Продолжая "экскурсию" по Минскому музею авиации в Липках перейдём в вертолетную часть и расширим её на ещё один музей в Беларуси - самый известный "Линию Сталина" и немного добавим для сравнения "вертикальных" из кубинского Парка Патриот.
Адреса музеев:
- "Выставочный комплекс авиационной техники и павильон "Космос". ул. Липковская 12А, Минск, Минская область 220138, Беларусь.
- Историко-культурный комплекс «Линия Сталина». Дорога Р28, 31 км Лошанский с/с, Минская обл. Беларусь.
- Парк "Патриот. Музейная площадка №1. Сектор ВКС. Московская область, Одинцовский район, городское поселение Кубинка. 55-км Минского шоссе.
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Начинается вертолётная часть с встречающего белого Ми-1М.
Ми-1М (27 красный, WSK PZL-Świdnik (Wytwórnia Sprzętu Komunikacyjnego PZL-Świdnik, Польша/Завод №168, Ростов?). 1958-1965. "Выставочный комплекс авиационной техники и павильон "Космос". Первый серийный советский вертолет Ми-1 стоит у входа даже не в музей, а на территорию аэродрома ДОСААФ на металлических стойках. В таком виде вертолет оказался ещё в 1983, когда отслужил свой срок в ДОСААФ и был установлен у въезда в Боровую, а в конце октября 2023 его перевезли в Боровую, где подновили ливрею - корпус стал белого цвета с красной и зелёной продольными зигзагообразными полосами и новым номером "27" крайный. Ми-1 выпускался на заводах в Москве, Оренбурге, Ростове и в Республике Польша в Свиднике на PZL-Świdnik, его последняя модификация Ми-1М немного в Ростове, но в основном в Свиднике, где было выпущено 1683 вертолёта Ми-1 в различных вариантах и модификациях, в том числе 86 SM-2, развития Ми-1, большинство из них отправляли в СССР, в том числе скорее всего и музейный, так как в Ростове сделали в пять раз меньше машин. Музейный вертолёт Ми-1М стал последней и самой массовой модификацией этого лёгкого вертолета. На новой модификации Ми-1М были изменены боковые узлы крепления съемных гондол и контейнеров, менее "курносой" стала передняя часть фюзеляжа, откуда убрали систему вентиляции. Вертолет получил увеличенные габариты кабины, что сделало её более комфортной, оснастили всепогодным оборудованием, тормозными колесами, багажным отсеком. Конкретная история вертолета, который установлен на стойках у входа в музей не известна, кроме того, что заканчивал он её перед поступлением в музей в белорусском Центральном аэроклубе ДОСААФ имени дважды Героя Советского Союза С.И. Грицевца.
Mi-2 dwuster/Ми-2У (заводской № 547424111, сер.н. 074-24/WSK PZL-Świdnik (Wytwórnia Sprzętu Komunikacyjnego PZL-Świdnik, Польша). 1981. "Выставочный комплекс авиационной техники и павильон "Космос". История вертолета Ми-2 началась в конце 50-х, когда в США появился знаковый Bell UH-1 Iroquois. В отличие от американца Ми-2 имел сразу два ГТД, что обеспечивало его надёжность, но даже два ГТД двигателя ГТД-350 были слабее одного американского, видимо именно поэтому Ми-2 - единственный советский серийный легкий вертолёт, который должен был стать нашим Ирокезом, но им так и не стал, да наверно и не смог бы, все таки Bell UH-1 Iroquois получился выдающейся машиной. Да и советский генералитет так и не смог найти таким вертолетам нишу в для применения. С конструктивной точки зрения Ми-2 создавался на базе Ми-1 с использованием винта, узлов редуктора, трансмиссии, корпусных решений. Поэтому неудивительно, что вертолет полностью переделали для производства на WSK PZL-Świdnik, где вполне освоили Ми-1, тем более тогда Польша выглядела самым близким союзником с самым большим потенциалом промышленного развития. Ми-2 выпускались только в Польше, куда была передана вся документации и все конструкторские наработки после начала выпуска делались только там, в каком то смысле Ми-2 был на самом деле Mi-2. Самый "польский самостийный" PZL W-3 Gluszec на самом деле всего лишь модификация Ми-2. Вертолёт Ми-2У или по заводскому Mi-2 dwuster был учебно-тренировочным вариантом со спаренным управлением и инструкторским правым креслом, смещенным назад. На колонке с рулевыми тягами между лётчиками был расположен пульт для имитации неисправностей в полёте. Вертолёт "красный 17" заводской № 547424111 был построен в 1981 на заводе PZL-Swidnic, летал в Минском аэроклубе ДОСААФ до 1995, откуда с хранения и был отправлен в музей. В Боровой вертолет был окрашен в "нормальные" цвета советского ДОСААФ - верхняя часть зелёного цвета, нижняя - голубого. в Липках его перекрасили в актуальную ливрею ДОСААФ РБ - зелено-красно-синюю с белой полоской. Так как в музее есть и второй Ми-2У этот можно было бы и оставить в советских цветах.
