Паутинная живопись стала давно забытой формой изобразительного искусства.
На сегодня в мире известно не более ста картин, созданных в этом жанре, и нет ни одного художника, рисующего с помощью нежных, шелковистых нитей паутины.
Как монахи из Тирольских Альп создавали картины при помощи паутины
В давние времена на зеленых травянистых пастбищах долины Пустер, окруженной горными склонами Тирольских Альп, часто можно было встретить крестьян и монахов, бродивших в поисках блестящей, шелковистой паутины, сплетенной пауками и гусеницами-шелкопрядами. Аккуратно расправляя нежную сеть паутины, они снимали ее специальными маленькими ножами, чтобы превратить эти тончайшие нити в изящный холст, который служил основой для создания портретов святых и живописных сельских пейзажей.
Паутинная живопись в те давние времена считалась достаточно редким и изысканным искусством, она выполнялась на тканях, изготовленных из паучьей паутины или гусеничного шелка, собранных в дикой природе, а создание холста из паутины было достаточно кропотливым и сложным процессом.
После сбора и тщательной очистки от мелких веточек и насекомых паутина аккуратно укладывалась слоями на тонкий картон и пропитывалась разбавленным молоком для придания прочности. После просушки получался тончайший холст, но он все равно оставался чрезвычайно хрупким - даже неаккуратное нажатие пальцем могло полностью испортить картину.
Художники рисовали поверх этого холста специальной тонкой кисточкой, изготовленной из перьев вальдшнепа.
Ещё больше интересных материалов и видео в нашем Телеграмме ❤️ Обязательно посмотрите ❤️
Для создания паутинных картин использовались акварели или индийские чернила. Размер готовых картин обычно был чуть больше почтовой открытки, их так и называли картины-паутинки.
Первые картины, написанные на паутине, изображали святых и располагались на окнах церквей и монастырей
Первые картины-паутинки появились в окнах австрийских церквей и монастырей. Монахи, стремившиеся выразить свою духовную преданность и смирение, при создании портретов святых использовали самые сложные техники, какие только можно было себе представить. Чем более хрупкой и прозрачной выглядела картина, тем больше она ценилась. Поэтому картины нередко размещали в окнах между стекол, чтобы они просматривались с обеих сторон.
Паутина, как материал для творчества, привлекла художников своей хрупкостью и необыкновенным эффектом прозрачности. Рисунок наносили на холст при помощи непрозрачных красок, а фон оставляли незакрашенным, благодаря чему при попадании света на картину она выглядела прозрачной, а контур изображения приобретал божественное свечение.
Помимо портретов святых, художники начали создавать картины с другой тематикой, особенно популярной стала пасторальная живопись, изображающая альпийские сельские пейзажи. Известны также портреты королевских особ и военных сцен, сделанных с помощью этой техники, но самое удивительное было то, что паутину стали использовать даже для создания гравюр. Невероятно, но художники находили способ печатания с металлических пластин под прессом, перенося изображение на тончайший паутинный холст.
По мере того, как паутинная живопись получала развитие, а картины-паутинки становились все более популярными, они стали появляться в домах людей, их стали продавать на рынке и экспортировать в другие страны. Бельгийский живописец Франц Унтербергер был известен тем, что нанимал местных художников для создания картин, сделанных на паутине, и продавал их туристам.
Сохранились ли шедевры паутинной живописи до наших дней и есть ли в мире современные художники, рисующие при помощи этой техники
Имена большинства художников, работавших в стиле паутинной живописи, история не сохранила. Одним из самых известных мастеров паутинной живописи был Элиас Прюннер, творивший в середине XVIII века, но до наших дней не дошло ни одной его работы. Его ученик и последователь Иоганн Бургман, писавший для южнотирольских церквей, оставил наследие из нескольких десятков картин, которые сегодня преимущественно хранятся в частных коллекциях.
Другой его последователь и родственник Иоганн Прюннер был известен созданием гравюр из паутины, четыре из которых сохранились до наших дней, в том числе и старейшая из всех известных гравюр «Мадонная с младенцем», которая сегодня хранится в Честерском соборе в Англии.
❤️ Другие интересные статьи и видео в нашей группе в VK👇 Посмотрите👇
Сегодня в мире не существует ни одного художника, владеющего искусством паутинной живописи. Последняя такая художница - Энн Брэдшоу Клоптон - жившая в Теннесси, ушла в мир иной в 1956 году. Она открыла для себя паутинную живопись, когда ей было всего 11 лет, и на протяжении всей своей жизни совершенствовала это ремесло, научившись распознавать виды пауков, плетущих наиболее прочную паутину, разработала собственные краски, которые ложились на холст и не рвали его под своей тяжестью. Она месяцами работала над каждой картиной, нанося микроскопические мазки при помощи увеличительного стекла. К сожалению, большинство ее работ было утеряно, но отдельные картины сохранились в ее доме и в Национальном музее американской истории в Вашингтоне.
Искусство полно уникальных техник, оригинальных направлений и нестандартных решений, причем любая его форма должна быть сохранена для будущих поколений. Хочется надеяться, что это уникальное искусство не умерло вместе с последним мастером и когда-нибудь будет возрождено, как сейчас художница из России возрождает древнюю технику живописи - энкаустику, выжигая картины воском.
Напишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/310725/64847/