Репутация и стереотипы
Китайские автомобили долгое время страдали от плохой репутации. Еще 10–15 лет назад их качество и безопасность вызывали насмешки – достаточно вспомнить провальные краш-тесты первых китайцев. Именно тогда, в начале 2000-х, китайский автопром во многом испортил себе репутацию, пытаясь зайти на рынки с машинами невысокого качества. Первые модели марок Lifan, Chery, Great Wall отличались откровенно слабым качеством сборки: тонкий металл кузова без антикоррозийной защиты, слабые моторы и скопированная у старых японских моделей конструкция. В результате у россиян укоренился стереотип: «китаец» = ненадежный одноразовый автомобиль.
Современные машины из КНР действительно значительно улучшились по сравнению с тем, что было 20 лет назад. По дизайну и оснащению они уже не выглядят архаично – многие модели оснащены современными опциями и электроникой, а внешне не уступают корейским или европейским конкурентам. Тем не менее, настороженное отношение сохраняется. Согласно опросу ВЦИОМ, более трети россиян главным недостатком китайских авто по-прежнему считают низкое качество и недолговечность: 37% указали на общее плохое качество сборки, 28% отметили короткий срок службы и частые поломки. Лишь 14% опрошенных выразили готовность предпочесть китайскую машину, тогда как японские или немецкие бренды вызывают в два-три раза больший интерес. Иными словами, репутация китайских машин как ломающихся и сыроватых еще жива, несмотря на рост их популярности.
При этом эксперты отмечают, что картина не однородна. В премиум-сегменте китайцы уже могут конкурировать по качеству: флагманские марки вроде BYD, Zeekr, Hongqi, Voyah делают автомобили совсем другого уровня, и к ним гораздо меньше претензий. А вот массовые бюджетные модели – особенно те, что ориентированы на экспорт в развивающиеся страны – зачастую остаются носителями старых болячек. Я разберу, в чем именно заключаются проблемы китайских машин, почему они возникли и с чем связаны, а также как сами китайцы относятся к качеству своих авто.
Основные проблемы качества китайских авто (по оценкам специалистов)
Опытные автоподборщики и автоэксперты, регулярно сталкивающиеся с китайцами, выделяют ряд типичных недостатков этих машин. Вот ключевые проблемные зоны, о которых они предупреждают:
- Коррозия кузова и лакокрасочное покрытие. Главный бич ранних китайских авто – гниющие кузова – частично сохраняется и сегодня. В памяти автовладельцев еще свежи истории про новые Lifan и Chery, которые через 3–5 лет покрывались рыжими пузырями ржавчины и даже прогнивали до дыр. Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин прямо говорит: «Ключевая проблема – это качество металла. Все, что связано с коррозией – бич таких автомобилей. Мы видим, что они гниют, гниют даже новые… В перспективе 3–7 лет это неминуемо сильно ударит по состоянию кузова и цене автомобиля». Современные модели уже делают с оцинкованным кузовом, однако степень антикоррозийной обработки все равно недостаточна. Многие новоиспеченные владельцы сразу после покупки гонят машину на дополнительную антикоррозийную обработку, иначе через одну-две зимы велик риск увидеть очаги ржавчины. В сетях немало жалоб: если не обработать, то уже спустя пару месяцев зимней эксплуатации на кузове могут появиться «рыжики», а за год – серьезные повреждения лакокрасочного покрытия вплоть до сквозной коррозии. В качестве примера автоподборщик Никита Бетман рассказывает про относительно свежий кроссовер Geely Coolray с пробегом всего 25 тыс. км: «У него уже облупляется краска там, где спойлер и пластиковые накладки на порогах. Это говорит о том, что качество сборки отвратительное: детали не подогнаны, пластик трёт напрямую по кузову, и уже на маленьком пробеге краска начинает отлетать». Такие случаи подтверждают: лакокрасочное покрытие тонкое, технология окраски удешевлена, из-за чего сколы быстро превращаются в очаги ржавчины.
