Найти в Дзене
Театр на Юго-Западе

Интервью с основателями Маленького Русского Театра имени Чехова

Репетиция спектакля "Тайна зелёного сундука"
Репетиция спектакля "Тайна зелёного сундука"

В Театре на Юго-Западе уже несколько лет существует совместный проект с Маленьким Русским театром имени Чехова (МРТ). МРТ - добрый друг нашего театра и частый гость на нашей площадке. Хотим вас познакомить с основателями Маленького Русского театра. Итак, знакомьтесь: вдохновитель, режиссер и актриса Юлия Дегтяренко, а также актер и верный соратник Николай Дроздовский. Наше совместное сотрудничество называется проект «МЫ+». На сцене Театра на Юго-Западе они выступают со спектаклями «Совсем не дура», «Главн(ая)ое Роль», а также с Театральными чтениями – новым форматом литературных вечеров, а сейчас репетируют новую постановку. Мы взяли у них интервью. И рады поделиться с вами!

Расскажите, пожалуйста, о себе, о вашем театре.

Юлия Дегтяренко: Я закончила Ярославский государственный театральный институт, работала в разных театрах: в Новочеркасском драматическом театре им. В. Ф. Комиссаржевской, в Академическом театре драмы города Ростова-на-Дону, Московском театре под руководством А. Чихачева, в театре «Четвертая стена». Много, где работала. Потом судьба меня свела с Николаем Эдгаровичем. Мы с ним играли в замечательном спектакле «Биография» по Максу Фришу. И так хорошо мы с ним сработались, что решили не останавливаться на одном спектакле и пошли дальше. После «Биографии» было «Танго на миллион», потом много всего: Островский, даже сказки какие-то. Потом был спектакль «Крик». В процессе работы над ним, а работали мы вдвоем, нам показалось, что нам не хватает режиссерского взгляда. И Николай Эдгарович сказал: «Идите-ка вы, Юлия Александровна, учиться, вы же хотели». И Юлия Александровна, то бишь я, пошла учиться в Институт современного искусства. И попала к совершенно уникальному мастеру, Петру Глебовичу Попову. Он из тех корифеев, которых осталось сейчас очень мало, и судьба подарила такое счастье прикоснуться к этому человеку, к его знаниям. Это просто аристократичнейший человек, обладающий большой эрудицией и огромной любовью к театру, актерам, с пониманием, что такое театр, это такая редкость вообще, а сейчас, так тем более. Когда я начала учиться, Николай Эдгарович и тут меня обскакал: он познакомился с моим мастером, которому очень понравился, и теперь они практически друзья, а для меня он все-таки Петр Глебович. Когда я заканчивала институт, то думала, что моей дипломной работой будет спектакль «Крик» по Теннесси Уильямсу, собственно, из-за которого я и пошла туда. А им стал спектакль «Совсем не дура», оказавшийся очень удачной работой, с которым мы объехали уже полстраны. Были и на Дальнем Востоке, на Севере были, и по Волге поездили.

Репетиция спектакля "Тайна зелёного сундука"
Репетиция спектакля "Тайна зелёного сундука"

Николай Дроздовский: Я закончил Гнесинское музыкальное училище, факультет актера музыкального театра, учился у замечательного, тоже повезло, мастера, Матвея Абрамовича Ошеровского, но это было уже давно. Работал во множестве разных театров – и пластических, и музыкальных.

Юлия Дегтяренко: Сейчас является ведущим артистом театра Алексея Рыбникова.

Николай Дроздовский: Ведущий актер, мастер сцены. До заслуженного пока не дожил.

Юлия Дегтяренко: Зато был народным, где? В Казахстане?

Николай Дроздовский: Да, в Казахстане. Но это отдельная смешная история. Служу в театре Алексея Львовича Рыбникова.

Юлия Дегтяренко: А теперь еще и в Маленьком Русском Театре имени Чехова, где также является ведущим артистом.

Николай Дроздовский: Нет, здесь я являюсь народным артистом.

Юлия Дегтяренко: Вы народный любимец, Николай Эдгарович.

Как появился Маленький Русский Театр имени Чехова?

Юлия Дегтяренко: Театр родился из творческого дуэта – Николай Дроздовский и Юлия Дегтяренко. Родился он очень давно, около 15 лет назад, когда мы первый раз сыграли в спектакле «Биография». Так получилось, что нам настолько комфортно работать друг с другом, прямо очень комфортно, мы друг другу доверяем, смотрим в одном направлении, одинаково смотрим на театр и на его роль в жизни общества и человека, если громкими словами говорить. Из-за того, что наши точки зрения совпадают, нам несложно и репертуар выбирать. Вообще мы счастливые люди. Мы можем играть, где хотим, с кем хотим и что хотим, это такая редкость. И тем, кто нам помогает, мы тоже очень благодарны, что они позволяют нам быть счастливыми. Мы играли долго, просто не создавали театр. Играем и играем. Но, вот, год назад, родилось это название, МРТ им. Чехова. Название существует год, а в принципе нашему коллективу 15 лет. И мы хотим нести высоко над головой имя нашего любимого автора, писателя, драматурга.

