Боди-хоррор с Деми Мур стал одним из главных фильмов прошлого года.
«Субстанция» — остросюжетный и провокационный хоррор, ставший одной из самых обсуждаемых премьер 2024 года.
Картина дебютировала на Каннском кинофестивале и завоевала награду за лучший сценарий, вызвав бурную реакцию критиков и зрителей. Фильм, снятый режиссером Корали Фаржа, сочетает элементы «телесного ужаса», феминистской драмы и социальной сатиры. В главной роли — Деми Мур, для которой участие в этом проекте стало эффектным возвращением на большой экран. «Субстанция» не только впечатляет визуально, но и задает непростые вопросы об идентичности и красоте и молодости как товаре.
О чем фильм «Субстанция»
Сюжет «Субстанции» разворачивается вокруг Элизабет Спаркс (Деми Мур) — некогда знаменитой телеведущей фитнес-шоу, которую внезапно увольняют из-за «возраста и устаревшего имиджа». Столкнувшись с кризисом самоидентичности, героиня узнает о подпольной процедуре под названием «Субстанция». Это инновационный препарат, способный создавать физическую копию человека — моложе, красивее, сексуальнее. Однако использовать ее можно строго по расписанию: оригинал должен уходить в спячку, пока «новая версия» живет полной жизнью.
Элизабет соглашается, и на свет появляется Сью (Маргарет Куолли) — идеализированная, обольстительная версия ее самой. Сью стремительно добивается головокружительного успеха, завоевывает общество, в том числе телевидение, и мужчин, вызывая у Элизабет не только восторг, но и нарастающую ревность. Главная героиня все больше теряет контроль над ситуацией, особенно когда копия начинает проявлять волю и выходить за пределы дозволенного.
По мере развития сюжета граница между оригиналом и копией размывается. Элизабет ощущает, что теряет не только тело и работу, но и собственное «я». А «Субстанция», призванная помочь, оказывается оружием самоуничтожения.
Отношения между Элизабет и Сью накаляются, они начинают ненавидеть друг друга. Когда Сью приглашают участвовать в масштабном новогоднем телешоу, она начинает использовать стабилизирующую жидкость в избыточных дозах. Это сказывается на Элизабет: ее волосы начинают стремительно седеть и выпадать, кожа покрывается морщинами, а тело преждевременно стареет. В отчаянии она звонит поставщику «Субстанции», но получает неутешительный ответ — либо она будет строго соблюдать баланс между копией и оригиналом, либо прекратит прием, но в обоих случаях уже никогда не сможет вернуться к прежнему состоянию.
После одного из телеэфиров с участием Сью охваченная яростью и бессилием Элизабет устраивает в квартире погром. В отместку Сью забирает из ее тела остатки стабилизирующей жидкости, еще сильнее ухудшая физическое состояние Элизабет.
Чем закончился фильм «Субстанция»
В канун новогоднего шоу у Сью заканчиваются ресурсы, и она связывается с поставщиком, который напоминает, что единственный способ пополнить запасы — действовать по инструкции, то есть вновь поменяться телами с Элизабет. Сью вынуждена последовать рекомендации.
Придя в себя после обмена телами, Элизабет с ужасом обнаруживает, что теперь она — обезображенная, лысая, горбатая старуха. В отчаянии она заказывает специальную инъекцию под названием «Уничтожение» и решает покончить с Сью. Однако, стремясь вновь обрести внимание публики, в последний момент отказывается от плана и спасает копию. Но Сью, очнувшись, понимает истинные намерения Элизабет и в ответ избивает ее до смерти, после чего отправляется на съемки шоу.
Смерть Элизабет запускает цепную реакцию: тело Сью начинает стремительно разрушаться. Она теряет зубы, ноготь, ухо, а организм буквально распадается на части. В панике Сью решает воссоздать себя, используя оставшийся активатор, несмотря на то, что повторное применение строго запрещено. В результате рождается ужасающий гибрид — «Элизасью», монстр с уродливыми пропорциями, искаженным лицом и перепутанными частями тела.
Монстр надевает платье Сью и маску, изображающую лицо Элизабет, с густо нанесенной красной помадой. Элизасью выходит на сцену шоу, но ее маска соскальзывает прямо перед зрителями, обнажая уродство. В студии начинается паника: один из мужчин обезглавливает чудовище, но из тела вырастает новая голова, а оторванная рука фонтанирует кровью. Шокированная публика разбегается, а Элизасью, истекая внутренностями, сбегает на улицу и там буквально распадается на органы и ткани.
Последний кадр фильма показывает лицо Элизабет — отделенное от тела, но все еще живое, оно ползет по тротуару к своей звезде на Голливудской аллее славы. Оно замирает на звезде, глядя в небо над Голливудом: вообразив, что ее снова любят и восхищаются ею, Элизабет улыбается и окончательно тает в луже крови. Утром уборщик молча смывает все, что осталось от ее славы и существования.
«Субстанция»: объяснение концовки фильма
Финал «Субстанции» можно интерпретировать как метафору разрушительного культа молодости и одержимости внешностью. Элизабет — жертва системы, где женское тело и лицо обесцениваются с возрастом, а попытки «соответствовать» ведут к потере индивидуальности. Сью — не просто улучшенная копия, она символ общественного идеала, который поглощает и вытесняет живого человека.
Концовка фильма — мрачная, трагичная, наполненная метафорами. Монстр в финале — символ ужасающей трансформации, к которой приводит стремление соответствовать навязанным стандартам. Это существо, появившееся на публике в новогоднем шоу, буквально распадается на части, заливая зал кровью. Сцена становится апофеозом телесного и эмоционального разрушения, вызванного безумной гонкой за молодостью, внешним совершенством и признанием.
Фаржа подчеркивает: в обществе, где царит эйджизм, женщины, по сути, обречены. Какие бы радикальные изменения они ни делали со своим телом, чтобы сохранить молодость, итог неизбежен — общество либо высмеивает их, превращая в «ярмарочных уродцев», либо вовсе игнорирует, выбрасывая за пределы видимости. Женщины теряют свое место, как только перестают соответствовать «идеалу», и превращаются в воспоминание о том, какими они были «на пике».
Финал фильма утверждает: мы неразрывно связаны со своими прошлыми версиями — юными, уязвимыми, красивыми. Но невозможно повернуть время вспять. Вместо борьбы с возрастом и самими собой важнее научиться принятию себя. Старение — это не уродство, как утверждает Сью по отношению к Элизабет, а естественный, достойный процесс, который не должен внушать отвращение или стыд.
В конечном итоге «Субстанция» выстраивает иронично ужасающий круг жизни: ты рождаешься, живешь, создаешь «горячую» версию себя, а потом эта версия тебя уничтожает. Так общество, одержимое молодостью, программирует женщин на самоуничтожение под видом самосовершенствования.
Читайте также:
«Привидению» — 35 лет: как снимали культовую мелодраму с Патриком Суэйзи, Вупи Голдберг и Деми Мур
«Субстанция» в реальной жизни: три звезды Голливуда, которые резко похорошели
Лучшие наряды и модные провалы звезд на «Золотом глобусе — 2025»