- Тонкий металл и прочность кузовных деталей. Помимо коррозии, вопросы вызывает сама жесткость и толщина металла кузова. По словам специалистов, у многих моделей тонкий кузовной металл, который плохо сопротивляется нагрузкам. Отсюда две проблемы: во-первых, низкая пассивная безопасность (кузов сильнее деформируется при ДТП), а во-вторых, банальная хрупкость наружных деталей. Михаил Мартынов, директор сети сервисов «Китаяна», отмечает, что бамперы на китайских машинах слишком хрупкие: «Качество бамперов часто оставляет желать лучшего. Любое касание – и они разлетаются на осколки». Достаточно легкого удара в парковке – и бампер раскалывается, тогда как у европейской машины ограничилось бы царапиной. Эксперты советуют относиться к кузову «китайца» бережнее: даже на мойке или при закрывании двери чрезмерное усилие может оставить вмятину. Толщина металла и ЛКП действительно меньше, чем у многих японских или немецких аналогов. В ответ на эти претензии представители дилеров возражают, что все материалы соответствуют нормативам, и «не нужно опираться на автомобиль», чтобы не появлялись вмятины. Но факт остается: кузова китайских авто ощущаются более «нежными».
- Слабое место – подвеска и ходовая часть. Еще одна распространенная жалоба – низкая надежность подвески и элементов ходовой. Многие китайские модели не рассчитаны на плохие дороги и суровую эксплуатацию – сказывается ориентир на домашний рынок с его условиями. Автоподборщики отмечают, что уже к 20–40 тыс. км пробега у китайца часто появляются стуки в подвеске, рвутся пыльники, текут стойки. «По подвеске проблемы начинаются в среднем на 25–40 тыс. км. <…> Многие недочеты допущены еще на этапе проектирования: автомобили изначально не предназначены для плохих дорог и российских условий», объясняет Никита Бетман. В Союзе автосервисов подтверждают: на 50–60 тыс. км у ряда китайских авто могут «сгореть» шаровые опоры и сайлентблоки – то, что в норме выдерживает вдвое больший пробег. «Слабость подвески – традиционная проблема. Если европейский или даже отечественный автомобиль спокойно выдерживает попадание в серьезную яму, то с китайским лучше обходиться гораздо бережнее», отмечает автоэксперт Ян Хайцеэр. Попросту, китайские автопроизводители часто экономят на ресурсе подвесочных компонентов (амортизаторы, резинометалл) и не адаптируют шасси под разбитые дороги – это подтверждается практикой.
- Двигатели и трансмиссии. Современные китайские легковушки почти все оснащаются модными downsizing-моторами – небольшими по объему, с турбонаддувом, непосредственным впрыском и множеством технологий. С одной стороны, это дает хорошую отдачу и экономичность. С другой – надежность таких нагруженных агрегатов под вопросом, тем более что простых атмосферников у китайцев почти не осталось. «Простая и надежная механика отсутствует как класс – ее место заняли преселективные роботы и вариаторы, изначально имеющие относительно невысокий ресурс», поясняет эксперт. То есть вместо «вечного» автомата старой школы или тем более классической механики ставятся коробки передач более капризные в долгосрочной перспективе. Встречаются модели с классическим гидроавтоматом, но их мало. По двигателям статистики долговечности пока недостаточно: «Еще нет 10-летней статистики, чтобы делать выводы по надежности. Для примера: концерн VW свои турбомоторы адаптировал более 20 лет», отмечает Бетман, намекая, что китайские турбодвигатели – относительно новое явление, их ресурс проверяется прямо сейчас на первых поколениях. Уже сейчас проявляются отдельные проблемы: так, на новых Haval Jolion были случаи выхода из строя топливного насоса высокого давления буквально на первых сотнях километров. Эксперты, правда, списывают это частично на низкое качество бензина в России – мол, льют 92-й вместо требуемого 95/98, что убивает нежный мотор. Тем не менее, советуют не надеяться на чудо: покупая китайский кроссовер с 1.5-литровым турбомотором и «роботом», не стоит ожидать от него ресурса как у условного Toyota Land Cruiser. «Автомобили, которые приезжают из Китая, – это довольно дешевые автомобили. Надеяться, что они будут хорошими, на уровне премиальных немцев (по надежности), не стоит», подчеркивает Антон Шапарин. Если аккуратно обслуживать и лить отличный бензин, турбомотор может пройти и 150–200 тыс. км. Но важно понимать: ресурс большинства китайских агрегатов пока загадка, а перегруженные малолитражки с турбиной теоретически менее надежны, чем более простые аналоги.