Как началось сотрудничество Маленького Русского Театра с Театром на Юго-Западе?

Николай Дроздовский: Мы познакомились когда-то с Дмитрием Юрьевичем Берестовым в театре Сатиры.

Юлия Дегтяренко: Он увидел наш спектакль «Танго на миллион» и через какое-то время от него поступило предложение о создании проекта «МЫ+». И мы вошли сюда со спектаклями «Совсем не дура» и «Главн(ая)ое роль».

Николай Дроздовский: Замечательный проект «МЫ+»

Юлия Дегтяренко: Да, был создан специально для нас, мы очень этим гордимся, что Дмитрий Юрьевич разглядел в нас тех, кто достоин. Отдельный проект, но в составе театра. Замечательный театр, огромный репертуар, и мы очень благодарны, что они в огромном репертуаре таком находят место, чтобы представлять зрителю и наши спектакли. Сейчас у нас готовится к премьере спектакль «Тайна зелёного сундука» по юмористическим рассказам Аркадия Аверченко.

Репетиция спектакля "Тайна зелёного сундука"
Репетиция спектакля "Тайна зелёного сундука"

Расскажите, пожалуйста, о чем этот спектакль, и что для вас значит участие в его постановке?

Юлия Дегтяренко: О чем спектакль мы говорить не будем, иначе кто ж потом придет, когда все узнает, интрига пусть будет. А вот по поводу участия в постановке, идея этого спектакля родилась давно. Николай Эдгарович нашел прекрасный рассказ у Аркадия Аверченко, который называется «Тайна зелёного сундука», предложил его для наших «Театральных чтений» (у нас есть такой цикл – «Театральные чтения» – «Театр у микрофона»). Он мне его прочитал. Это было два года назад, чуть больше уже. На что я говорю, что это же может быть замечательный спектакль, не рассказ для чтения, а спектакль. Он сказал: «Да, было бы здорово». Я говорю: «Но он очень маленький для спектакля. Его надо сильно увеличивать». И вот мы занимались долгое время «увеличением». На базе рассказа «Тайна зелёного сундука» была создана целая пьеса по всем канонам драматургии – завязка, кульминация, развязка, интрига чтобы была. Естественно, так как это Аверченко, это – сатира, юмор, это – юмористический спектакль. Но мы попытались в него вложить теплоту домашнего очага, радость Рождества, предвкушение праздника. Чтобы он учил современных зрителей доброму, прекрасному, вечному.

Репетиция спектакля "Тайна зелёного сундука"
Репетиция спектакля "Тайна зелёного сундука"

Какие задачи и цели вы ставите перед собой в работе над «Тайной зелёного сундука»? Что бы вы хотели донести до зрителя через этот спектакль?

Юлия Дегтяренко: Мы с Николаем Эдгаровичем вообще приверженцы того, чтобы зритель из театра выходил на позитивной ноте. Мы стараемся все наши спектакли оканчивать позитивно. Даже если этого нет у авторов. Мы все равно придумываем конец, чтобы было все хорошо. Потому что, даже если это философский спектакль, например, как «Крик» по Теннесси Уильямсу, или романтический триллер, страшный, как «Танго на миллион», нам бы хотелось, чтобы зритель, думая, все равно уходил из театра на высокой позитивной ноте, понимая, что все будет хорошо. Мы живем в сложные времена, даже нельзя сказать «особенно сейчас», они всегда сложные, когда и так хватает проблем у людей. Они всегда приходят в театр, наверное, чтобы отдохнуть от чего-то. И если мы вкладываем в спектакль переосмысливание каких-то жизненных ситуаций, может быть, мировых проблем, то все равно хотелось бы, чтобы выход этот был на позитиве.

Какие спектакли вы показываете в Театре на Юго-Западе?

На сцене Театра на Юго-Западе были показаны спектакли: «Крик» по Теннесси Уильямсу; «Совсем не дура» по юмористическим рассказам Антона Павловича Чехова; « Главн(ая)ое Роль», это «спект—up», абсолютно новый жанр, который мы придумали, симбиоз драматического спектакля и стендапа. Провели в Арт-кафе «Театральные чтения». Сейчас готовим премьеру «Тайны зелёного сундука».

Репетиция спектакля "Тайна зелёного сундука"
Репетиция спектакля "Тайна зелёного сундука"

Как появился формат «Театральных чтений»?

Юлия Дегтяренко: Это наш проект, мы его придумали когда-то, потому что нас двое, а для такого формата не нужно никаких дополнительных технических средств: ни звукорежиссера, ни светорежиссера, ни монтировщиков, ни гримеров, ни костюмеров. Ты взял сумку и поехал куда угодно. Формат, который можно читать как в театре, так и в библиотеке. Изначально мы его вообще опробовали на наших друзьях. Собирали «квартирники» и просто читали. И оказалось, что это людям очень интересно, они с удовольствием слушают и говорят: «Да, здорово». И дальше мы стали искать материал. Ну, вы понимаете, с «Театральными чтениями» по Чехову было проще, потому что мы искали материал к «Совсем не дура» и пришлось много поработать с творчеством Чехова и, соответственно, оттуда родилось то, что не вошло в спектакль, но нам очень хотелось этим поделиться. Или, например, у нас в спектакль по Аверченко «Тайна зелёного сундука» тоже не вошел один рассказ, он совершенно не в формате нашего праздника в спектакле, но нам так понравился, что мы его включили в «Театральные чтения». Мы любим хорошую русскую литературу, а в исполнении талантливых актеров это беспроигрышно (смеются).

Какие произведения классиков русской литературы вы читаете в рамках этого проекта и в других спектаклях? Есть ли у вас любимые авторы или рассказы?

Юлия Дегтяренко: У нас есть любимые авторы, да. Антон Павлович, в первую очередь. С него и начались наши «Театральные чтения». Особенно мне нравится как Николай читает рассказ «Пересолил». В «Чтениях» звучат и Зощенко, и Тэффи, и много других авторов. Стараемся искать и современную литературу, с этим несколько сложнее, но мы всё время в поиске.

Как вы оцениваете современную театральную сцену? Какие тенденции и изменения вам кажутся наиболее важными?

Юлия Дегтяренко: Мы с Николаем Эдгаровичем не являемся приверженцами так называемого современного искусства, включая современный театр.

Николай Дроздовский: Не совсем так. И мы - современный театр. Всё, что сегодня — современно. И «Чтения» наши тоже, современные.

Юлия Дегтяренко: Мы приверженцы все равно классического.

Николай Дроздовский: Нас больше беспокоит, есть ли мысль в спектакле, который создается, и каким способом она выражается. Потому что есть различные способы. Все должно быть оправданно.

Юлия Дегтяренко: Мы приверженцы русского классического психологического театра. Это может быть комедия, это может быть трагедия, это может быть зарубежная какая-то современная пьеса, это неважно. Разбор пьесы, если идет: для чего я это ставлю, прежде всего – что я хочу сказать зрителю. С чем зритель уйдет после меня. Он уйдет с тем, что женщины прекрасны в любом возрасте, они прекрасны, просто надо это научиться видеть. Или – в мужчине главное не размер кошелька. Если мы понимаем, для чего мы это делаем, и зритель с этим уходит и думает, то, значит, здорово. Зачастую в современном искусстве больше форме отдают, нежели содержанию.

Николай Дроздовский: Эпатаж, это, конечно, здорово, но он не должен становиться самоцелью. То есть, взять классическое произведение, которое можно трактовать по-разному, находить разные линии, о разном ставить, как «Гамлета» ставят до сих пор все по-разному. Или «Короля Лира». Но способ выражения, эпатирующий, не ради чего, а ради того, чтобы обозначиться, «мы сделали не так, как все», такое извращенное восприятие.

Юлия Дегтяренко: То есть, мы за смысл. Глубокий смысл. Не важно комедия, трагедия, фарс. Есть смысл, что-то несут в зал, это читается – мы за это. А форма выражения – хоть цирковое представление.

Репетиция спектакля "Тайна зелёного сундука"
Репетиция спектакля "Тайна зелёного сундука"

Что бы вы пожелали зрителям, которые еще не знакомы с вашим творчеством?

Юлия Дегтяренко: Внимания (смеются). Просто, больше ходите в театры. Надо ходить и знакомиться и с нашим творчеством, и с творчеством других коллективов. Смотрите, сравнивайте, наслаждайтесь. Откликайтесь!

Николай Дроздовский: Потому что, чтобы оценивать творчество, надо с ним, как минимум, познакомиться.

Юлия Дегтяренко: Важно в таком многообразии, как сейчас, выбирать, что тебе нужно, чему ты больше доверяешь. Или, в конце концов, по отзывам. Недаром же, даже руководители больших академических театров, не стесняясь, в конце спектакля говорят: «Уважаемые зрители, мы будем рады каждому вашему отзыву». Мы тоже этому научились, Николай Эдгарович тоже теперь это говорит.

Николай Дроздовский: Пересилили себя, но произносим.

Юлия Дегтяренко: Неловко, мы все-таки люди другого формата, может быть, он несколько устарел, но приходится...

Николай Дроздовский: Идти в ногу со временем.

Юлия Дегтяренко: Да. И мы идем. До встречи в театре.

Театры
6771 интересуется