Жизнь Жюли Бернар, вошедшей в историю под именем мадам Рекамье, – это захватывающая повесть о красоте, интеллекте и влиянии в бурные времена Великой французской революции (1789 - 1799 гг.),
В копилку эрудита: 236 лет назад началась Великая французская революция, которая завершила эпоху абсолютной монархии во Франции и сделала её республикой, на время утопив в крови. Это была первая революция в стране, и длилась она 10 лет, с 1789-го по 1799 год. В конечном счёте борьба за «свободу, равенство и братство» привела к власти Наполеона Бонапарта (1799-1815 гг.).
империи Наполеона и Реставрации.
Родившись в Лионе,
она рано проявила незаурядные умственные способности и очаровательную внешность, предопределившие её судьбу. Переезд в Париж открыл ей двери
в высшее общество,
где вскоре она стала одной из самых желанных и влиятельных женщин своего времени. Брак с банкиром Жаком Рекамье, человеком значительно старше, окутан завесой тайны. Слухи о его возможном родстве с Жюли будоражили умы, добавляя пикантности её образу. Независимо от правды, Жюли Рекамье умело использовала своё положение, создав в своём салоне центр политической и интеллектуальной жизни Парижа.
Здесь собирались писатели, художники, политики, и аристократы, обсуждая животрепещущие вопросы и плетя интриги. Влияние мадам Рекамье было огромным. Она поддерживала опальных деятелей, выступала против деспотизма Наполеона, за что подвергалась преследованиям и даже изгнанию.
Её стойкость и принципиальность вызывали восхищение даже у врагов. Романтические связи Жюли, особенно с Бенжаменом Констаном, стали легендой.
Их страстная, но полная препятствий любовь отражала дух эпохи романтизма.
После падения Наполеона, салон мадам Рекамье вновь стал местом встреч интеллектуальной элиты. До конца своих дней она оставалась символом красоты, ума и независимости, оставив неизгладимый след в истории Франции. Её жизнь – это пример того, как женщина может влиять на ход истории, используя свой ум и обаяние в эпоху политических и социальных потрясений.
В копилку знаний: Фирмен Массо (5 мая 1766 года - 16 мая 1849 года, Женева, Швейцария) — швейцарский художник-портретист. Художник родился во франко-швейцарской семье в Женеве и был четвёртым ребёнком часовщика Андре Массо и его супруги, Марии-Екатерины.
В копилку эрудита: Жерар, Франсуа Паскаль Симон (1770—1837 гг). Французский историк, живописец и литограф. Изучал скульптуру под руководством Пажу, но показал способность не столько к этому искусству, сколько к живописи, перешел в ученики к Жаку Луи Давиду и получил еще во времена Первой Империи блестящую репутацию, которая, однако, значительно померкла еще при его жизни. Первые картины Жерара, обратившие на него внимание любителей искусства и публики, были «Велизарий» (1795) и «Первый поцелуй Амура и Психеи» (1798, в Луврском музее, в Париже). С 1814 Жерар – «первый живописец короля». В картинах на исторические и мифологические сюжеты («Психея и Амур», 1798, Лувр, Париж; «Вход Генриха IV в Париж», 1817, Национальный музей Версаля и Трианонов) Жерар пытался применить живописный язык классицизма для раскрытия романтических по духу тем. Он известен также как автор парадных портретов, в которых идеализация образов сочеталась с интимностью обстановки, часто – с пейзажными фонами («Мадам Рекамье», 1802, Пти-Пале, Париж; портрет княгини Кочубей, около 1809, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
В копилку эрудита: Музей Карнавале — городской музей истории Парижа, расположенный в двух зданиях — старинном особняке Карнавале и соседнем Ле-Пелетье-де-Сен-Фаржо, возведённом в конце XVII века. В музее Карнавале имеется свыше 100 залов (!), т. е. музей отнюдь не маленький! В них охвачена история Парижа от древней Лютеции до XIX века. Здесь представлены мебель, скульптуры, картины, посуда...
Салон мадам Рекамье был не просто местом развлечений, а настоящим оазисом свободы мысли. В эпоху цензуры и политических репрессий он давал возможность обсуждать запретные темы, делиться мнениями и критиковать власть. Жюли умела создавать атмосферу доверия и интеллектуального подъёма, что привлекало к ней самых ярких представителей эпохи. Здесь зарождались новые идеи, формировались политические союзы и плелись интриги, влиявшие на судьбу Франции.
Особое место в жизни мадам Рекамье занимала дружба. Она умела ценить преданность и поддержку, окружая себя верными друзьями, готовыми прийти на помощь в трудную минуту. Среди её близких были Шатобриан, де Сталь и множество других выдающихся личностей.
В копилку эрудита: Франсуа Рене де Шатобриан (4 сентября 1768, Сен-Мало, Франция — 4 июля 1848, Париж, Франция) — французский писатель, политик и дипломат, ультрароялист, виконт, пэр Франции, консерватор, один из первых представителей романтизма. Родился в 1768 году в бретонской дворянской семье. Шатобриан – мастер исторической детали, умеющий, как никто, одним штрихом показать, говоря пушкинскими словами, «историю домашним образом». Занимательный факт: Шатобриан – рецепт говядины, который настолько популярен, что нарезка мяса стала синонимом блюда. Изобрёл рецепт личный повар Шатобриана, когда тот служил послом в Лондоне, поэтому страной происхождения блюда называют Великобританию..
В копилку знаний: Мадам де Сталь (баронесса Анна-Луиза Жермена де Сталь-Гольштейн, урождённая Неккер, 22 апреля 1766 - 14 июля 1817 года) — французская писательница, теоретик литературы, публицист, хозяйка салона, имевшая большое влияние на литературные вкусы Европы начала XIX века. Наиболее известна под сокращённым именем.
Их переписка с Жюли – ценный источник информации о политической и культурной жизни Франции того времени. В последние годы жизни мадам Рекамье, несмотря на ухудшающееся зрение, продолжала принимать гостей в своем салоне. Она оставалась верна своим принципам и идеалам, вдохновляя окружающих своим оптимизмом и жизнелюбием.
В копилку эрудита: Принц Август Вильгельм Прусский (нем. August Wilhelm, Prinz von Preußen; 9 августа 1722, Берлин — 12 июня 1758, Ораниенбург) — одиннадцатый ребёнок в семье короля Пруссии Фридриха Вильгельма I и его супруги Софии Доротеи Ганноверской. Так что же связывало красавицу с принцем? Жюли едет в Коппэ, отдохнуть у своей подруги, мадам де-Сталь. Она уже не так молода (ей 30 лет) и душевно совершенно истощена. Среди людей, встреченных ею в Коппэ, был принц Август Прусский. Принц влюбился в Жюльетту, и, как говорила она сама, это был единственный человек, в ответ на чью любовь забилось её до той поры спокойное сердце. Принц Август хотел соединиться с Жюльеттой навсегда, женившись на ней, но в его положении это было достаточно трудно, да и у неё был старый муж.
"Пожертвовав человеком, который Вас обожает, который хочет посвятить Вам всю свою жизнь, который дал Вам уже самые большие доказательства своей любви, из-за того, чтобы не причинить несколько неприятных минут тому, кого Вы не любите, с кем Вы связаны, пока сами этого хотите, и из-за кого Вы потеряли двенадцать лучших лет своей жизни, это было бы жестокостью, на которую я Вас не считаю способной", - так пишет и сам Август.
В нежной и мягкой душе Жюльетты происходит тяжёлая борьба: решить в ту или другую сторону сразу она не могла и откладывала со дня на день своё окончательное решение. Наконец, в 1808 году она пишет Августу, что между нею и её счастьем стоит неодолимая преграда. "Она не может разорвать уз, которые составляют её горе".
Она даже задумывает покончить с собой и пишет прощальное письмо своему мужу, однако, в последнюю минуту что-то помешало ей сделать это. До самой своей смерти принц Август не переставал поддерживать с ней переписку и любить её издалека. "Я слишком люблю правду, чтобы её осуждать, даже если она меня ранит, но я должен сознаться, что не достиг совершенства, нужного, чтобы переходить так быстро от одной симпатии к другой...",— пишет ей принц Август, когда она была уже подругой Шатобриана. Мне кажется, портрет кисти Крюгера безмолвно говорит нам об этой трогательной любви. Работу Франсуа Жерара мадам Рекамье сама преподнесла принцу Августу в подарок. После его смерти портрет вернулся к ней и теперь его можно видеть в Версале.
Её дом был открыт для всех, кто искал утешения, совета или просто интересной беседы.... (окончание в части 2).
В копилку знаний: Ричард Косвей (5 ноября 1742 года, Лондон — 4 июля 1821 года, Лондон) — английский художник-портретист эпохи Регентства, известный своими миниатюрами. Его жена Мария тоже была художницей, близким другом которой был Томас Джефферсон.
Продолжение совсем скоро)......