- Электроника и качество сборки. Китайские машины берут оснащением: большой экран, куча датчиков, камеры, электронные помощники – это их козырь против именитых конкурентов. Но обилие электроники оборачивается и частыми глюками. «Очень часто китайская электроника не выдерживает русской зимы – подвисают экраны, визжат парктроники, кнопки не откликаются на нажатия», отмечает эксперт Ян Хайцеэр. В сильный мороз владельцы Changan жалуются, что глючит мультимедиа и даже замерзают замки дверей – машину порой невозможно открыть или закрыть. На Haval F7x нередки стуки в рулевой колонке, требующие вмешательства, а у Geely Coolray некоторые меняют ремень ГРМ раньше срока из-за подозрительного износа. Специалисты автосервисов отмечают и висящие сопли – небрежно проложенную проводку под кузовом: провода не закреплены как следует, могут перетираться и замкнуть со временем. Качество сборки вообще неоднородно: были случаи, когда «одна и та же запчасть может подойти к одному автомобилю и не подойти к другому, даже если обе машины одной модели и марки», удивляется директор транспортной компании Сергей Чернов. Это указывает на проблемы стандартизации – на заводе могут ставить детали разных поставщиков без унификации, что затрудняет ремонт. Кроме того, часто нет толковых технических мануалов и карт ремонта – механики сталкиваются с отсутствием документации, им приходится проявлять изобретательность при диагностике сложных электронных сбоев. Как итог, пока машина новая – все эти high-tech плюшки радуют владельца, но в перспективе нескольких лет могут доставить хлопот. Эксперты честно говорят: объективно оценить надежность современной китайской электроники можно будет лишь через пару-тройку лет, когда первые массово проданные модели 2022–2023 гг. выйдут из гарантии. Многие «детские болезни», встречавшиеся 5 лет назад (дешевый пахнущий пластик салона, криво подогнанные панели), сейчас уже во многом устранены. Но новые проблемы – прежде всего, электронные – могут проявиться со временем.
- Дефицит запчастей и сложности в ремонте. Отдельно следует сказать о сервисе. Владельцы и страховщики отмечают, что ремонт китайских авто часто обходится дороже и дольше, чем европейских. Дело не только в конструкции, но и в логистике деталей. По кузовным элементам сроки поставки могут доходить до 1,5–2 месяцев. Если попал в ДТП – велика вероятность долго ждать новый бампер или крыло с завода. «Люди, попавшие в ДТП, ждут по полгода–году, несмотря на гарантию и каско. Парковки сервисов забиты машинами – кузовных деталей нет», описывает ситуацию Н. Бетман. Причина в том, что многие марки обновляют модели очень быстро и забывают выпускать запчасти на прошлые модели. Через 5–7 лет после выхода модели достать к ней оригинальные детали может быть практически нереально, если она уже снята с производства. В отличие от Евросоюза, где есть требование 10 лет обеспечивать запчастями, в Китае таких строгих норм нет. Более того, разные модели китайских брендов редко унифицируют детали между собой, даже внутри марки – почти нет взаимозаменяемости. Поэтому старую модель проще бросить и начать штамповать новую – таков подход китайского автопрома, отмечают эксперты. В итоге на вторичном рынке через несколько лет может не оказаться запчастей. Даже сейчас, по данным страховых, обращения по поводу поломок и аварий с китайскими машинами выросли в разы, сервисы перегружены, а средний чек ремонта китайца вырос на 10–25% за последний год. Это связано и с дорожанием запчастей, и с большим количеством страховых случаев. Страховщики фиксируют, что при одинаковых ДТП ремонт китайской машины выходит дороже, потому что она сильнее повреждается (например, тот же бампер разобьется вдребезги). При этом в мелких городах проблема еще острее – если в Москве что-то можно найти быстрее, то в регионах ожидание деталей к китайскому авто растягивается до месяцев. Ремонтопригодность у «китайцев» ниже: не все поломки могут устранить даже официалы, если модель новая и у мастеров нет опыта по ней. Многие владельцы на гарантийных авто вообще пока не знают о будущих сложностях – дилеры не афишируют слабые места машин, пока чинят по гарантии. Но по мере окончания гарантийного срока рынок, скорее всего, узнает еще немало неприятных сюрпризов.
Нужно отметить, что не все китайские бренды одинаковы. Есть определенный прогресс: с каждым годом качество подтягивается, производители учатся на ошибках. Китайцы вкладывают колоссальные деньги в развитие, переманивают зарубежных инженеров и дизайнеров. Как отмечает эксперт Дмитрий Попов, еще «лет через десять китайские авто избавятся от всех детских болезней и станут более чем конкурентоспособными». Пока же, по словам автоэкспертов, покупатель должен четко понимать компромисс: сравнительно низкая цена нового китайского автомобиля достигается за счет некоторой экономии на материалах, испытаниях и ресурсе деталей. «Покупая китайца, мы экономим при покупке, но переплачиваем при эксплуатации», резюмирует Никита Бетман. Если же взять более дорогую машину (например, японскую) – заплатишь сразу больше, но сбережешь деньги и нервы на ремонтах. Вот почему профессионалы советуют подходить к выбору китайского авто особенно тщательно: изучать отзывы, слабые места именно вашей модели и закладывать бюджет на доп. обработки и возможные ремонты.
Экспорт vs внутренний рынок: правда ли качество разное?
Среди автолюбителей бытует мнение, что китайцы отправляют на экспорт машины худшего качества, чем продают у себя на родине. Отчасти это подтверждается характером модельного ряда. Действительно, многие бюджетные модели, которые Китай поставляет в другие страны, не представлены на самом внутреннем рынке КНР. Например, ряд доступных кроссоверов, продающихся в России под марками Omoda, Jaecoo, Kaiyi и др., фактически ориентированы на экспорт и на китайском рынке занимают нишевые позиции или отсутствуют. Эксперт Н.Бетман отмечает: самые дешевые китайские модели идут в страны третьего мира и по качеству плюс-минус одинаково невысоки. То есть, по его словам, откровенно простые машины китайцы делают в основном «на вывоз», для развивающихся рынков.
Однако это не значит, что одна и та же модель в Китае и за рубежом целенаправленно отличается по качеству сборки. Скорее, различие в самих моделях и комплектациях. Китайский рынок огромен и очень конкурентный – там покупатели избалованы, и местные бренды соревнуются, выпуская все более совершенные модели (особенно в сфере электромобилей). Самые продвинутые и технологичные новинки китайцы сначала оставляют у себя, насыщая внутренний спрос. А вот на экспорт часто отправляются проверенные, но уже устаревшие технологически решения – например, старые платформы, которые в Китае сняты с производства, получают вторую жизнь под новым именем в других странах. Эксперты Autonews подтверждают: на внешние рынки зачастую идут далеко не самые передовые продукты, Китай экспортирует то, что уже освоено и обкатано дома. Иногда это вызывает недоумение у иностранцев – мол, почему нам привезли модель с двигателем предыдущего поколения или с минимальным набором опций. Отсюда и рождается слух, что «для себя делают лучше, а нам – хуже».