Mi-2 dwuster/Ми-2У (заводской № 548624034, сер.н. 086-24,Бортовой №: EW-225AO/WSK PZL-Świdnik (Wytwórnia Sprzętu Komunikacyjnego PZL-Świdnik, Польша). 1984. "Выставочный комплекс авиационной техники и павильон "Космос". В минском музее авиации оказалось сразу два вертолета Ми-2У. Вторая машина стоит за музейным забором и формально принадлежит ДОСААФ РБ. Этот вертолет с белорусской гражданской регистрацией EW-225AO был построен в 1984 году на заводе PZL-Swidnic и эксплуатировался в Минском аэроклубе с бортовым номером "01" желтого цвета до 2005. Учебная машина была установлена 19 мая 2014 к 80-тилетию Минского аэроклуба перед въездом на территорию аэроклуба на аэродроме Боровая, на стойках рядом с Ми-1, а уже 5 октября 2017 этот Ми-2 был перевезен на аэродром Липки, новое место базирования Минского аэроклуба. Вплоть до начала строительства музея Ми-2 с гражданской регистрацией EW-333SL охранял въезд на территорию аэроклуба на металлических стойках, как сейчас стоит Ми-1 рядом. Но в 2024 его опустили на шасси и номер изменили на EW-225AO. Ливрея Ми-2У EW-225AO более простая, чем у второго вертолета этого типа на территории музея - просто в три цвета национального флага - нижняя часть зеленого цвета, средняя красного, верхняя белого.
Mi-2 dwuster/Ми-2У (Польша, WSK PZL-Świdnik (Wytwórnia Sprzętu Komunikacyjnego PZL-Świdnik). 1978. Историко-культурный комплекс «Линия Сталина». Дорога Р28, 31 км Лошанский с/с, Минская обл. Беларусь. Почему Ми-2 так и не стал "советским Ирокезом" история умалчивает, то ли потому, что производился и дорабатывался он в, Польше, то ли потому, что генералитет так и не понял, что такое вертикальный маневр, то ли вертолёт все таки был не так хорош, как должен быть и подходил только для работы на подхвате. В любом случае все модификации были разработаны в Польше, в том числе и учебная. Вертолёт Ми-2У или по заводскому Mi-2 dwuster был учебно-тренировочным вариантом со спаренным управлением и инструкторским правым креслом, смещенным назад. На колонке с рулевыми тягами между лётчиками был расположен пульт для имитации неисправностей в полёте. Музейный с заводским номером 545635058 и серийным 056-35 с бортовым – «06» белого цвета был построен в 1978 году на заводе PZL-Swidnic в Польше и использовался в ВВС сначала СССР, затем РБ. В музейной экспозиции вертолет в стандартной советской окраске
Mi-2 dwuster/Ми-2У (заводской № 548705054, сер.н. 087-05,Бортовой №: 20/WSK PZL-Świdnik (Wytwórnia Sprzętu Komunikacyjnego PZL-Świdnik, Польша). 1984. Парк "Патриот. Музейная площадка №1. Сектор ВКС. Московская область, Одинцовский район, городское поселение Кубинка. 55-км Минского шоссе. Вертолет в Парке Патриот был построен в 1984 на на заводе PZL-Swidnic и весь свой отлетал за 31 год в ВВС сначала СССР, а затем России. С 2015 году учебный вертолет был передан в музей Парка Патриот. Вертолет на пару с огромным Ми-26 занимает одну площадку и неизвестно кто выглядит выигрышнее - гигант или "спарка". Вертолет в хорошем, но не идеальном состоянии. А это жалко, так как стекла прозрачные и через них виден совсем не правильный салон, за которым никто не ухаживал уже давно. Конечно можно сделать кк в Минске, где хранятся сразу два таких вертолета, закрыв окна, но ведь лучше будет восстановить салон, да и вообще привести машину в нормальное состояние. Зато по всем признакам можно определить, что это именно Ми-2У польской разработки - вторая ручка управления, сиденье инструктора (правое) сдвинуто назад относительно сиденья пилота (левое), противовес на хвостовой опоре в наличии. Вертолет без внешних баков выглядит явно элегантнее.
