Анатоль Франс: «В искусстве всегда жили два чудовища: мастер, который не художник, и художник, который не мастер».
Поток людей, закончивших профильные заведения, огромен. Но они не художники, и тут хоть убейся. А сколько художников, без художественного образования? И с этим тоже ничего не сделаешь, потому что видно сразу, кто художник. И так во всем, что называется искусство.
А теперь, ко всему этому добавился искусственный интеллект, который то же претендует на создание продукта по искусству литературного и изобразительного жанра.
Может попробовать рассмотреть изобразительный жанр на уже известных всему миру художниках.
Дали и Пикассо — художники? А может это разводка публики?
Дали вообще гениальный рисовальщик, а сюрреализм — это особый взгляд на жизнь. Он вообще любил эпатировать публику.
Есть знаменитая история о том, как Дали на глазах у публики нарисовал абсолютную лошадь, реалистическую, выразительную, сказал: «Вот так нравится вам». Потом ее всю изогнул, переделал: «А вот так нравится мне». Он до такого совершенства был рисовальщиком, что уже просто не знал, что бы придумать.
Пикассо никогда не был приверженцем одного стиля в искусстве, вся его жизнь прошла в творческих исканиях. Он был разносторонней личностью, им написаны полотна, относящиеся к различным направлениям живописи: неоклассицизму, реализму, пуантилизму и, конечно же, кубизму.
Пикассо хочет показать то, из чего состоит предмет, а не то, как он выглядит. Он дает понять смотрящему, что внутренняя сущность изображаемого объекта всегда скрыта за внешним его проявлением. Хотя, Пикассо традиционно считают основоположником кубизма.
Этих двух художников объединяет три вещи:
- родились оба художника в Испании
- оба женаты на русской;
- учились в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде, получив классическое художественное образование.
А нынешние инсталляции 95 процентов из них — развод
Инсталляции — это отдельная тема. В Лондоне в этом жанре создали предел спекулятивности на знаменитой выставке выгородили угол, в углу кучка мусора, ее намели в совочек и высыпали туда, на стене висит в рамочке старая газета — все!
Это можно назвать ребусом-кроссвордом-загадкой — концептом! То есть стоишь, и если тебе не лень, то ты можешь придумывать, что бы это могло значить.
Но существуют такие инсталляции, которые эмоционально цепляют и держат ваше сознание очень долго. Их мало, но "они в тельняшках".
Один художник в Англии, в беседе с нашим художником говорит: «Ты что, сам, рукой?» «А как иначе?» - отвечает наш соотечественник. Англичанин говорит: «Сделал бы эскизики, послал в Китай, тебе бы намного дешевле обошлось».
А теперь, можно в искусственный интеллект эскизики заложить и совсем 3 копейки выйдет.
Это называется бизнес-процессами...
Искусство делать деньги, из величайших произведений, как это произошло с импрессионистами. Один из них, Ван Гог при жизни продал две картины, и то брату. А вот брат заработал на биографии и на энергетике Ван Гога, его палитре, она у него потрясающая. Живопись — это цвет и фактура, это не изображение, не рисунок. Живо писать может только настоящий творец. И подлинность этого художника не оспорима.
Что мы любим в искусстве? Само творение или биографию создателя?
Творчество. Мы все-таки подлые люди, какое нам дело до его биографии: мы потребляем то, что они производят, а какой ценой они это делают, нам до этого нет дела.
Вы знаете, что Чайковский был гомосексуалистом и что царь дал ему год жизни из уважения к его музыке...
Один князь пожаловался царю, что Чайковский приставал к нему. Царь вызвал его и спрашивает: «Петр, это правда?» А тогда врать не принято было, и царь сказал: «Я тебе даю год, через год ты должен умереть как-нибудь естественно». И Петр Чайковский написал Шестую симфонию за этот год. А глубокой осенью зашел в Неву, простыл и умер от воспаления легких. Шестая симфония — это потрясение для всех чувствующих людей и по ныне.
Творчество великий резонатор для всех нас. Просто мир так устроен, что резонанс большинства не совпадает во времени и пространстве с творением созданным. Иногда он запаздывает и включается уже после ухода от нас создателя творения на которое мы смотрим или слушаем.