Прямых доказательств того, что заводы уменьшают качество именно экспортных машин, нет – все автомобили крупных брендов проходят одинаковый контроль качества по стандартам предприятия. Но разница в спецификациях возможна. Например, встречалось, что версии для России могли иметь меньше системы безопасности или упрощенную отделку салона, чтобы снизить цену. В Китае же могут предлагаться те же модели с более богатым оснащением по сопоставимой цене (благодаря господдержке и субсидиям). Кроме того, в самом Китае климат мягче в большинстве регионов, реагенты на дорогах не применяются – потому производитель мог не уделять должного внимания антикоррозийной защите или морозостойкости материалов. Иначе говоря, экспортируемые машины зачастую просто не адаптированы под наши условия так, как хотелось бы. Отсюда и ощущение, что они хуже.
Истоки слухов о двойных стандартах качества – в реальном опыте первых владельцев китайских авто в России, СНГ, Африке. Многие сравнивали: «китайская версия лучше проклеена, чем моя» или «у меня комплектация беднее, хотя за ту же цену». В целом же эксперты сходятся: дело не в умышленном снижении качества на экспорт, а в продуктовой стратегии. Китайские бренды могут считать некоторые зарубежные рынки менее требовательными – там можно продать и модель попроще. В то же время на развитые рынки (Европа, Австралия) китайцы сейчас выводят уже самые современные электрокары и гибриды, которые соответствуют высоким стандартам. Например, BYD, NIO, Xpeng – это бренды, которые в Европу везут машины топ-уровня, и там их качество действительно сопоставимо с мировыми лидерами. Так что утверждение «на экспорт – все самое худшее» верно лишь применительно к определенным маркам и странам. В нашем регионе до недавнего времени преобладали скорее утилитарные «бюджетники» из Китая. Сейчас же, с ростом конкуренции, ситуация меняется: китайцы понимают, что репутация важна везде, и стараются не допускать откровенного брака ни для какого рынка.
Почему их все-таки покупают по всему миру?
При всех перечисленных недостатках китайские авто завоевывают рынок – как так? Причины их глобального успеха кроются прежде всего в экономике и стратегии. Цена и оснащение – два столпа, на которых держится привлекательность «китайцев». По оценкам аналитиков, китайские производители предлагают автомобили примерно на 15–20% дешевле аналогов при схожем наборе функций. То есть за те же деньги покупатель получает машину на класс выше или с гораздо более богатой комплектацией. Например, при равной цене с корейским или европейским авто китайский кроссовер будет напичкан опциями (большой экран, панорама, ассистенты, кожаный салон), чем и берет многих покупателей.
Второй фактор – доступность и отсутствие альтернатив. В ряде стран (особенно в России после 2022 года) из-за ухода западных брендов просто не осталось нового выбора, кроме китайских марок. Как говорится, на безрыбье и китаец – автомобиль. Многие берут их не потому, что в восторге, а потому что других новых машин попросту нет: «Китайцев берут не потому, что это классные, интересные машины, а просто альтернатив сейчас нет», откровенно признает автоподборщик Бетман. Схожая ситуация в некоторых развивающихся странах Азии, Африки, Латинской Америки – китайские авто заполняют ниши доступного транспорта, где раньше господствовал либо импорт подержанных машин, либо устаревшие модели местного производства.
Кроме цены, китайский автопром сделал ставку на технологии будущего – прежде всего электромобили. Здесь Китай уже выходит в лидеры: такие бренды как BYD, NIO, Geely, MG стали мировыми игроками, предлагая электрички с большим запасом хода и современным дизайном. В Европе и других регионах китайские электрокары берут тем, что не уступают по качеству, но стоят дешевле аналогичных Tesla, VW и т.д. Также Китай контролирует значительную часть производства батарей и компонентов, что дает им преимущество в стоимости. Таким образом, на многих рынках китайские авто покупают за современные технологии по разумной цене – это касается особенно EV и гибридов.
Важно и то, что китайское правительство мощно поддерживает автопром: субсидии, льготы, огромный домашний рынок в 1,4 млрд населения создают эффект масштаба. При гигантских объемах производства себестоимость снижается, заводы отлажены. Государственная стратегия Китая – не максимальная прибыль с каждой машины, а максимальный объем выпуска и загрузка заводов. От этого выигрывает конечный покупатель: внутренние цены в Китае поддерживаются низкими, а экспорт поощряется. Миллионы проданных в год машин на родине дали китайцам опыт массового производства, который они теперь эксплуатируют по всему миру.
Наконец, маркетинг и гарантийные обязательства. Китайские бренды понимают, что нужно завоевать доверие, поэтому предлагают щедрые условия: например, гарантия 5–7 лет или 150–200 тыс. км стала почти стандартом у ряда марок (Exeed, Chery, Geely) – то, что раньше предлагал разве что Kia. Конечно, на деле такие гарантии часто имеют ограничения (распространяются только на основные узлы и при условии обслуживания у дилера). Но психологически это успокаивает покупателя: раз дают 7 лет гарантии – значит, уверены в ресурсе. Плюс китайцы зачастую предлагают богатое финансирование, trade-in бонусы, чтобы привлечь клиентов. Во многих странах доля китайских авто в продажах растет двузначными темпами, и по мере роста их парка будут улучшаться и сервисная инфраструктура, и доступность запчастей (китайские же фирмы сюда и инвестируют).
Таким образом, покупают их по вполне рациональным причинам: это относительно недорогой способ получить новый автомобиль с современным дизайном и функциями. Для многих частных лиц и даже компаний (такси, каршеринги) выгода перевешивает риск – первые несколько лет машина поедет по гарантии, а там можно и поменять. К тому же, как мы выяснили, качество постепенно повышается, и последних «китайцев» уже нельзя назвать совсем уж плохими. Их недостатки становятся менее массовыми, чем раньше, хотя проблем пока хватает.
Китайские машины в России: зачем берут и почему такие дорогие?
Отдельно рассмотрим ситуацию на российском рынке, поскольку она уникальна. В 2022–2023 гг. китайский автопром фактически вытеснил всех остальных: по итогам конца 2023 года доля китайских брендов среди новых легковых автомобилей в РФ достигла рекордных 61%. Россия стала крупнейшим рынком сбыта для китайских автоконцернов (около 14% всего их экспорта), хотя в 2025 году поставки несколько упали из-за экономических факторов. Сейчас в РФ официально присутствуют 50–60 китайских брендов – от массовых Chery, Haval, Geely до новых имен (Tank, Exeed, Omoda, BYD, etc.). Ассортимент колоссальный: только за 2024 год ожидается до 40 новых моделей из Китая. Для покупателей это означает широкий выбор, но и определенную лотерею с качеством, ведь многие марки незнакомы и неясно, как поведут себя их машины.
При этом возникает вопрос: почему в России китайские авто стоят так дорого, зачастую дороже, чем в самом Китае? Ведь одно из преимуществ – низкая цена. Здесь сказываются несколько факторов. Во-первых, логистика и налоги. Машины везут за тысячи километров, платят пошлину, утилизационный сбор. «По дороге цена увеличивается за счет утильсбора, транспортных расходов и наценки дилеров», объясняет автоэксперт Сергей Черкашин. В Китае тот же кроссовер стоит существенно дешевле. Например, Chery Tiggo 8 Pro на родине обходится около 1,7 млн рублей (в пересчете), а у нас его продают от 3,2 млн руб. – почти вдвое дороже. Geely Monjaro (флагманский кроссовер) – ~2 млн руб. в Китае против 4,1 млн в РФ. Даже более доступный Changan CS55: ~1,2 млн руб. в Китае, а в России – около 2 млн. Разница ощутимая. То есть при импорте стоимость удваивается, частично неизбежно (растаможка ~30%, утильсбор, доставка), а частично из-за маржи дистрибьюторов.
Во-вторых, курсовые разницы и экономика. Рубль за последние годы ослабел, и производители закладывают риски в цену. Кроме того, официальные импортеры стремятся получить сверхприбыль, пользуясь отсутствием конкурентов. Глава АвтоВАЗа даже заявлял, что цены на китайские модели в России «агрессивные» – то есть неоправданно высокие. Китайские бренды видят, что российские покупатели все равно берут (альтернатив мало), и потому не стремятся демпинговать. Некоторые новинки у нас стоят дороже, чем аналогичные модели в Европе, хотя логично было бы наоборот. Здесь сказывается и позиционирование: китайцы стараются вытеснить уходящих японцев и корейцев, заняв их ценовую нишу, а не продавать за бесценок.
Тем не менее, покупают активно. Несмотря на дороговизну, в 2023–24 гг. продажи китайских авто в РФ бьют рекорды (рост в разы по сравнению с «досанкционным» периодом). Покупают и частники, и корпоративные парки. Причины – как уже сказано: нечем больше заполнить гаражи. Премиум-немцев нет, новых японцев тоже нет, корейцы доступны лишь по параллельному импорту штучно. Поэтому люди идут к дилеру Haval или Chery. Доступность прямо «здесь и сейчас» тоже фактор: 7% респондентов в опросе отметили, что китайские авто можно легко купить без очередей.
Отдельно стоит учесть, что китайцы дают хорошие кредитные условия. Многие салоны предлагают кредиты под низкий процент, trade-in бонусы, гарантии до 7 лет – все, чтобы переманить клиента. В итоге даже при цене под 3 млн руб. средний кроссовер Haval может уехать в семью, которая просто не имела альтернативы на рынке.
Что касается долговечности и сервиса в РФ, то здесь есть проблемы. Уже упомянутый дефицит запчастей ощущается – особенно на параллельно ввезенные машины (их официальные сервисы и вовсе могут не обслуживать). Но массового исхода китайских брендов из России не предвидится. Для них наш рынок стал одним из ключевых и стратегически важных – уходить, бросив клиентов, они не собираются (по крайней мере, крупные игроки). Напротив, открываются новые техцентры, склады запчастей пополняются, налаживаются локальные сборочные проекты (завод Haval в Тульской области уже работает, обсуждается производство Chery и других). Поэтому есть надежда, что сервисная поддержка улучшится, и со временем содержание китайского авто в России не будет столь хлопотным.
Подводя итог: китайские автомобили сегодня – это компромисс между ценой и качеством. Многие их не любят за прошлые грехи – гнилые кузова, ненадежные узлы, плохую ремонтопригодность. Эксперты и опытные автоподборщики подтверждают: да, у «китайцев» есть системные проблемы (коррозия, ходовая, электроника) и объективные причины, почему они возникли – стремление снизить себестоимость, ориентир на внутренний рынок, отсутствие длительных испытаний. С другой стороны, ситуация постепенно меняется к лучшему: качество растет на глазах, новые поколения машин из Китая уже куда надежнее старых. Покупают их по всему миру благодаря сочетанию доступной цены и богатого оснащения, а также из-за дефицита других вариантов. В России китайский автопром и вовсе заполнил освободившуюся нишу, хоть цены у нас и кусаются. Главное – подходить к выбору трезво: изучать мнения авторитетов, отзывы реальных владельцев, знать слабые места модели. Как советует вице-президент НАС Ян Хайцеэр, в ближайшие год-два стоит внимательно следить, какие проблемы вскроются у новых китайских машин, переживших несколько зим. Ну а тем, кто уже купил «китайца», можно рекомендовать: берегите его, вовремя обслуживайте, делайте доп. антикор и не ждите чудес – тогда есть шанс, что он прослужит вам верой и правдой положенный срок.