Ми-8ТВ (з/н №3701/Казанский вертолётный завод) 1973. "Выставочный комплекс авиационной техники и павильон "Космос". Ми-8 кажется вечным, он всегда был, есть и видимо будет. Созданный в начале шестидесятых продолжает выпускаться сразу на двух площадках и сейчас. Музейному Ми-8ТВ в Липках в этом году 52 года - для экспоната авиационного музея заслуженный срок. Ми-8ТВ — «Транспортный, вооружённый» был принят на вооружение в 1968. Музейный вертолет с заводским номером 3701, сейчас имеющий на бортовой подвеске пару УВ-32-57, поступил в экспозицию из 248-я отдельной вертолетной эскадрильи особого назначения, базировавшейся в свое время в Липках. Вертолет передали Центральному аэроклубу Белорусского оборонного-спортивно-технического общества в 2001, так тогда назывался ДОСААФ. На аэродроме "Мачулищи" эскадрилья вошла в состав 50-й ордена Красной Звезды Авиационной Базы, которая стала наследницей 50-го ОСАП, с момента формирования и до 13 февраля 1989 работавшего в Афганистане и выведенного из-за речки на аэродром Мары, а затем передислоцированной на аэродром "Липки" в состав 26-й ВА Белорусского ВО. Точная история именно этого вертолета неизвестна, но он вполне мог быть и в командировке "за речку" в составе 50 осап. Боевой вертолет сейчас вернулся на место своего последнего базирования.
Ми-8СМВ (з/н 9767104/Улан-Удэнский авиационный завод). 1976. Историко-культурный комплекс «Линия Сталина». Дорога Р28, 31 км Лошанский с/с, Минская обл. Беларусь. Музейный вертолёт с "Линии Сталина" вместе с вертолётами в Кобрине, Гомеле и Березе не просто Ми-8, это разукомплектованные и подготовленные для "мемориализации" Ми-8СМВ, первая модификация вертолёта Ми-8 как вертолёта РЭБ. Ми-8СМВ был создан в 1971 для защиты фронтовой авиации от поражения фронтовыми ЗРК с размещением в грузовой кабине вертолётного варианта комплекса РЭБ „Смальта-В“ („Смальта-3“) и смонтированными на борту фюзеляжа смонтированы приёмопередающие антенны. Вертолеты служили в третьей эскадрильи РЭБ 65-й отдельного вертолётного полка в Кобрине, в ВВС РБ - 65-й транспортно-боевой вертолётной базы. После её расформирования в 2004 были переданы в 181-ю боевую вертолётную базу в Пружанах, где и были подготовлены для передачи музеям и мемориальным комплексам, так что бы ничего не напоминало об их первоначальном назначении. Но на бортах вертолета между окнами остались характерные площадки для монтажа антенн системы РЭБ.
Ми-8МТ (сн 30-76, зн 93076, Казанский вертолётный завод). 1978. Парк "Патриот. Музейная площадка №1. Сектор ВКС. Московская область, Одинцовский район, городское поселение Кубинка. 55-км Минского шоссе. В центральном Парке Патриот с 2016 года стоит самая "ходовая" модификация вертолета Ми-8 после го ремоторизации с двигателями ТВ3-117 от вертолёта Ми-14 с дополнительной газотурбинной установкой АИ-9В и пылезащитным устройством на входе в воздухозаборники, хвостовой винт был перенесён на левый борт. После производства в 1978 году на Казанском Вертолётном заводе служил в РВСН, обеспечивая связь, смену расчетов и боевую работу батальона охраны и разведки. В августе 1992 вертолет списали, после списания получил регистрационный номер RA-22167 и летал у авиакомпании "Вертикаль-Т", занимаясь частными перевозками. В 2005 вертолет вернули на хранение в ВВС РФ, для экспонирования был восстановлен на Кубинке на 121 АРЗ в начале 2016 года.
Ми-24П/изделие 243 (Завод №116 МАП (Арсеньевский машиностроительный завод «Прогресс», з/н 3532433216272). 1982. "Выставочный комплекс авиационной техники и павильон "Космос". Ми-24 единственный экспонат в музее, который Вам сфотографировать скорее всего не получится красиво и со всех сторон. Причина в посетителях:-((. Кабина Ми-24 самое популярно место в музее для посиделок от мала до велика с непременной очередью. Но то же надо, что делать. За время переезда с одного аэродрома ДОСААФ на другой аэродром ДОСААФ ударный вертолёт полностью перекрасили, сменились цвета, но базовая идея "амёб" осталось, только теперь они на зеленые на светлом фоне, а темно-зеленые на зеленом фоне, по крайней мере так естественнее кажутся. Ми-24П, вариант удачного вертолета с двуствольной пушкой ГШ-30 калибром 30мм в отличие от привычной с подвижной пулемётной установкой УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7, начал выпускаться в апреле 1981, за 10 лет было построено 620 вертолетов. Музейный вертолет Ми-24П "16 красный" заводской № 3532433216272 был построен в 1982 году на авиазаводе №116 в Арсеньеве и как предполагается служил в 181 отдельном вертолётном полку ВВС 40 Армии, четвёртая вертолётная эскадрилья которого была вооружена Ми-24 различных модификаций. После вывода из Афганистана полк базировался на аэродроме в Пружанах в составе 26-й ВА БелВО. После распада СССР, с 1991 года полк вошел в состав ВВС Белоруссии, а с 1 октября 1993 на его базе была сформирована 181-я боевая вертолетная база, откуда вертолёт и был передан в музей, где эта боевая машина экспонируется в "открытом" виде, из-за чего вызывает наибольший интерес у младшего поколения, забраться в кабину пилота или в боевое отделение десанта- самое интересное, что может быть в музее.
Ми-24П/изделие 243 (Завод № 116 МАП (Арсеньевский машиностроительный завод «Прогресс». Историко-культурный комплекс «Линия Сталина». Дорога Р28, 31 км Лошанский с/с, Минская обл. Беларусь. Музейный Ми-24П, вариант ударного вертолета с двуствольной пушкой ГШ-30 калибром 30мм, начал выпускаться в апреле 1981, за 10 было построено 620 вертолетов. Беларуси досталось после развала СССР 82 ударных вертолёта Ми-24 из которых 31 был продан за рубеж, а 6 МИ-24В и 4 МИ-24П до сих пор летают с аэродрома в Мачулищах в составе ВВС РБ. История вертолёта Ми-24П с "Линии Сталина" не просматривается, хотя скорее всего боевая машина с бортовым номером «11» белым без окантовки, как и вертолет из бывшего музея в Боровой, из 181-го отдельного вертолетного полка из Пружан, у которого на, вооружение было 43 Ми-24 и 18 Ми-8, который после вывода из Афганистана базировался на аэродроме в Пружанах в составе 26-й ВА БелВО. После распада СССР, с 1991 года полк вошел в состав ВВС Беларуси.
На этой машине закончим вторую часть рассказа об экспонатах Минского авиамузея. В третьей части продолжим рассказ о "вертикальных", в том числе редких, уникальных проектах самолётов и планерах. Это одна из самых интересных частей музея. Встретимся через неделю. Оставайтесь с нами, будет познавательно...
За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо: в телеграмканале https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам